Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классическая немецкая философия. Критическая философия Канта. Учение о категорическом императиве



Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философ­скими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-ть протекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, опре­деляющий способ позна­ния и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпи­рическому относятся индивидуально-пси­хологические особенно­сти человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляю­щие принадлежность человека как такового. 2) Субъек­тивно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной дея­тельностью и к-й творит мир. Исходная "Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный челове­ческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или "интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а дей­ствие, основанное на познании неприложной необходи­мости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся при­рода в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, про­ни­зающей собою все космические стихии и обеспечивающей един­ство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-го явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит про­тиворечие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре вни­мания Ф. - человек, как психофизиче­ское единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мыш­ление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реаль­ностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. И. Кант (1724-1804) является родоначальником классической немецкой философии. В теории познания выступает как представитель агностицизма. По утверждению Канта, имеются 2 стола человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещи всегда отличаются от «вещи в себе», хотя бы в силу относительности нашего знания. «Вещь для нас» всегда есть лишь сторона объекта, «вещи самой по себе».

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. веру, нравственные убеждения. Отсюда 3 вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что могу надеется?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на 2 ой религия, на третий мораль.

Говоря о морали, Кант утверждает ее «автономность», независимость от религии. Человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима – это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом – хорошо. Главный императив («категорический императив») у Канта звучит так: «Я всегда должен поступать именно так, чтобы я также мог желать превращение моей максимы во всеобщий закон». Например, эгоизм аморален, ибо не один эгоист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом.Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть 3 способности души – рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире. Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...