Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная философия и философия истории современного православия



Социальная философия – философия исследования социальной жизни. Не рассматривает конкретную действительность общественной жизни. А устанавливает её нормы в качестве социального нормативного учения.

Православие – одно из трёх главных христианских вероисповеданий, распространённых в Восточной Европе, ближнем Востоке и на Балканах. Оно исходит из признания Триединого Бога – Творца и управителя вселенной, загробного мира. Посмертного воздаяния, искупительной миссии И.Христа. В православии нет единого духовного центра (такого как Ватикан в Риме) и единого земного главы церкви (папы).

На религиозную философию воздаяния православия самое значительное влияние оказала византийская философия.

В отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в русском православии С.Радонежского, Н.Сорского крайних форм выражения. Но в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг и молитвенное делание.

В конце 19в. в России возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия. При этом особое влияние уделялось исследованиям в области постригики, софиологии, антропологии. Неакадемическая линия православной философии разрабатывалась Хомяковым, Булгаковым, Флоренским, Бердяевым. Существовали и иные философские течения: «церковное обновление», «метафизика всеединства» Соловьёва: «всеединое сущее» –безусловная и абсолютная сфера божественного, а реальный мир – её воплощение. Истина («всеединое сущее») не может быть познана ни рационально. Ни эмпирически, она постигается лишь «идеальным» знанием, основу которого составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета; умственное созерцание (или воображение), дающее истинную идею предмета; творчество (или реализация этой идеи в данных опыта). «Цельное» знание – синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Отсюда Соловьёв выводит единство теологии, философии и науки и называет его «свободной философией». В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как добровольный духовный союз лиц («свободная теократия»), или церковь, определяющая безусловные цели общества – устроение на земле «царства божьего», где будут разрешены все социальные противоречия. «Свободная теократия», по-Соловьёву, может явиться результатом объединения западной (католической) и восточной (православной) христианской церкви в рамках монархической государственности, особая роль в этом по мнению философа принадлежит именно русскому народу. Философия имеет своей главной целью рационально оправдать социально-религиозный идеал и потому должна быть на службу теологии. Этику Соловьёв также основывает на религии. Поэзия и эстетика стали одним из идейных истоков русского символизма.

Н.Бердяев. Основная тема – духовное бытие человека. Духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Бог выступает как духовное начало, божественное иррационально и сверх рационально и не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. «Ничто» - это не пустота, а некий первичный принцип, предшествующий Богу, первичный хаос.

Для Бердяева существует три вида свободы:

Иррациональная свобода (произвольность) – содержится в Ничто. Бог-творец не ответственен за эту свободу, которая порождает зло. Он её не создавал, т.к. свобода, способная создавать и добро и зло, уже корениться в божественном «ничто». Из этого Бердяев делает вывод, что действия человека не подвластны богу, он даже не может их предвидеть. Бог не всемогущ, он лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром.

Существующая в обществе этика, по-Бердяеву, - узаконенные нравственные правила, которым подчиняется повседневная жизнь человека. Но в эта этика наполнена условностями и лицемерием, поэтому не отбрасывая её совсем Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с появлением Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам.

«Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории. Христианство признаёт, что судьба может быть преодолена только через Христа» победа иррациональной свободы приводит к распаду действительности и возвращению к первоначальному хаосу.

Славянофилы развивали основанное на религии учение о человеке и общест ве. Достижение целостности человека и обновление общественной жизни связано с идеей общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего (по-Хомякову) – «волящий разум» или бог. Исторический процесс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира может быть познана только своеобразным синтезом всех духовных функций человека – «разумной зрячестью», «живознанием», исходным началом которых является «народная вера» религия.

Западники – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. 19в.: Кавелин, Боткин, Корш и др. защищают религию и идеализм в политических вопросах олицетворяют линию буржуазно-помещичьего либерализма.

Петр Чаадаев (1794-1856гг.) – русский мыслитель, общественный политический деятель. В 40-е гг. вместе с Герценым участвовал в борьбе западников против славянофилов. Человек Чаадаева – объективное единство физического и духовного миров, существо свободное, неподчинённое необходимости. Философия Чаадаева обосновывала верховную роль божественного закона в природе и обществе. Наиболее общие законы мира человек не способен постичь без откровения свыше. Применив этот принцип к истории философии, Чаадаев пришёл к выводу о решающей роли божественного откровения в развитии общества. Главное средство достижения «царства божьего» на земле (гражданское общество, в котором господствует равенство, свобода и демократия) – религиозное воспитание детей.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...