Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм Декарта. Учение о субстанции. Проблема метода



Рационализм – это учение о том, что единственным источником знания является мышление, разум. Метод научного познания, изложенный Д. в его трудах «Рассуждение о методе» и «Правила для руководства ума», называется аналитическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости мышления, расчленения объекта на части и изучения их в отдельности, движения мысли от простого к сложному. Своим утверждением веры в познавательную силу разума рационализм играл прогрессивную роль в борьбе против темных сил религии.

Д. считал, что хотя опыт и эксперимент служат необходимой предпосылкой познания, но решающим критерием (мерилом) истины должны быть ясность и отчетливость мысли. Он с недоверием относился к показаниям органов чувств и до­верял только разуму. Может быть, все, что я вижу, на самом деле совсем не такое, как я его вижу. Д. считал, что если во всем, что я вижу, я могу сомневаться, но в том, что я сомневаюсь, сомневаться нельзя. Отсюда знаменитое, идеалистическое в своей основе, изречение Д.: «Я мыслю, следовательно, я существую!»

В границах декартовской физики не только внешний мир, но и психические процессы не имеют другой основы, кроме материи, обладающей самостоятельной творческой силой. Согласно его взглядам, материя заполняет пространство сплошь, не оставляя место пустоте.

Воззрения Декарта на природу носили механистический характер: Вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает бог, но впоследствии его развитие определяется самостоятельной творческой силой материи. Д. разработал, хотя и на механистической основе, идеи эволюции и провел их через все области учения о природе. Образование звезд и планетных систем осуществлялось благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Здесь Д. вплотную подошел к идее о материальном единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Чел-к же, и отличие от живот-ных, обладает разумом и речью, что выходит зa пределы действия законов механики. Для объяснения этих явлений Д. вынужден был допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции – души. Характерной чертой Ф.ии Д. является, таким образом, дуализм.

Первым вопросом Ф.ии для Д. был о возможности достоверного знания и оп-ределяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть Ф.ский скептицизм. Метод научного познания Д. называется аналитическим, или рационалистическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем – движения мысли от простого к сложному. И не нужно полагать человеческому уму какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...