Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Никколо Макиавелли - политическая философия



Эпоха Возрождения радикально преобразила не только истолкование человека и его культуры, не только освободила их от диктата религии, но и радикально изменила содержание социальных и политических теорий. Макиавелли и Кампанелла, а впоследствии Гоббс и Спиноза стали рассматривать государство глазами человека и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Эпоха Возрождения была для Италии и Франции временем становления нации. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.

С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии и принимает в качестве методологического принципа автономию. Позиция Макиавелли собирательно и гибко выражает концепцию автономии в принципе "политика для политики".Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение: кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то должно сообразовываться с моральными ценностями. Этот принцип помещался в принцип автономии и стал основой нового видения фактов политики. Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни. Самыми популярными работами Никколо Макиавелли являются "Государь", "Рассуждения на первые десять книг Тита Ливия".

Реализм - это принцип жестокой трезвости. Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны.

Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ. Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская. "Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя. Но политическим идеалом Макиавелли был все-таки принцип организации государства по типу Римской республики, основанной на свободе и добрых обычаях. Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государя". Этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

18. Ф. Бэкон – родоначальник Ф.ии Нового времени. Критика схоластики. Разработка индуктивного метода.

Если во времена средневековья главные усилия человеческих умов были напра-влены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в век зарождающегося капиталистического производства наука и разум рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.

Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский поли-тический деятель и Ф. Фрэнсис Бэкон (1561–1626). В своей работе «Новый органон»(1620г.) Бэкон дал Ф.ское обоснование нового взгляда на цель и предназна-чение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки.

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель изобретений и открытий – человеческая польза. Для этого необходимо перестроить здание науки, проделав два вида работ: критическую и позитивную.

Критическая часть Ф.ской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об идолах или призраках и критику схоластического метода познания.

Главным препятствием на пути познания природы Б. считал засоренность сознания людей так называемыми идолами – искаженными образами действитель-ности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов, с кот. чел-ву следует бороться: 1)идолы рода; 2)идолы пещеры; 3)идолы рынка; 4) идолы театра.

Идолы рода – ложные представления о мире, которые присущи всему чел-кому роду и явл. рез-том ограниченности чел-кого ума и органов чувств. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть свой субъ-ективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъ-ективности и есть причина данного вида заблуждений.

Идолы рынка – ложные представления людей, порожденные неправильным упо-треблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.

Идолы театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных Ф.ских систем. Каждая Ф.ская система – это сыгранная перед людьми драма или комедия. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.

Преодоление идолов рода и пещеры возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей. Поэтому борьба с ними должно проходить через преобразования общественного сознания.

В связи с этим важное место в Ф.ской системе Б. занимает критика господствующей в средние века схоластической Ф.ии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы.

Для того, чтобы оторвать Ф.ию от бесплодных богословских споров и дать Ф.ии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение предмета, функций и спо-собов познания в теологии и Ф.ии. Теология изучает Бога – богопознание. Ее функция – обоснование и защита религиозного вероучения. Предмет Ф.ии – природа; цель Ф.ии – изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение – авторитет Священного Писания и церкви, а Ф.ия – на совпадение мысли с действительностью, на истину.

Центральная часть Ф.ии Бэкона – учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубо-кое практическое и социальное значение. Он – величайшая преобразующая сила, по-скольку правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека и увеличивает власть человека над силами природы.

Б. был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание начинается с восприятий внешнего мира, но они нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и до­полнении.

Б. проводит разграничение опыта на опыт плодоносный (практической пользе исследования) и опыт светоносный (теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета). Бэкон не абсолютизирует роль практической пользы и указывает на важность светоносных опытов.

Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в Ф.ии Бэкона выступает индукция. Индукция–это необходимая для наук, опира-ющаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказатель-ства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от обще-го к частному, то в индукции – от частного к общему.

Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей табли-це. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэ-кону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1). Таблица присутствия (перечи-сление всех случаев встречающегося явления); 2). Таблица отклонения или отсутствия; 3). Таблица сравнения или степеней; 4). Таблица отбрасывания; 5). Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

Этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки опирающиеся на непосредственные эмпирические исследова-ния, широко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...