Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы основные типы самоопределения современной философии?



В современном мире самоопределение философии, т. е. по­нимание своего предмета, задач и сущности, столь же многоообразно, как и в истории философии. Выделим три основных подхода к трактовке сущности философии. Первый подход можно назвать доктриналъным, который хотя и в меньшей сте­пени, чем другие подходы, но все же сохраняет свое значение. Согласно этому подходу, философия является некоторой док­триной, т. е. системой законченных истин, открытых тем или иным героем «мыслящего разума». Задача его последовате­лей — использовать эту доктрину для анализа современных процессов. Доктринальный подход представлен таким направ­лением современной философской мысли, как неотомизм, ко­торый до 2000 г. считался официальной философией католиче­ской церкви. Автор этой доктрины — крупнейший схоласт Средневековья Фома Аквинский следующим образом сформу­лировал различие между теологией и философией. Философия и теология изучают одни и те же предметы — человека, мир, Бо­га. Но разум, основа философии, восходит от познания следст­вий к первопричине, а Откровение — основа теологии — от по­знания первопричины к следствиям. Поэтому именно истины Откровения выступают в роли критерия истинности суждений, добытых разумом. Вера ориентирует разум, теология ориентиру­ет философию, без элиминации последней.

Инструментальный подход к определению сущности фило­софии представлен в культуре XX в. такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая фило­софия. Суть этой позиции отчетливо была высказана у Л. Вит­генштейна в «Логико-философском трактате»: «Филосо­фия — это не доктрина, а деятельность» — деятельность по прояснению языка, и в первую очередь по прояснению языка [ науки. Цель этой деятельности — элиминировать из языка нау­ки все бесмысленные высказывания, т. е. высказывания, кото­рые не могут быть сведены к «протокольным предложениям», фиксирующим чувственно наблюдаемые «атомарные факты», или к тавтологиям. Например, суждение «Материальное благо­получие есть благо» или «Юлий Цезарь есть простое число» при всей правильной грамматической форме их построения являются бессмысленными высказываниями, истинность или ложность которых не может быть установлена. Первое пред­ставляет собой скрытый императив — «стремись к материаль­ному благополучию» и должно быть переформулировано для того, чтобы иметь смысл. Так, мы вполне можем оценить ис­тинность суждения: «Большинство людей считает, что материа­льное благополучие является благом». Многие философские высказывания, по мнению логических позитивистов, представ­ляли собой скрытые императивы и, таким образом, не имели никакого отношения к научному познанию.

Современный американский философ Р. Рорти, опираясь на традиции аналитической философии, проводит различие между систематической философией и наставительной фило­софией. Первый тип философии стремится к познанию исти­ны и нахождению правильного словаря для репрезентации сущности мира, универсального для всего человечества. К фи­лософам-систематикам он относит Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Декарта, Канта, Гегеля и многих других предста­вителей классической философии. Философы-наставники, на­против, считают, что любовь к мудрости вовсе не означает любви к аргументации, а наука лишь «один из многих слова­рей из той потенциальной бесконечности словарей, в которых может быть описан мир». Кроме того, они обращают наше внимание на то, что те или иные словари или способы описа­ния мира приобретают свои преимущества от людей, использу­ющих их, а не от прозрачности словарей относительно реаль­ности. Суть наставительной философии состоит в том, «чтобы поддерживать разговор, а не в том, чтобы искать объективную истину». Этот взгляд на философию исходит из представлений о человеке как субъекте, способном генерировать все новые и новые описания мира. Роль наставительной философии со­стоит в «предотвращении заблуждения, по которому человек смешивает себя с понятием того, что он знает о себе или о чем-либо еще, за исключением необязательных описаний». К философам-наставникам относятся Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джеймс, 3. Фрейд, поздний Л. Витгенштейн, поздний М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Третий подход к определению сущности философии, полу­чивший широкое распространение в современной филосо­фии,— это экзистенциальное самоопределение философии. Фи­лософия рассматривается как «трагическое прояснение духом смысла человеческого существования» (Н. А. Бердяев), как спо­соб подлинного существования, выявляющий ценность и смысл жизни. Этот подход представлен такими направлениями фило­софии XX в., как персонализм, философия жизни, экзистенци­ализм. «Философия,— писал К. Ясперс (представитель немецко­го экзистенциализма),— содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели,— осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего будуще­му — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства». В этом смысле философствование есть коммуникация между абсолютно свободными и равными людьми. Цель философствования — стать подлинным человеком посред­ством понимания бытия. В отличие от науки, в философии во­прос о бытии ставится не независимо от философа, а так, как он переживается мной как философом. Философствование, по М. Хайдеггеру, является таким вопрошанием, которое ставит под вопрос самого вопрошающего. По мнению представителей данного.подхода, философия гораздо ближе стоит к искусству, чем к науке. Не случайно многие представители экзистенциа­лизма (Ж. П. Сартр, А. Камю) предпочитали выражать свои философские идеи в художественных произведениях. Однако философия отличается и от искусства. Если искусство постигает воплощенное целое, то философия — экзистенцию или пребы­вающее в пути целое.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...