Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Укр барокко начинается со 2 половины 18 ст. Осн. Черты в к-рной жизни:
- центры к-рной жизни перемещаются в Надднепрянщину с западных областей; западные области попали под влияние Польши;
- братства, которые ранее были сосредоточением к-рной жизни ограничивают свою д-ть лишь церковными делами;
- развитие образования (начальные школы), библиотечного дела.
Особ-ти фил-кого мировоззр-я:
- начало распада средневекового церковно-теологического мировоззр-я в дух к-ре;
- фил-я все еще была тесно связана со схоластикой, но в ее рамках она знач-но эволюционировала: рядом с теологическими полож-ями утверждался рационал-кий взгляд на реальный мир. Это давало возм-ть повысить роль фил-ии в изучении Вселенной, природы, человека и, тем самым, определить ее самост-ть относ-но теологии. Широкое использ-е научных достиж-й того времени, опора не только на религию, но и на научные док-ва;
- использ-е достиж-й византийского богословия, латинской схоластики и др направл-й религиозной мысли для выработки самост-ного мышления, собственного типа философствования;
- значительное место отводилось проблемам натурфил-ии. Хар-рная черта: изм-е предмета познания – на 1 план выступило познание человека и природы в сравнении с познанием Бога. По-другому решался?-с о человеке, его месте и роли в жизни.
Человека как и природу создал Бог, дал ему возм-ть самост-но творить, познавать з-ны Вселенной, понимать свое предназначение – гуманистические тенденции.
Важная роль в разв-ии науки и к-ры этого времени – КМА – центр фил-кой мысли во 2 половине 17 – 18 в. Окончательно КМА оформилась в 1694. изучались различные языки, гуманитарные и тех-кие науки. Основатель П. Могила.
Важное место в разв-ии фил-кой мысли Украины 17-18 вв. занимали преподы КМА – М. Кононович-Горбацкий:
- первые шаги к освобожд-ю фил-ии от схоластики;
- выделял 2 истины: фил-кую (предмет – природа, реальный, телесный мир) и богословскую (учение и Боге как о единой субстанции и о Творце);
- начало реальных вещей – материя и форма;
- отрицал бессмертие души.
И. Гизель – дальней шая борьба со схоластикой:
- отстаивал единство и однородность материи всех природных тел, земной и небесной материи;
- стоял на позициях деизма. С этих позиций он решал?-с о з-нах природы: Бог выполнил свою функцию первопричины, а далее природа развивается по своим объективным законам.
С. Яворский – развивал натурфил-ю:
- в ней он отождествлял Бога с природой. Считал, что природа не создана никем и никем не может быть уничтожена; сущ-ет независимо от Бога и постоянно пребывает в движении;
- признавал самост-ть (обособленность) философии от теологии, но не допускал вмешат-ва разума в веру;
- проблема познания – объекты чувств сущ-ют вне их, создавал чувственные образы, делил чувства на первичные и вторичные.
Ф. Прокопович:
- выступал против сторонников церковной автономии;
- натурфил-я: основное положение – Бог как основа и творец всего сущего; он создал такую природу, к-рая не требует чужого труда, а удовлетворяет сама себя;
- признавал объективность исторических з-нов; считал, что они д-ют и в историческом развитии чел-кой д-ти;
- изучал?-сы взаимоотн-й гос-ва и церкви. Сторонник теории образованного абсолютизма, «философа на троне».
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!