Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.ия Аристотеля. Онтология и теория познания. Учение о категориях



А. (384-322 до н.э.). «Платон мне друг, но истина дороже».

Детищем А. была логика. Наука о мышлении и его законах изложена ученым в ряде его произведений, объеденных под названием «Органон» («Орудие»). Главным его Ф.ским трудом была «Метафизика», в ней изложено основное содержание Ф.ского учения А.

А. сохраняет характерное для элеатов и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного, но не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за отделение их от чувственного мира. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.

А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя – это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает форма. Таким образом, А. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно А., - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшей сущностью А. считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

А. всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Понятие энергии впервые было сформулировано А. Завершение развития, воплощение энергии у А. носит название энтелехии. Под энтелехией А. понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.

Телеологизм А. находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, А. предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма – цель.

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по А., присуща лишь живому существу. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

Разумной же душой, которая познает и думает, обладает только человек. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по А., основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным пра­вилам и нормам. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. А. разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для А., имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании.

Аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность. Согласно А., человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку А. занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего политически общественным существом.

Аристотель, создал учение о категориях (у него есть сочинение «О категориях»). Это учение основывается на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различает прежде всего две категории: сущности и качества. Так, по Аристотелю, идея добра и само добро соотносятся как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. «Добро», например, это категория качества, т. к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки). «Краснота» - тоже категория качества, т. к. не может существовать сама по себе, а только как свойство (красные вещи). Понятия Аристотеля «сущность» и «качество» (или «принадлежность») при переводе на латинский язык обозначили терминами «субстанция» и «акциденция» (они и сейчас используются в философском языке).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 670 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...