Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская философия в XVIII- нач. XIX вв. Радищев. Славянофилы и западники. Философские воззрения революционеров-демократов



Русская философия начинает свое существование с 19 века. Являясь частью мировой философии, одновременно является самостоятельным направлением. Русская философия – философия предупреждения. Главная идея – нравственный запрет – на любые социальные изменения, которые рассчитаны на принуждение и насилие над личностью. В 40-50 г.г. 19 в. русская философия разделилась на 2 направления: западничество и славянофильство. Представители западничества утверждали, что Россия с Петровских времен привязана к Западу. Их работы воспроизводят идеи западноевропейских мыслителей. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский)

Славянофилы выступают с обоснованием самобытного развития России. Считают, что плоды цивилизации в Европе оборачиваются потерями – потерями человеческой личности, превращение его в статистическую единицу буржуазного рынка.

В основе славянофильства лежит мысль о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. Православие играет решающую роль для развития всей мировой цивилизации, ибо оно сформировало исконно русские начала, «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме. Славянофилы рассматривали народ как некий постоянный набор идеальных качеств. Предназначение великих личностей состоит в том, чтобы быть представителями этого народа. Их величие зависит от того, насколько они сумели выразить стремления и желания народа.

. Следует отметить, что идеи Радищева оказались связующим звеном в движении от философии дворянского просвещения к идеям дворянской революционности. Сопоставляя доводы материалистов и идеалистов, Радищев показывает их неравноценность. Позиция идеалистов казалась ему противоречащей фактам. Однако недостаточность развития естествознания не позволила Радищеву, как это сделают материалисты после него, полностью отвергнуть бессмертие души. Хотя он признавал его недоказуемость с точки зрения науки, но допускал возможность веры в него.

Мыслитель считает понятие “бытие” наиболее общим философским понятием, без него не может быть никакого существования. Бытие, по Радищеву, распадается на формы. К ним он относит: а) “первичный хаос”, б) “земную природу”, в) “человека и человечество”, г) “Вселенную” (“Мироздание”).Философ выводит сущность человека из единства материальной и духовной натур. Согласно Радищеву, органы чувств связывают человека с действительностью. Мыслитель считал мозг особым орудием познавательной деятельности и в то же время вместилищем души. Человек, по его мнению, обладает активностью и познавательные усилия есть результат этой активности. В познающем разуме Радищев выделяет разум теоретический, исполнительный и общественный. Заблуждения, по его мнению, происходят чаще всего от неверного восприятия человеком предметов по причине отклонения чувств мышления от нормы, т. е. вследствие слабости зрения, слуха, обоняния, осязания человека. Блага же обеспечиваются, по мнению Радищева, благодаря “общим усилиям” людей, которые наращивают взаимодействие между собой в экономических и моральных отношениях. В этических воззрениях Радищев отстаивал идею моральной автономии личности. При этом он доказывал, что рабство, возведенное в жизненный принцип, разлагает души и рабов, и господ. Рабство лишает человека инициативы, заинтересованного отношения к труду. Радищев высоко оценивал моральные качества русского народа: твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении намеченного.

Революционно-демократические убеждения наиболее ярко проявились во взглядах А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Н. П. Огарёва, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова. Важнейшая особенность философии революционных демократов заключается в её ярко выраженной социальной направленности.
Представители данного направления отечественной философии дали материалистическое решение ряда важнейших мировоззренческих проблем. Решая онтологические проблемы, революционные демократы выделяют роль и значение философии. Они видят в ней мощный инструмент познания действительности, подчёркивая, что её содержанием должна быть природа, окружающая человека реальная жизнь. Задача философии - помочь людям осмыслить пути совершенствования общества и самих себя, найти пути и средства устранения социального зла. Мир, изучаемый философией, объективен, несотворим, неуничтожим и состоит из разных форм движущейся материи Революционные демократы исходят из возможности познания человеком окружающего мира с помощью чувства и разума, выделяя при этом значение природы как исходного начала познания., ими всячески подчёркивается активность сознания, тот факт, что человек не только испытывает воздействие внешнего мира, но и сам может, опираясь на разум, изменять его. С помощью чувств и разума люди могут выработать верное представление о мире и самих себе. Революционные демократы отвергли положение о врождённом характере знания, считая, что знание вырабатывается людьми в процессе их взаимодействия с природой и с себе подобными существами. Постижение действительного знания представляет собой сложный процесс, в котором чувственное и рациональное не изолированы друг от друга, а находятся в единстве и взаимодействии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...