Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура литературоведческого знания. Поэтологический подход. Исторические закономерности развития европейского литературоведения



Подход, в котором литературное произведение рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как словесная вещь, анепосредственным ее предметом становится слово, возник в Древней Греции, в 4 в. до н.э., отцом такого подхода считают греческого философа Аристотеля. Его трактат «поэтика» (которым позже стали обозначать всю совокупность знаний о литературе) положил начало этой традиции. Та кой подход оставил неизгладимый след в нашей науке. Прежде всего, в ее названии: филология (логос по-гречески слово). Структура нашего филологического образования восходит к древнегреческой школе, где грамматика и поэтика (риторика) - две ступени (первая и вторая) единой науки о речи, языке (была еще и третья, высшая, ступень). В этом подходе наука о литературе сближена с наукой о языке (лингвистикой) и особенно с теми ее разделами, которые имеют дело с речевыми единствами большими, чем слово и предложение. Эти разделы в Древней Греции именовались риторикой. Возникнув вначале как разные научные дисциплины (поэтика - теория поэтической речи и риторика - теория прозаической речи), в эпоху эллинизма (т.е. в 1в до н.э.) практически слились в одну дисциплину: поэтическую риторику или риторическую поэтику. Поэтика: разработала учение о литературных родах: эпос, лирика и драма; описала структуру существовавших тогда литературных жанров; создала учение о литературе как системе поэтических жанров = представление о том, что различные литературные жанры сосуществуют рядом и взаимодействуют между собой, дополняя друг друга и в совокупности образуя некоторое целое; создала теорию поэтических стилей, разработала основополагающие категории: сюжет, композиция, создало учение о метрической и ритмической организации стихотворной реч и и др. Оно создало язык описания литературного произведения как продукта речевой деятельности человека.

Литература – это абстракция. Реально мы имеем дело с литературными произведениями. Поэтика мыслит себе жизнь литературы во времени - исходит из представления о том, что любое явление (в нашем случае литературные жанры) обладают некой неподвижной сущностью, обладает некоторой внутренней энергией, стремится реализовать свою цель. И эту свою сущность они обретают почти сразу же после своего возникновения. Аристотель: «трагедия некогда развивалась, но остановилась, достигнув предела своего развития», т.е. дальнейшее изменения в литературе могут быть только ее порчей (отсюда термин Возрождение), или непринципиальными вариациями, например, приспособление литературы к новому языку, освоение по уже готовому образцу материала другой культуры и т.п. Исчезнув на столетие в 18в (для нового литературного сознания обоснование специфики литературы только как словесного искусства - неактуально и недостаточно, т.к для новых форм словесного искусства, которые начинают возникать и развиваться в европейской литературе начиная со второй половины 18в.-романтизм, реализм, которые стремятся не обособиться от естественной речи, что присуще искусству предыдущих эпох, сколько максимально к ней приблизиться) поэтика как наука возрождается в конце 19 – начале 20 вв. прежде всего в австрийской и особенно в русской филологии (т.н. русская формальная школа) под названием теоретической поэтики. Теоретическая поэтика так же ориентируется на язык и речь как ближайшую к литературе форму деятельности человека, и эта поэтика так же акцентирует внимание на том, что при всех исторических изменениях остается неизменным.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 458 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...