Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие события. Две концепции события



Событие фиксирует хронотоп=картину мира. Художественное произведение целом являет собой равновесие статического и динамического. С одной стороны, в нем всегда что-то происходит, меняется. С другой стороны, все происходящее укладывается в рамки некоего исходного единства, и выйти за эти рамки, не разрушив художественное целое невозможно. Понятие хронотопа фиксирует статику изображенного мира, событие фиксирует его динамический момент. Событие нужно отличать от происшествия. Происшествие - «любое внешнее изменение = то, что просто происходит. Пример: молния убивает человека. Событие связано с исполнением намеченной цели. Пример: завоевание вражеского города. Одно и то же изменение может быть и событием и происшествием в зависимости от того, в чьем кругозоре оно явлено. Пример: Эпизод из «Смерти Ивана Ильича: герой неловко соскочил с подоконника и ушиб бок. В кругозоре героя этот эпизод является простым происшествием (герой скоро о нем забывает и потом больше никогда не вспоминает), но читатель, приобщенный к кругозору автора понимает, что это именно событие, потому что это неловкое падение открывает цепь других событий, которые в конце концов и приводят героя к смерти. = событие определяется через отношение героя (и автора, потому что любая реакция героя дана нам в реакции автора на него) к своему пространственному и временному окружению. Ю.М. Лотман: «Событием в тексте называется перемещение персонажа через границу семантического поля». Семантическим полем называется группа слов, имеющая общее значение (контекстные синонимы), общую стилистическую окраску (просторечие, высокая поэтическая лексика, жанровый словарь (слова, имеющие специфическую жанровую окраску, например, словарь оды, словарь элегии и т.д.), архаизмы, неологизмы и тд.), общую тематику, т.е. соотнесенные (обозначающие) один и тот же предмет. Их единство и образует границу. Пример: в стихотворении «Классический балет» Бродского семантическая структура теста обусловлена полем грубого, «прозаического», цинического слова и слова поэтического. Событием является пересечение этой границы и «встреча»-столкновение этих семантических полей = изменение семантических границ. Событие становится возможным, благодаря изменению пространственно-временных границ. Событие есть переход персонажа через границу семантического поля в тексте произведения или части пространства-времени в его художественном мире произведения, связанного с представлением героя и автора о цели такого перемещения. Концом события является фиксация изменения пространственно-временного положения героя. Различают внешние события - выражаются в поступках героя и внутренние события - в его душевных движениях (например, переход от радости к унынию). И те, и другие входят в сюжет данного произведения и составляют разные его стороны.

Они могут существовать и раздельно: например, сюжет лирического стихотворения как правило не содержит внешних событий или они только повод для перехода во внутренний план, а сюжет анекдота не содержит никаких внутренних событий. Или, внутренние реакции персонажей авантюрного романа на внешние события не составляют читательского интереса, который сосредоточен как раз на внешней стороне событий. Возможно и гармоническое сочетание внешнего и внутреннего планов события. Например, в русском романе 19 в и в русской прозе этого периода, важно, как поведет себя герой (какие поступки он совершит) и как он будет реагировать (осмыслять, например) свои и чужие поступки.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 878 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...