Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет литературоведения - литературное произведение как эстетический объект



Литературно-художественное произведение опознается в составе культуры по эстетической реакции на него. Ради этой реакции литературно-художественное произведение и создается. Эстетическая реакция может быть позитивной или негативной. И та, и другая обладают разными степенями интенсивности. От «гениально», «божественно» и так по нисходящей линии – «красиво сказано», «выразительно», «мило», «прикольно». То же самое в негативном плане. Высшую степень положительной эстетической реакции со времен древнегреческого мыслителя Платона, который и придумал это слово, принято именовать энтузиазмом (буквально - «присутствие Бога во мне»). Он имел в виду, что, переживая произведение искусства человек приобщается к некой высшей мудрости, его сознание изменяется, причем независимо от того, может или не может он описать это состояние, дать себе отчет в том, что с ним произошло.

Сходным образом описывает эстетическое переживание и Аристотель. Он называет это состояние катарсисом, то есть очищением или прояснением и раскрывает его содержание на примере трагедии. В процессе восприятия трагедии зритель переходит от сопереживания герою, к переживанию случившегося с ним (гибель) как высшей целесообразности, необходимости (смерть героя восстанавливает нарушившийся жизнепорядок, смертью герой искупает свою вину), т.е. он переходит с точки зрения героя на точку зрения высшего, божественного разума, в кругозоре которого события, совершающиеся с героем, изначально были благом.

П ри максимальной степени эстетической реакции, мы ощущаем в себе изменение сознания, мы как бы становимся лучше и мудрее не в том смысле, что мы поучили некую новую полезную для нас информацию (литературное произведение может не содержать новой информации), а именно во внутреннем смысле мы переживаем нечто, что изменяет, возвышает (восторгает) наше сознание.

Например, такое литературно-художественное произведение как пословица (афоризм). «Курица не птица, а баба не человек». Большинство людей сочтет это высказывание ложным с познавательной точкой зрения и небезупречным в этическом отношении. Тем не менее, любой может сказать об этом высказывании, что сказано ловко, выразительно, красиво, что говорящий выразил сполна то, что он хотел сказать. Признав это обстоятельство, мы как бы признали правоту эстетизма и обозначали эстетическое как автономное по отношению к другим формам духовной деятельности. Сознание, которое породило (сотворило) эту поговорку, исходило из того, что высказанная мысль (назовем ее идеей) верна в познавательном смысле и безупречна в этическом. Очевидно, что пережить это высказывание как красивое заядлому женоненавистнику легче, чем упертой феминистке. Очевидно и третье: если я буду пленен красотой этого высказывания, при том, что оно противоречит моей этике, то я буду искать компромиссные варианты его истолкования, например, в духе «равные, но разные».

Набоков считал «Евгения Онегина» Пушкина естественным центром его творчества. Между тем в комментариях к «Евгению Онегину» он достаточно часто отмечает неточность отдельной рифмы, вялость и темноту отдельных выражений, противоречия и т.д.

=читательское сознание, направленное на роман «Евгений Онегин», не пассивно, оно носит активный и оценивающий характер, мы не замечаем отдельных шероховатостей произведения. Мы хотим увидеть этот роман как неизбыточную полноту и видим его таким. С другой стороны, само это стремление ведь отнюдь не автоматично, мы вовсе не стремимся отнестись так к любому тексту

=есть в самом словесном произведении нечто такое, что актуализирует наше стремление увидеть его как самодостаточное.

ЦЕЛОСТНОСТЬ, Т.Е. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ЭТО ПЛОД СУБЪЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИЧЕМ НЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, А ПЛОД СОВМЕСТНЫХ ДУХОВНЫХ УСИЛИЙ ЦЕЛЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ, НО РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ В НЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ САМОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ, КОТОРОЕ ЭТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНИЦИИРУЕТ, ПРОБУЖДАЕТ В НАС. Ц елостность - минимально достаточный признак эстетической ценности. Это свойство было осознано человеком еще в античности.

ПРЕДМЕТ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ «ЕСЛИ НИ ПРИБАВИТЬ, НИ УБАВИТЬ, НИ ИЗМЕНИТЬ В НЕМ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ, НЕ СДЕЛАВ ХУЖЕ». Целостность литературного произведения можно охарактеризовать как его завершенность. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖИТЬ. П родукты познавательной и этической деятельности человека не обладают целостностью, т.к. известно, что истины в конечной инстанции нет, как нет предела нравственному совершенству (ученый начинает там, где остановился его предшественник и продолжает его работу и т.д).Целостность: объективное свойство предстоящего предмета, существующее независимо от нашего сознания или это наше субъективное представление о предмете. = Литературно-художественное произведение есть эстетическая ценность, или эстетический объект.

Но мы не можем поставить знак равенства между понятиями «литературное произведение» и «эстетический объект».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...