Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эпический род литературы. Эпический текст



Схема характеристики родовых свойств эпического произведения = схема характеристики литературного произведения: уровень текста, уровень сюжета и уровень повествования. Эпический текст. Эпос с греч. «повествование» = свойство эпического рода литературы: изображающее слово (слово условного «автора») доминирует и организует художественное целое, в отличие от драмы, где доминирует как раз слово изображенное (тк текст драмы сводится к речамперсонажей), и в отличие от лирики, где различение слова изображающего и изображенного неактуально, тк лирический «герой» является одновременно и «автором». Изображённая речь (слово героя) тоже непременный элемент эпического произведения. В некоторых эпических произведениях древних и новых объем изображенной речи (слово героя) превышает объем речи изображающей (слово условного «автора»). Например, роман в письмах. В романах Нового времени важную роль играет слово героя, становясь смысловым центром произведения,

и возрастает роль диалога-спора, как композиционной формы. Романы Достоевского, в которых идейная проблематика сосредоточена в речах героев, а на долю повествователя достается осведомительная и организаторская функция. РОДОВОЕ СВОЙСТВО ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА - СОЧЕТАНИЕ РЕЧИ ИЗОБРАЖАЮЩЕЙ (авторской) И РЕЧЬИИЗОБРАЖЕННОЙ (героя). Авторская речь («повествование») может становиться «речью», речь героя становится «повествованием», герой выступает как автор, носитель ответственного слова о мире. Взаимодействие авторского и чужого слова осуществляется в двух взаимодополнительных вариантах стиля: линейном характерна стилистическая однородность всего текстаценностно-смысловые горизонты = позиции субъектов речи, повествователя и героев друг от друга отграничены и иерархически противопоставлены. Линейный стиль характерен для архаических эпических жанров. В «Илиаде» речь повествователя стилистически никак не отделена от речи героев, а речи героев друг от друга: о речевой индивидуальности Ахилла или Одиссея говорить не приходится. Живописном. Субъекты речи стилистически разграничены = каждый герой говорит своим языком речь Базарова отличается от речи Анны Сергеевны Одинцовой, Павла Петровича и Аркадия Курсановых, и все они вместе отличаются от речи повествователя, проницаемыми оказываются границы ценностно-смысловых кругозоров в плане текста к появлению т.н. гибридных конструкций = сочетанию своего и чужого слова в пределах одного субъекта речи. взаимодействие своей и чужой речи/внутренней (из мира героя) точки зрения и внешней (из мира автора) точки зрения присущ для романа и новых эпических жанров. ВТОРАЯ РОДОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА – ЕГО ФРАГМЕНТАРНОСТЬ. большой эпический художественный текст состоит из фрагментов: деление эпического текста на главы, тома, книги, наличие эпиграфов и т.д., малые эпические жанры в составе большого = вводные или вставные жанры. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» распадается на отдельные повести; лирические или драматические произведения, в том числе и произведения других авторов, например, в роман Достоевского «Идиот» входит стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный». МАЛЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ, не отличаясь фрагментарностью внутри себя, СТРЕМЯТСЯ К ЦИКЛИЧНОСТИ = стать фрагментом внутри некоего большего единства (цикла, книги т.д.).




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2577 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...