Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская концепция Гегеля



. В основе его философской системы лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по его мнению, является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным «Я», т.е. Общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества.. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которое прошло человечество на протяжении всей своей истории.

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному.

Первая ступень – сознание. Здесь предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность и определяет его, сознание оказывается теоретическим или созерцающим. Следующая ступень – самосознание, где предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет и выступает как практически действующее, желающее, стремящееся. Более высокая ступень – разум, когда самосознание постигает свою всеобщность и усматривает в себе высшую полноту реальности. Высшая ступень – дух, здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.

Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии – понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, значит дойти «до понятий». Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта. Гегель стремился охватить весь природный и духовный мир одним понятием, таким понятием является «Абсолютная идея», под которой понимается разумное мышление как первоначало ли субстанция всего существующего.

Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. от общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика, которая, по мнению Гегеля, является научно-теоритическим осознанием первой. Через логики «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде всеобщих категорий, начиная от самых бедных – бытия. Небытия. Наличия бытия, качества, количества, меры и заканчивается конкретными, многообразно определяемыми понятиями – химизма, биологизма, познания. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли, они не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале, они составляют сущность вещей.

Следующий этап саморазвития – природа. Это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но вспомогательное средство. Превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конкретных чувственных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу для того, чтобы из неё возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается на 3 уровнях: антропология, феноменология (превращение души в сознание на 3 этапах: сознание – самосознание – разум) и психологии.

Второй стадией человеческого духа является объективный дух,, который разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.

Высшей формой развития «Абсолютной идеи» является «Абсолютный Дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении всей его истории. Это таже «Абсолютная идея» скрыто работающая в человеческих целях и делах, скрытая причина всех деяний и познаний. Под «Абсолютным Духом» понимается также философская система самого Гегеля. С этого момента движение «Абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс может быть мыслим как замкнутый круг.

В определенном противоречии с системой Гегеля находится его диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.

Гегель характеризовал диалектику как движущую силу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...