Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции литературоведения. Оценка, познание, понимание, их соотношение



Три функции суждений о литературе: функция оценки = критика. При этом при оценке можно опираться на личное мнение (мне нравится), коллективный опыт (традицию восприятия), на выработанные путем логического анализа критерии ценности. Поэтика, возникнув как научная, аналитическая дисциплина (этот познавательный интерес очень заметен у Аристотеля) оказалась подчиненной критике. Поэтика на основе изучения классических образцов создает систему правил, которыми должен руководствоваться автор, создающий произведение. Критика - процедура приложения этих норм к конкретному произведению и оценка его на основании этих норм. = этот тип поэтики и получил название поэтики нормативной или предписывающей. Критика не может и шагу ступить без аналитики, потому что без нее она лишается критерия оценки, а аналитика вне критики теряет свой смысл. Функция познания = анализ текста. Мы видим предмет таким, как он есть, независимо от того, нравится он нам или не нравится, нужен он нам для чего-то или нет. Пример познавательного суждения: «Отцы и дети» - это реалистический роман; это суждение не связано с оценкой. Наука есть теория. Теория – это то же самое, что феерия, великолепное зрелище. Теория – это незаинтересованное созерцание истины. Функция понимания = прояснения смысла литературного произведения = интерпретация. Смысл - это духовная ценность, соотнесенность содержания произведения с категориями истины, добра и красоты. Пример понимания: «Отцы и дети» - роман о трагедии индивидуализма, о драматическом становлении личности. Духовное постигается духовным, и решающую роль здесь имеют не познания в области истории и теории, а то, что Белинский называл вкусом или «восприемлимостью души к впечатлениям изящного». Науку толкования текстов создали греки, она получила название герменевтика. Истолкование сводилось к реальному комментарию (т.е. объяснению буквального смысла некоторых отдельных слов и выражений). Если мы возьмем «Поэтику» Аристотеля, отца нормативной поэтики, то обнаружим, что его очень мало заботит проблема смысла, трагедий Софокла или гомеровских поэм. Потому что литературоведение этой эпохи в целом исходит из того, что смысл литературного произведения самоочевиден, оно не нуждается в толковании. Поэтому в нормативной поэтике требование ясности (оно же и знак достоинства), одно из базовых требований, предъявляемых литературному произведению, а «темнота» - это знак его недостоинства. Анализ и интерпретация могут состояться только после оценки, удостоверяющей его эстетическую ценность=убедиться, что перед нами именно произведение словесного искусства. Литературоведческий текст может быть целиком и полностью посвящен анализу и интерпретации произведения, а само оно в нем не оцениваться никак.

7. Два типа литературоведческой науки. Литературоведение как «служба понимания». Роль научных процедур при интерпретации литературного произведения.

На рубеже 18-19 вв. в европейской культуре прежде единое поле литературоведения начинает разделяться на две области: критику и литературоведческую науку, дистанция между ними с течением времени только увеличивается. В истории литературоведческой науки, с конца 19 в. мы можем выявить два представления о цели литературоведения как науки: литературовед Г.Н. Поспелов: конечная цель литературоведения – это ««создание картины развития художественной литературы какого-то народа в какую-то эпоху его жизни» (и, в перспективе, всех народов во все эпохи). При этом отдельные литературные произведения выступают как «части» этой общей картины, «памятники», по-разному воплощающие своеобразие национальной духовной жизни своей исторической эпохи». = Литературное произведение определяется как предмет (объект) или его часть литературного процесса,

а читатель – как познающий субъект = взгляд на литературу как на художественный документ о прошлом = читатель – наблюдатель = научный анализ текста на первом плане. Немецкий литературовед Х-Г Гадамер: изучать литературу - «не значит делать выводы об исчезнувшей жизни, но самим по себе в настоящий момент быть причастным к сказанному». = Литературное произведение перестает быть объектом, документом «исчезнувшей жизни»,

читатель не ограничивает себя позицией объективного («постороннего») наблюдателя, но переходит на позицию «активного соучастного созерцания» = он становится участником диалога между автором, как инициатором и организатором события художественного общения и его многочисленными реализаторами = на первом плане - интерпретационные процедуры (объясняющие смысл).

Смысл литературного произведения не есть что-то раз и навсегда данное, он меняется во времени и культурном пространстве, более того, изменение – это естественная форма существования смысла (к примеру, если в период античности темнота произведения воспринималась как его недостаток, то в 17в сокровенность смысла - признак глубины произведения («тёмный стиль в лит-ре Испании). Смыслом обладает произведение здесь и сейчас, в кругозоре нашего ценностного видения, и смыслом (возможно, другим., оно обладало в момент, когда произведение было создано). Непосредственное понимание произведений, значительно отдаленных от нас по времени, крайне затруднено. Наше понимание связано с предшествующими пониманиями. И чем полнее осознаются эти связи, тем продуктивнее (богаче) будет наше сегодняшнее понимание и наоборот. Филология вообще и литературоведение как ее неотъемлемая часть в его определении - есть служба понимания. Но толкование (=интерпретация) рискует быть субъективным (=произвол толкования),

а научность (=анализ текста)– это отличная преграда на пути такого произвола, залог культурной продуктивности толкования литературного произведения. Литературное произведение - эстетический объект, т.е. изменяющийся и растущий во времени художественный смысл. Знание основных понятий, с помощью которых описываются реалии литературного произведения как эстетического объекта должно способствовать максимально полной интерпретации смысла литературного произведения.

8 Структура словесного художественного образа. Образ и понятие.

В психологии под образом понимают некий слепок, копию с действительности, возникающую в сознании в результате деятельности наших органов чувств и прежде всего зрения. Образ противопоставлен понятию. Понятие - это тоже продукт высшей нервной деятельности человека, но, в отличие от образа, - это продукт умственной, а не чувственной деятельности. Художественный образ – это не чувственная копия единичного предмета, а другая форма осмысления мира, особый (только искусству свойственный) способ деятельности по духовному освоению действительности, конечная цель художественного творчества. В произведениях искусства образ является конечной формой деятельности. Образность в искусстве реализует себя в разном материале: в музыке это звук, в танце – жест, в живописи – линия и цвет, в литературе таким материалом является слово. Словесный художественный образ ближе всех стоит к понятию и даже является им до известной степени. Чтобы подчеркнуть это обстоятельство, современная наука выработала понятие «концепта». Концептом является любое слово (высказывание), художественное, научное и прагматическое (бытовое), потому что в нем осуществляется освоение внесловесной реальности. Структура словесно-художественного образа. Словесный художественный образ появляется в результате отношений, возникающих между структурой слова и его семантикой. Современная наука выделяет три типа словесной образности в литературе:

1) готовый (риторический) образ. Это так называемые топосы (общие места) и эмблемы.

2) «открытый» поэтический образ, или художественный символ

3) художественно-прозаический, или диалогизированный образ.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...