Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конфессиональное догматическое воспитание (Гегель). Вопрос о религиозном воспитании... является одним из самых спорных вопросов в педагогике. <...> Конфессионально-догматическое воспитание... главной своей целью ставит обучение ребенка догматам данного вероисповедания. Эта форма религиозного воспитания особенно ярко выступает в лютеранстве, обычное убеждение которого то, что воспитанник, усвоивший катехизис Лютера, становится действительно религиозным человеком. (с.60)
Горячим поборником такого воспитания в XIX в. был Гегель. Он требует раннего и притом догматического обучения. <...> С точки зрения Гегеля, и во всем дальнейшем ходе религиозного воспитания обучение догматам должно преобладать, так как оно служит интересам развития философского умозрения.
Взгляды Гегеля отразились в «Регулятивах» Штиля, которые почти 20 лет (1854— 1872) регулировали программу немецкой народной школы. <...> Конфессионально-догматическое воспитание сводилось к зазубриванию огромной массы учебного материала.
Конфессионально-обрядовое воспитание (Победоносцев). <...> В России противником сведения религиозного воспитания к религиозному обучению был Победоносцев (1827—1907). По его мнению («Ученье и учитель»)... школа должна быть не местом учения, но местом воспитания, именно религиозного церковного воспитания, сущность которого Победоносцев видит в участии в церковном богослужении. Настаивая на этом, Победоносцев как бы воскрешает против лютеранского интеллектуализма средневековую религиозную педагогику, которая также в культе, вере и религиозных упражнениях видела основу религиозного воспитания. <...>
Православно-христианское воспитание (отцы церкви; Хомяков; Ушинский; Юркевич). <...> Каковы основные идеи ранней христианской педагогики? Основная мысль ее — вера, действующая любовью... С одной стороны, ребенку внушается вера в воплотившегося из любви к человечеству и претерпевшего крестные муки Сына Божия, и таинство веры, крещение, приобщает ребенка к благодати Божией; с другой стороны, ребенку внушается самоотверженная любовь к Господу Богу и ближнему своему. Такова самая ранняя идея христианской педагогики.
К этой идее присоединяется другая — создание из ребенка достойного члена Церкви. <...> Средством для такого создания из ребенка члена Церкви служит прежде всего участие в Богослужении: «Кто не ходит в общее собрание, тот уже осудил себя в гордости; вводите с собой в такое собрание и детей ваших» (Игнатий Антиохийский). <...> Церковь должна быть прообразом для семьи — домашней Церкви: «Нам нужно иметь такое же согласие дома с домовладыкою отцом, в Церкви — с епископом, как струны в цитре» (Игнатий). <...>
Первоначальное религиозное воспитание сводится к внушению непосредственной веры и любви. Вера, Надежда и Любовь — кардинальные христианские добродетели. Апофеоз веры и любви с педагогической точки зрения мы находим у Хомякова (1804— 1860). По его мнению, вера представляет высшую точку всех помыслов человека, тайное условие его желаний и действий, в ней его будущность, личная и общественная; вера проникает все существо человека и все отношения его к ближнему. <...> (с.61)
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!