Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема субстанции в Ф.ии Лейбница. Теория познания и проблема ме-тода



Немецкий Ф. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших, неделимых элементов, или монад – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

В «Монадологии» Лейбниц подробно описал свойства монад. Они есть основание всех вещей, представляют собой метафизические точки, т. е. лишены телесных, про-странственных и временных свойств. Монады созданы Богом в начале мира и оста-ются навсегда. Они строго индивидуальны, т. е. нет двух одинаковых монад, и абсо-лютно не воздействуют друг на друга. Их главная внутренняя характеристика – деятельность. Она распадается на три вида: перцепция (восприятие), стремление (переход от одного восприятия к другому) и апперцепция (восприятие восприятия, или сознание). В зависимости от этого и монады делятся на примитивные, монады-души и монады-духи. Примитивные монады имеют лишь смутные представления и являются основой так называемых «неодушевленных вещей». Монады-души обла-дают ощущениями и представлениями – это животные. Монады-духи — это разумные существа (люди и ангелы).

Бог, по Лейб­ницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат богом «предустано-вленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство), у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, разу-ма. Признавая основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а, с другой стороны, защищая идею бога-творца, Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной связи материи и движения. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин Ф.ского наследия Лейбница является его учение об индиви-дуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и беско-нечной Вселенной.

Теория познания. Лейбниц разрабатывает теорию познания в «Новых опытах о человеческом разумении». Здесь он подвергает критике положение Локка, что истин-ное знание возникает из ощущений. Если бы это было так, то животные, которые часто имеют очень совершенные органы чувств, обладали бы и более высоким знанием.

Люди обладают не только истинами, полученными из ощущении, но и знаниями, имеющими всеобщий и необходимый характер. Источником необходимых истин, составляющих действительно совершенное знание, может быть только разум человека. Но в таком случае в разуме должны находиться не­которые «зародыши» знаний, или врожденные идеи. Лейбниц тщательно обосновал эту концепцию врожденных идей и внес в нее существенно новое понятие «малых перцепций».

Врожденные идеи существуют, но в виде настолько «малых перцепций», что человек их не осознает. Ощущения важны в познании, но не как источник знания, а как стимул к тому, что­бы ум начал искать истину в себе самом.

Идеи, которые человек осознает, представляют собой интегралы (суммы, объединения) «малых перцепций». Их Лейбниц делит на темные, ясные, отчетливые, адекватные и интуитивные. Соответственно и знание делится: на темное и ясное; ясное – на смутное и отчетливое; отчетливое – на неадекватное и адекватное; адекватное – на символическое и интуитивное. Два последних Лейбниц считает выс-шими видами знания. Критериями их истинности служат логические законы тождества и непротиворечивости. Но Лейбниц настаивает на том, что никакими истинами не сле-дует пренебрегать. Из темного, смутного и неадекватного знания отбирается наиболее вероятное.

Кроме указанного деления знания Лейбниц подразделяет все истины на истины факта и истины разума. Истины факта устанавливаются органами чувств, имеют случайный характер и должны удовлетворять закону достаточного основания. Т.е, их можно принимать только если будут указаны основания, в силу которых это можно сделать. Истины разума подчиняются законам тождества и не противоречивости и по тому имеют всеобщий и необходимый характер.

Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...