Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологические взгляды Т. Гоббса. Понятие общественного договора



Томас Гобсс (1588—1679) был выходцем из простонародья. Гоббс закончил Оксфорд в 1608 г, со степенью бакалавра, но от карьеры университетского преподавателя он отказался и стал домашним учителем барона Кавендиша. В семье знатных и богатейших дворян он познакомился со многими знаменитостями того времени, в частности с Бэконом, мысли которого Гоббс записывал под диктовку. А Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Трижды Гоббс вместе со своим воспитанником посещал Европу. В четвертый раз он отправился в Париж в эмиграцию (1640—1651). Здесь Г. ведет очень активную жизнь: пишет труды, участвует в собраниях, проводит дискуссии по актуальным темам. В это время Г. приступает к работе над главным своим трудом «0сновы философии», который делился на три части: «0 теле», «0 человеке», «0 гражданине». Великая смута на родине, неисчислимые жертвы гражданской войны заставили Гоббса начать свой труд с конца.

Гоббс начал свою карьеру знаменитого Ф.а с полемики с Декартом по поводу его «Метафизических размышлений». Ее суть заключалась в вопросе о природе мы-слящей вещи и об источнике наших знаний. Декарт настаивал, что действия мышления осуществляет вещь, которую обычно называют «я», и что я не есть тело, а духовная сущность. Она никак не взаимодействует с телами и все знания находит в себе самой в виде зародышей», или «врожденных идей». Гоббс нашел серьезные изъяны в рассу-ждениях Декарта и сформулировал положение, что, вероятнее, действия мышления осуществляет тело при помощи органов ощущений, через которые извне и поступают знания.

Полемика Гоббса и Декарта показала, что новая Ф.ия в самом своем истоке разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм. Представители Эмпиризма по вопросу об источнике наших знаний выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений человека. Рациона-лизм, наоборот, — течение, представители которого разрабатывали теории, обосно-вывающие положение, что через органы ощущений истинные знания поступать не мо-гут, и все знания имеют своим источником исключительно ум человека·

Гоббс был выдающимся мыслителем и самым последовательным эмпирии-ком потому, что, он разработал тщательно продуманную и очень стройную теорию познания и пытался объяснить с точки зрения эмпиризма весь действительный мир: природу, человека и общество.

Очень оригинальным и интересным является учение Гоббса об обществе.· Важное место в этом учении занимает понимание философии, которое он излагает в первой главе своих «0снов». Вообще Ф.ия, считает Гоббс, есть естественный человеческий разум, который усердно изучает дела Бога, чтобы найти правду об их причинах и следствиях. В этом смысле она врождена каждому человеку, так как всякий рассуждает о каких-нибудь вещах. Но в случае длинных рассуждений многие сбиваются с пути, потому что им не хватает правильного метода. Поэтому Ф.ия в собственном смысле определяется как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия из известных нам причин и, наоборот, возможные причины из известных нам действий. Поэтому хотя восприятие (образы, полученные от ощущений) и память (сохраненные образы) и являются знанием, к Ф.йи не относятся, т. к, они получены без рассуждения.·

Цель Ф.ии — использовать к нашей выгоде предвидимые ею действия.

Предмет Ф.ии — всякое тело, возникновение которого может быть объяснено посредством научных понятий, в котором происходит соединение и разделение. На основе своего определения Ф.ии Гоббс исключает из нее метафизику, теологию, магию и отождествляет ее с существовавшими во времена Гоббса конкретными науками и однозначно связывает ее с разумом.

Теория познания Гоббса показывает, что он значительно более последовательный эмпирик, чем Бэкон и все философы-эмпирики после него. В его учении о познании выделяются следующие основные блоки: 1) решение вопроса об источнике познания, 2) учение о природе и познавательных возможностях чувственного образа; 3) учение о происхождении и роли языка в мышлении; 4) проблема истины и метода. Так как все знания относятся к телам, а тела находятся вне человека, то знание просто не может возникнуть иначе, кроме как поступить извне.

Начинается познание с воздействия внешних тел на органы ощущений чело-века. ·В результате в них возникает движение частиц. Оно и воспринимается челове-ком как образ внешней вещи. Образ поэтому по своей природе есть кажимость. Ведь в сущности он — движение частиц, но люди видят именно образ, или картинку. Цело-стный образ складывается из частей, которые в свою очередь есть лишь нечто кажу-щееся. Это цвета, вкусы, запахи, теплота, холод, очертания, вообще, все качества, кото-рые, считает Гоббс, в телах существовать не могут. Но кажимость образов и их элементов хотя не открывает природы вещей самих по себе, все же правильно пока-зывает факт их существования и их движение, следовательно, и чередование.

Широко известно его учение о государстве и праве. Пытался разложить такое сложное целое (государство) на элементы и объяснить их простыми законами природы.

Все люди хотят хорошей жизни, но ни один не хочет уступить другому. До возникновения государства идет война против всех. В государстве, которое создается путем договора, граждане отдают свои права в пользу носителя власти, который в ответ заботится об их безопасности, и препятствует развязыванию гражданской войны. Вся власть – судебная, исполнительная, законодательная – принадлежит сюзерену, который силой сохраняет ее. Истинная вера то, во что верует сюзерен, а остальное – суеверие. Народ не имеет права на свержение власти, которую сам учредил.

Лучший способ власти – монархия. Гоббс не признавал разделения власти. Устойчивость государства зависит от выполнения закона, если он справедлив. Главное чтоб население правопослушным. Народ не бесправная толпа. Если сюзерен нарушает права граждан, они имеют право на революцию.

Естественная составляющая человека базируется на чувстве, а это может привести к уничтожению, самоистребления государственного состояние, базирующегося на разуме. Государство учреждено путем общественного договора, в котором должны участвовать все. Государственное устройство выведет людей из войны против всех.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...