Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натуралистический пантеизм эпохи Ренессанса (Н. Кузанский, Н. Копе-рник, Д.Бруно и политическая философия Макиавелли)



15-16 ст. в истории Ф.ской мысли принято называть эпохой Возрождения. Этот термин употребляется для определения периода возрождения античной культуры под воздействием коренных перемен в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Но В. на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. Развитие материального производства обусловило развитие техники, есте-ствознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схола-стики и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному позна-нию мира и человека.

Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу.

Ф.ия в эпоху В. воспринималась, прежде всего, как натурФ.ия, Ф.ия природы. Но для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Одним из характерных представителей Ф.ии эпохи В. был Николай Кузанский. Он ориентировался на традицию неоплатоников. Центральное понятие неоплатонизма – понятие «Единого». У платоников единое характеризуется через свою противоположность «иному», неединому. Николай Кузанский заявляет, что единому ничто не противоположно – Единое есть все. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же – это минимум.

Центральным пунктом Ф.ии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он – высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует на действительность не испытывая сам никакого ограни-чения, но ограничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем и сам он есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не сущест-вуют. Отстранить Бога от творений и останется небытие, ничто. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхо-ждения Вселенной и устройству Космоса. Кузанский фактически устраняет прин-цип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог – это «бесконечный максимум», а Вселенная – это «ограничен-ный максимум». Ограниченный максимум произошел от абсолютного максимума посредством ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом.

Согласно взглядам Николая Кузанского, центр и окружность Космоса – это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсут-ствия у мира стабильного центра, каким в средневековой космологии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавливает коперниковскую революцию в астро­номии, устранившую геоцентрическую систему строения мира.

Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничто-жимость – таковы исходные посылки Ф.ии итальянского мыслителя. На этом бази-руется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцентриче-ской концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем». «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет вокруг нашего Солнца», – писал Д. Бруно в книге «О бесконечности, все­ ленной и мирах».

Ф.ские и космологические воззрения Д. Бруно были неприемлемы церкви. Вскоре после выхода этой книги он был арестован и по приговору инквизиции сожжен на костре. Он не отрекается от своих взглядов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 992 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...