Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Оптико-кинестетические средства



К оптико-кинестетическим[18] средствам относят мимику, пантомимику, графику.

Мимика. Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Многие мимические движения человек осуществляет сознательно, стремясь вы­разить или подчеркнуть то или иное на­строение. Однако во всех случаях лицевые мыш­цы осуществляют те самые движения, ко­торые и без сознательного контроля вы­ступают естественной реакцией на то или иное событие. Эта закономерность была установлена в ходе опытов над слепыми людьми, которые не могли ус­воить общепринятые мимические движе­ния посредством подражания. Тем не менее, их мимика, соответствующая опре­деленным эмоциональным состояниям, совпадала с мимикой зрячих и даже была более энергичной и выразительной - ве­роятно, вследствие отсутствия навыков ее осознанного контроля.

Разницы между мимикой взрослого человека и ребенка нет никакой, за исключением ее большего разнообразия у взрослых. У всех людей при выражении одних и тех же эмоций задействованы одни и те же группы мышц, следовательно, мимические реакции являются врожденными. Если у ребенка нет каких-либо мимических реакций, то причиной этого является лишь то, что он не испытывает таких эмоций.

Пытаясь понять и оценить человека, мы, прежде всего, обращаем внимание на его лицо. Наблюдая за движениями мышц лица, можно делать первые, достаточно верные психологические выводы.

Сильно подвижная мимика свиде­тельствует о легкой возбудимости от внеш­них раздражителей. По очень сильной мимической игре мы можем судить о бы­стро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, многогранном и активном восприятии происходящего. Малоподвижная мимика в принципе указывает на постоянство ду­шевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся, устойчивом на­строении.

Следует отметить, что каждый человек на протяжении всей жизни учится вла­деть своим лицом, произвольно регулиро­вать его выражение. Некоторые преуспе­вают в этом настолько, что легко могут ввести в заблуждение чересчур доверчи­вого наблюдателя.

Пантомимика. Пантомимика как коммуникативная категория невербального общения включает в себя характеристику жестов, поз и походки.

Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они неразрывно связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.

 
 


[19]Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному. Всякий жест подлежит оценке с той точки зрения, какое предметное действие он более или менее явно имитирует.

Во многих жестах, направленных на соб­ственное лицо, присутствует желание что-то скрыть. Так, количество жестов «рука-лицо» заметно возрастает при намерении солгать. При этом чаще других встреча­ются следующие движения: прикрытие рта - возможно, посредством касания носа (жесты маскировки), потягивание за мочку уха (имитация самонаказания), потирание щеки, касание или поглаживание подбородка, бровей или волос (самоуспо­каивание посредством символической ласки).

Аналогично зажатие ушей (пускай и неявное) символизирует стремление вос­препятствовать поступающей звуковой информации, нежелание слышать.

Подпирание головы рукой означает желание покоя и защищенности. В этом выразительном движении заключено не­вольное стремление вновь преклонить свою голову на колени родителей, то есть оказаться в укромном месте. Поглажива­ние лица и прикладывание костяшек кис­ти рук к губам представляют собой сигна­лы, выражающие стремление к нежности.

Разумеется, в толковании любых жес­тов недопустима категоричность и по­спешность. Отдельно взятый жест может и не иметь символической окраски: на­пример, прикосновение к носу может просто означать, что у человека зачесался нос.

Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза хорошо контролируется, если знающий о языке телодвижений человек намеренно выдает неистинные сообщения. Исследователи не обнаружили различий в позе между людьми, лгущими и говорящими правду. Возможный ключ дает тенденция наклоняться вперед при интересе или гневе и откидываться назад при страхе или отвращении. При необходимости человек способен сдержать все, кроме наиболее тонких признаков этих эмоций, связанных с позой. Однако наблюдение за позой дает значимую информацию о состоянии человека – хочет он уйти или настроен пообщаться, напряжен он или спокоен, раскован. Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников показывает изменение отношений между ними.

С древних времен люди используют ритуальные позы, которые главным обра­зом символизируют отношения превос­ходства-подчинения. Пасть ниц - значит признать свою полную зависимость от того, кто над тобой возвышается. А чело­век, стоящий с поднятой головой и распрямленными плечами, всем своим видом демонстрирует независимость, уверен­ность в себе, полное владение ситуацией. Между этими полюсами лежит широкий спектр поз, которые мы принимаем главным образом неосознанно - чтобы соответствовать обстановке и стилю взаи­моотношений.

Лидеры в группе обычно те, кто сидит, откинувшись на спинку стула, сложив ру­ки за головой и т.п. Чтобы подчеркнуть весомость своих слов, они слегка накло­няются вперед. У таких людей широкие плавные жесты, свидетельствующие о при­вычной уверенности и ощущении превос­ходства.

Наоборот, люди, чувствующие собст­венную незначительность, могут сидеть, ссутулившись, стиснув пальцы или сло­жив руки на груди, как бы пытаясь стать незаметнее.

О внимании к партнеру, о степени во­влеченности в общение явно свидетельст­вует положение ног. Ноги - самая уда­ленная от головы часть тела, и они, похо­же, наименее подвержены сознательному контролю. Положение стопы объективно указывает то направление, в котором че­ловек намерен двигаться. То есть это - своеобразный компас стремления, заин­тересованности. Когда носок ступни на­правлен в сторону партнера, это говорит о внимании, готовности к общению. Если вы подходите к беседующим людям, они, вероятно, хотя бы из вежливости к вам повернутся; однако если носки их ступ­ней при этом не разворачиваются в вашу сторону, то вы едва ли выступаете желан­ным собеседником.

Сидящий человек, широко раздвинувший ноги, демонстрирует свою беспеч­ность, а порой и бесцеремонность. Есте­ственно, женщины занимают такое поло­жение очень редко и лишь тогда, когда они в брюках.

Взрослея, человек учится, как гово­рится, твердо стоять на ногах. Но не всем удается обрести это умение. Слабый, не­уверенный в себе человек стремится на что-то опереться (облокотиться) - напри­мер, на стол или стул, либо прислониться к какой-то надежной опоре - стене, ме­бели, дверной притолоке. Независимую личность легко узнать уже по позе: чело­век стоит без дополнительной опоры.

Голове как носителю важнейших органов человека в динамичном языке тела отводится особое значение. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то - в сторону, а при сближении - склоняется вперед. Если голова свисает без напряжения, то это означает безволие, апатию, отсутствие порыва и безнадежность. Если голова склонена, и при этом взгляд обращен вниз, то это говорит о подчинении. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствуют о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется.

Походка, по словам Бальзака, - «физиономия тела». Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Эти показатели проявляются у разных людей по-разному. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Походка - явное свиде­тельство психологического состояния че­ловека. Конечно, это состояние может меняться, соответственно изменяется и по­ходка. В походке сказывается и общее мироощущение че­ловека, поэтому она может кое-что пове­дать о тех чертах его характера и личнос­ти, которые достаточно постоянны. Но еще более красноречиво она свидетельст­вует о сиюминутном состоянии человека, его настроении и намерении. Внимательному наблюдателю походка может сказать очень многое.

Ходьба широкими, размашистыми ша­гами чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин. По такой манере ходить можно сде­лать вывод об экстравертированности, предприимчивости, активности и усер­дии.

Звучная ходьба, подчеркнутый стук обу­ви обнаруживает несдержанность харак­тера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон как бы компенсирует отсутствие реальной уверенности в себе.

Короткие или мелкие шажки, которые чаще наблюдаются у женщин, чем у муж­чин, говорят, вероятнее всего, об интровертированности. Человек с такой походкой как бы «держит себя в руках», демонстри­руя осмотрительность и расчетливость.

Прерывистая, спотыкающаяся поход­ка свидетельствует о том, что стремлению к цели приходится бороться с противопо­ложными импульсами. Она демонстриру­ет внутреннюю раздвоенность и неуве­ренность, скованность и робость.

Человек, находящийся в угнетенном состоянии, волочит ноги и смотрит, как правило, вниз, словно раз­глядывая, что лежит под ногами. Но это не однозначный признак: медленная по­ходка с опущенной головой может отра­жать сосредоточенность человека на ка­кой-то проблеме. При этом нередко руки бывают заложены за спину.

Подобно многим движениям, походка не только отражает определенное состоя­ние человека, но и в какой-то мере поддерживает это состояние. Зная эту зако­номерность, можно не только наблюдать за походкой других людей, но и произ­вольно регулировать свою собственную с целью коррекции своего душевного со­стояния. Так, считается, что уверенный ритмичный шаг свидетельствует о воле­вой активности, целеустремленности (не­даром в любой армии новобранцев пер­вым делом учат маршировать).

Графика. Графические средства невербального поведения представлены двумя категориями: почерк и графические узоры.

Почерк - это своеобразная индивидуальная харак­теристика, отличающая одного человека от другого. Если мы имели возмож­ность ознакомиться с почерком какого-то человека, то, получив от него записку, можем с первого взгляда установить ее авторство. Или наоборот, даже несмотря на подпись, усомнимся в авторстве, если форма букв или строк отличается от той, что мы видели прежде.

Но если это так, то не существует ли связи этой индивидуальной характерис­тики с иными особенностями человека, его психологическими качествами? По­пытки ответить на этот вопрос предпри­нимались еще в XVII веке. Ранее эта про­блема просто не ставилась вследствие почти поголовной неграмотности. Одна­ко с распространением грамотности осо­бенности индивидуального почерка стали привлекать все больше внимания.

 
 


[20]

В середине XIX века французским аб­батом Мишоном была разработана спе­циальная наука - графология, призван­ная выявить связь между почерком и лич­ностью. На эту тему было написано немало книг, выходили специальные гра­фологические журналы, было основано графологическое общество.

Существует несколько закономерностей, выяв­ленных графологами. Считается, что мелкий убористый почерк с небольшим расстоя­нием между буквами выдает человека экономного, даже скупого, не склонного в самом широком смысле к размаху и расточительности.

Крупный и размашистый почерк, на­оборот, свидетельствует о широте натуры, склонности к размаху (в самом широком смысле), некоторой демонстративности поведения. Стремление занять на бумаге как можно больше места прямо трактует­ся как аналогичная тенденция во всем поведении человека. Особое внимание обращается на крупные заглавные буквы как наиболее явный показатель стремле­ния к самоутверждению.

Подобным образом оцениваются раз­нообразные особенности почерка - на­клон, нажим, высота и ширина букв, кон­фигурация слов, форма соединений и т. д.

Совершенно справедливым является наблюдение, согласно которому почерк заметно изменяется под влиянием пере­мен в душевном состоянии. Поэтому спе­циалисты довольно точно могут опреде­лить, в каком состоянии выполнена та или иная рукопись. Однако делать вывод о том, что такое состояние является до­минирующим в душевной жизни данного человека, было бы неоправданно.

Независимые исследования позволяют заключить, что графологические оценки личности не могут быть признаны безус­ловно достоверными и объективно науч­ными. Хотя сегодня графология находит широкое практическое распространение в некоторых странах (например, во Фран­ции и в Израиле), наука все еще не рас­полагает убедительными доказательства­ми четкого соотношения почерка и лич­ности.

Графический узор. Слушая по телефону многословного собеседника или сидя на скучном сове­щании, мы почти безотчетно начинаем выводить на листке бумаги узоры, рожи­цы или геометрические фигуры. Как считают психологи, такие каракули немало могут рассказать о характере человека.

Связь между уровнем притязаний и каракулями исследовалась психологом Эллиотом Аронсоном. Он обнаружил, что люди с более сильным стремлением к ус­пеху чаще рисуют множество отдельных не связанных друг с другом отрезков, а при более низкой потребности в достиже­нии чаще изображаются связанные, пере­крещивающиеся или замкнутые линии.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...