Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура словесно-художественного образа. Троп. Понятие внутренней формы слова



Согласно учению Потебни каждое слово в момент своего возникновения обладает тремя компонентами: внешней формой, т.е. определенным набором фонем (значимых звуков)=звукорядом, значением, т.е. соотнесенностью этого звукоряда с определенным явлением внесловесной действительности=содержанием внутренней формой=ближайшим этимологическим значением (этимология = происхождение), внутренняя форма указывает на признак, лежащий в основе наименования и является своего рода посредником между внешней формой и содержанием (значением) слова.

Пример: слово пожар имеет внешнюю форму в виде 5ти различающихся фонем. Оно обозначает охваченный пламенем какой-либо объект. Слово пожар восходит к глаголу «жърати» в значении быстрого поглощения, уничтожения. Т.е. ясно, что всякое слово возникает как метафора, т.е. путем сравнения. Поэтическое слово – это слово с актуализированной внутренней формой. Внутренняя форма слова – как бы сигнал, задающий направление мысли автору и воспринимающему его произведение читателю. Оно, в сочетании с определенным контекстом порождает ряд смысловых ассоциаций, который предопределен внутренней формой. Так все смыслы словообраза «подснежник» будут зависеть от ближайшего этимологического значения слова «под снегом». Но ассоциативные ряды могут давать достаточно широкий разброс: может, скажем, актуализироваться такой ряд: снег- белизна – чистота, юность, непорочность и т.д. А может и такой: снег – холод – смерть. В соединении с рядом цветок- живое – жизнь может давать образ жизни, побеждающей смерть. Образность художественной речи связана с употреблением в ней языковых средств, называемых тропами. Тропами называют такие изменения речевых конструкций, при которых их значение обогащается, расширяется, возникает иносказание, слово (выражение) приобретает сверхпредметное (небуквальное) значение. Тропы были открыты в глубокой древности, и с тех наука их изучает, систематизирует и классифицирует. Все виды тропов родственны между собой, происходят из одного источника, поэтому их можно свести к – метафоре. Само по себе наличие тропов не делает текст автоматически художественным произведением, они в изобилии встречаются в прагматической речи «Идет дождь», «Пропало желание с тобой разговаривать», «Оставь меня в покое», «Заткнись!» - все это тропы. = Нельзя отрывать образность произведений словесного искусства от естественного языка. Сравнение является и в обыденной речи очень эффективным способом речевой коммуникации. Точно так же отсутствие тропов не означает, что перед нами нехудожественное произведение.

10 типы словесной образности. «готовый» риторичесчкий образ

«Готовый» образ.

Ни для кого не секрет, что поэты в своих стихотворениях используют словообразы (метафоры). Все эти метафоры в присутствуют в европейской поэзии от ее истоков и в неизменном виде передаются от одного поколения поэтов другому. Поэтому они и называются топосами, или общими местами. До рубежа 18-19 вв. - доминирует именно такой тип образности, когда на слово как бы извне накладывается готовая схема его понимания. = Традиция словоупотребления, которая закрепляется в предписывающих (нормативных) поэтиках и риториках, которые диктуют автору, как употреблять, а читателю, как воспринимать смысл поэтического слова. Эту традицию объясняет обращение к древним формам бытования слова. Принято считать, что слово возникает как однозначное и конкретное, а впоследствии через метафоризацию обретает многозначность и обобщенное значение. На самом же деле исследования в области языка (и прежде всего исследования О. М. Фрейденберг) показывают прямо противоположную картину. Слово в момент своего возникновения изначально многозначно (тематично). Раз возникнув, готовый образ продолжает существовать в составе словесного творчества. В стихотворении Бродского «Классический балет» - образ прыжка = полета = поэзии = жизни и образ приземления = прозы = смерти, относятся к таким готовым образам, унаследованным Бродским в готовом виде из тысячелетней поэтической традиции.

11 Типы словесной образности. «Открытый» образ (поэтический символ

По мере того как искусство перестает быть традиционалистским и начинает выражать неповторимый уникальный духовный опыт личности (к первой трети 19 в.), на первое место в искусстве уверенно выходит другой тип художественной образности: «открытый» поэтический образ или художественный символ. = метафора - индивидуально-авторская и контекстуальная. Смысл метафоры может доходить до прямого разрыва с ее традиционным значением. Пример: стихотворение Блока «В неуверенном зыбком полете // Ты над бездной взвился и повис // Что-то хищное есть в развороте // Мертвых крыльев, опущенных вниз …», полет, который по традиции должен соотноситься с творчеством и жизнью, соотнесен с прямо противоположными реалиями: нетворческим началом, порождающим образ «бездушной птицы» (птица – один из традиционнейших символов души) «О, слепая, бездушная птица // чем ты можешь прославить Творца» и смерти «Но под легкую музыку вальса // Остановится сердце и винт».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 749 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...