Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия жизни Ф.Ницше



Фридрих Ницше (1844-1900). Центральное понятие – идея жизни. Ницше родоначальник направления «философия жизни», подчёркивает принцип телесности человека; интеллект лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Идея Сверх человека воплощает критику морали, обозначает её условность, произвольность, это культ сильной личности, одержимой жаждой власти - мораль лишь маскирует волю к власти.

В творчестве выделяют три периода: 1. ранний (1872-1876гг.) – господствует тема А. Шопенгауэра и разрабатывается эстетическая проблематика; 2. второй (1877-1882гг.) этап интереса к естествознанию и позитивизму, тяготение к проблемам познания и морали; 3.третий (1883-1888гг.) тема «воли к власти», эволюционизирует идея морали.

В ранних работах, интересуясь античной филологией, Ницше противопоставляет серый современный мир античному многоцветью. Работа «Рождение трагедии из духа музыки» - проблема бытия в лейтмотиве древнегреческой трагедии борьбы Диониса с Аполлоном. Трагедия – «прообраз мира» с его вечной борьбой идей и страстей, форма незавершённости, несовершенства бытия. Диониссийский феномен греков – это и есть настоящая жизнь, настоящий подвиг. Итак, настоящая жизнь появляется тогда, когда человек становиться Богом. Для большинства произведений Ницше характерны: тема человека-бога, стремлении осветить настоящую, цельную, тотальную Жизнь, которой достоин только человек, ставший богом. В первом периоде полная жизнь ассоциируется у Ницше с дионисийством, но в V-IV веках н.э. «дух Диониса» вытеснен «культом Аполлона» - душой человека завладел холодный расчёт, общество получило трезвые сократовские размышления без геройства и поступков. Действительность, в которой протекает жизнь человека – исступляющая борьба, она невероятно далека от той, которую описывает Гегель как проявление мировой идеи, реализующей себя во всё большую разумность и гармоничность. По Ницше действительность неразумна, жизнь современного человека бессмысленна, убегая от которой человек стремиться к логической схематизации жизни. Но искусственный порядок разрушает живую нить жизни. Сократовская диалектика враждебна родовым характеристикам человека: диалектика – притворство ради самосохранения, форма уничтожения другого.

Второй период: «Человеческое слишком человеческое», «Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках», «Весёлая наука» – период накопления эмпирического материала для будущего учения о Сверхчеловеке. Ницше не принимает буддистскую направленность мысли Шопенгауэра на аскетизм, считает своим призванием провозглашение наступления трагической эпохи человеческой власти в её антропологическом понимании, как власти над разумом, над жизнью, над человеческим родом в целом. Избыток жизни – это мечта «Новые просторы». Как вернуть дионисийское начало в жизни? Сократ установил тиранство разума: «разумность любой ценой». Что бы установить роль разума в истории Ницше анализирует природу интеллекта и его роль в жизни общества. Место науки в жизни человека: наука, опирающаяся на интеллект, выполняя биологическую функцию в жизни человека, механически способствует выживанию. Разум, наука и мораль – это источник ложного движения общества. Его цель – поиск механизма возвращения человека из мира моральной иллюзии в лоно естества. Вершина человечества – INCIPIT ZARATHUSTRA – идея сверхчеловека. Ницше предлагает новую мораль, которая вырастает из жизни. Новую мораль сформулирует новый человек – сверхчеловек. Ницше по примеру Шопенгауэра соединяет индивидуальность человека с его свободой. Предлагает иную мораль – мораль Заратустры. Ницше предлагает убить бога и обрести свободу, обрести творческий импульс, стать источником и движущей силой процесса становления ценностей. Это – высшее проявление морали, лучшая моральная реальность. Формирование каждым человеком системы ценностей исключает идею равенства: чем сильнее импульс к жизни, тем сильнее власть к жизни. Когда-то перед богом были все равны, но бог умер. С тех пор как бог лежит в могиле, мы впервые воскресли (Заратустра). Главный вопрос завтрашнего дня – не как сохраниться человеку, а как превзойти человека. Это становиться возможным, как только человек устанавливает отношения с самим собой, со своей властью к жизни. Образ сверхчеловека у Ницше до конца не определён, чтобы каждый смог продлить диалог с Ницше, предложить свой вариант.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...