Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эпический род литературы. Эпические хронотоп и сюжет



Родовые свойства эпического хронотопа или картины мира. ОСОБЕННОСТЬ ЭПИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА – ПОЛНОТА (ИЗОБРАЖЕНО ВСЕ) И ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ. Полнота бытия передается через взаимодополнительности основных его аспектов: земного и небесного, материального и духовного, обычного и необычного, нового и старого, своего и чужого,внутреннего и внешнего и т.д. Принцип многообразия в малых жанрах (в котором описывается одно событие) реализуется особым подбором события: в нем должно отразиться все состояние мира. В новелле Проспера Мериме в одном событии фиксируется коренной сдвиг в состоянии всего мира, его переход в иное ценностное измерение. = В ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРАХ АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА МНОГООБРАЗИИ МИРА, А В МАЛЫХ – НА ЕГО ЕДИНСТВЕ. ОБЩИЙ ДЛЯ ВСЕХ ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ ТИП СОБЫТИЯ – ВСТРЕЧА ПЕРСОНАЖЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧАСТИ (СФЕРЫ, СИЛЫ) ЭПИЧЕСКОГО МИРА. два варианта: в древней эпике – поединок героев (например, Ахилла и Гектора), в романе – диалог-спор. Встреча персонажей раскрывает родство противоположностей, событие обнаруживает противоречивое единство мира. Об этом говорит равенство противников в эпопее (иногда их родство, так часто в качестве противников на поединке выступают отец и сын).

протекание диалога-спора в романе обнаруживает взаимодополнительность их жизненных позиций (например, Обломов и Штольц в романе Гончарова «Обломов», Базаров и Анна Сергеевна Одинцова в «Отцах и детях»). С особенностями эпического события связаны особенности структуры сюжета:

1. Удвоение (редупликация) центрального события. Для древней эпики характерно дублирование всех важнейших событий, их зеркальная симметричность (т.е. обратной симметрии). Пример: события в «Илиаде»: поединок Гектора с Патроклом (в доспехах Ахилла) и Ахилла с Гектором. В волшебной сказке и в авантюрном романе дублирующими событиями являются утрата и обретение, разлука и соединение. Принцип редупликации - отдельное событие выявляет единство и равноправие противоположных сил или начал, одинаково необходимых для бытия как целого, поэтому временный перевес одной из этих сил в конкретном событии должен быть компенсирован другим событием, совершенно подобным, но имеющим противоположный результат. В «Евгении Онегине» - два свидания и два письма героя и героини, в «Отцах и детях» два свидания Базарова с Одинцовой и два спора- поединка Базарова с Павлом Петровичем. В «Войне и мире» - подобие и контраст двух войн, усиленное двойным ранением одного из героев (Андрей Болконский), в «Преступлении и наказании» - убийство и раскаяние героя) и т.д. ЭПИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ ГОВОРИТ О ЕДИНСТВЕ И РАВНОПРАВИИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. 2. Эпическая ретардация (препятствие). В эпическом произведении обязательно должны иметь место события, вызванные стечением обстоятельствРетардация – результат равноправия инициативы героя и обстоятельств, в которых он вынужден действовать. ретардации в «Одиссее» - в препятствиях, которые отделяют отплытие Одиссея от стен Трои до возвращения его в родную Итаку. В «Мертвых душах» - это задержанный визит Чичикова к Собакевичу, который сталкивает его с Коробочкой и Ноздревым, к которым он ехать не собирался. В «Войне и мире» - отложенная женитьба князя Андрея, в «Преступлении и наказании» ретардируются оба главных события - преступление и раскаяние. 3. Равноправие и равноценность случая и необходимости. в эпических произведениях все пронизывается необходимостью, но и игре случая предоставлен простор. Случай сюжете эпического произведения необходим, потому что он выступает элемент сюжетной динамики. Пример: «Преступление и наказание», где убийство, с одной стороны, происходит с необходимостью, и в то же время конкретный факт убийства выглядит как игра случая (случайно подслушанный разговор, случайно найденный топор и т.д.). 4. Равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем. Как правило, в эпическом жанре – циклическое обрамление, т.е. начальная и конечная ситуации подобны (см. редупликация). Конечная ситуация отличается от начальной изменением внешнего статуса героя или его внутренним изменением. Так происходит в эпопее, авантюрном и плутовском романах, в русском классическом романе. Центральная часть сюжета представляет собой цепочку нанизанных эпизодов («Мертвые души). Кумулятивная часть сюжета играет ретардирующую роль. Взаимодействие двух сюжетных схем связано с соотношением случая и необходимости: в циклической «части» сюжета господствует закон, в кумулятивной – случай. 5. Случайность и условность границ сюжета. Примерами случайных и условных начал может служить начало «Илиады» (гнев Ахилла, вызванный тем, что он был обижен Агамемноном при разделе добычи), Не менее распространены и финальные «обрывы» сюжета («Евгений Онегин»). Открытые финалы «Война и мир», «Преступление и наказание». В этих случаях демонстрируется естественность открытости сюжета во времени - конец рассказанной истории одновременно является началом новой.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2623 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...