Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура литературоведческого знания. Исторический подход. Исторические закономерности развития европейского литературоведения



Социологическо-исторический подход:

Литературное произведение, будучи эстетическим объектом, в отличие от природного эстетического явления (цветка), создано людьми и для людей. Иными словами, литература – это общественное, социальное явление. В литературе отражаются социальные отношения между людьми; на творчество писателя влияет его социальный статус.

Г.А. Соловьев сближает литературу с этической деятельностью человека и считает, что литература выражает требование человеческой личности к обществу в целом или социальным группам в частности, если общество разделено на эти группы и их мораль противостоит друг другу. Можно зафиксировать ситуацию, когда эстетическая значимость отдельных литературных произведений не совпадает с их общественной значимостью. Примеры: русский классицизм, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Но из этого не следует, что эстетически полноценное произведение не обладает общественной значимостью. Почти одновременно с эстетическим подходом (эстетика была чисто немецким изобретением, неизвестным за пределами Германии) возникает социологический подход к искусству: В конце 18 в. французская писательница Жермена Де Сталь опубликовала книгу «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями». Методологическая установка (=наиболее общие принципы рассмотрения явления), впервые заявленная Мадам де Сталь, легла в основу многочисленных историй национальных литератур и в основу того типа литературоведения, которое получило название ангажированного: понимают литературу как форму выражения коллективного сознания (в том числе и советское марксистское литературоведение, 20-х-70-х гг). Но очень скоро эти два подхода (эстетический и исторический) встретились. И тогда выяснилось, что они изначально враждебны друг другу. Примеры: Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Д.Н. Овсянико-Куликовский. Оказывается, что разность двух областей литературоведения (эстетизированной теории и социологизированной истории): мы имеем дело с разными предметами: в первом случае с литературным произведением как эстетическим объектом, а во втором случае с литературным произведением как феноменом социальной жизни, с феноменом культуры. Принципом мышления в европейской культуре начиная с 18 в. становится историзм.

ИСТОРИЗМ – ЭТО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ - ЗАКОНОМЕРНОЙ, ПРОДУКТИВНОЙ И НЕОБРАТИМОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

Исторический подход приравнивает литературу к другим формам социальной жизни, а социальная жизнь Европы, начиная со второй половины 18 в. претерпевает колоссальные и все убыстряющиеся изменения, для этого подхода естественно делать акцент на динамике литературных форм и сосредоточивать свое внимание на сегодняшнем дне литературы. Эстетический подход уже в момент своего возникновения тоже обладает историзмом:

немецкая эстетика, начиная с романтиков, исходит из того, что литература развивалась, проходя две эпохи, связанные между собой: классическая эпоха (поэзия античности и прежде всего «высокая классика», Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Пиндар, Сафо) и романтическая (средневековья - Возрождение (Данте, Шекспир, Сервантес) и поэзия рубежа 18-19 вв (Гете, Шиллер, Вальтер Скотт, Байрон). Все признаки историзма (целесообразность, продуктивность и необратимость) здесь налицо. Но это историзм, не прогрессивного, а кумулятивного типа, тк классическое искусство, уходя безвозвратно в прошлое («возродить» его нельзя, потому что в корне изменилась духовная жизнь человека), своей ценности не теряет и продолжает жизнь в составе культуры современного человека. Начиная с 19 века, для западноевропейского литературоведения в целом (в наибольшей степени для – французского, в наименьшей – для немецкого) магистральным путем оказался все-таки путь специализации - возникновение новых и новых литературоведческих дисциплин и углубляющийся между ними раскол (20 в.: неориторика (риторика литературного произведения), генология (наука о жанрах), нарратология (наука о повествовании), литературная антропология, гендерное литературоведение, грамматология (наука о формах Письма), рецептивная эстетикаи др). Мы исходим из того, что литературное произведение – это чрезвычайно сложное, многоаспектное, многослойное образование, причем каждый его слой слабо или вовсе не связан с другим слоем, не взаимодействует с ним = возможность и необходимость обособления научных дисциплин, занимающихся изучением литературного произведения. Но все эти слои, аспекты - не более чем абстракция, следствие аналитической направленности нашего ума, а в реальности культурной жизни мы имеем дело с единым и цельным явлением – литературным произведением. Отсюда вытекает задача: снять перегородки между дисциплинами, свести вместе результаты, полученные при разных подходах, но не механически сложить их, а синтезировать, чтобы научное описание литературного произведения отвечало его целостной природе – это тенденция к универсализации знания.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...