Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозная философия конца XIX-нач. XXвв. В.Соловьев, Н.Бердяев и др. Русский космизм



Основы русской религиозной философии наложил Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Он оправдывает добро, развивает идею Благочеловечества, его влекут философские начала цельного знания. Абсолютно единым, абсолютно сущим может быть только Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью – всеблагой, любящей, милостивый, волевой – это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Всякое многообразие скреплено божественным всеединством, мудростью Бога, Софией. София – это душа мира. Смысл человеческого бытия – достраивание Софии до органической целостностью с абсолютным, т.е. Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством.

В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве благого (как реализующая воля), истина (как реализующее размышление) и красота (как реализующее чувство). Отсюда формула: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смысл которого любовь. Для Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность. Нравственность имеет первенство перед политикой, правом, экономикой. В основе философии Бердяева – две «центральные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат свободы над бытием», но, по существу, это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева. В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Говоря о предмете и характере философского познания, Бердяев подчеркивал трагичность положения философа. Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры. Космизм – специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека. В космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой российской мысли. Николай Федорович Федоров (1829–1903) – философ, родоначальник русского космизма. В основе концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...