Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия постмодернизма



Постмодернизм – это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляясь в экономике и политике.В это время и начинается процесс осмысления всех этих явлений в философии, получившей название «философия постмодернизма», т.к. и сама она обладает теми же признаками, которые пытается осмыслить. Впервые термин «постмодернизм» был употреблен Жаном-Франсуа Лиотаром (1924-1998) в 1979 году в значении «дух времени» - сегодняшний тип философствования, сознательно дистанцирующийся от классической и неклассической (модернистской) философии. Это постнеклассическая философия. Теоретиками постмодернизма являются Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, В.Вельш, Ф.Гваттари, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, У.Эко и др. Философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т.д., фиксируя невозможность конструирования в современной ситуации метафизики как таковой и рефлексивно осмысливая современный стиль мышления как «постметафизический». Поскольку постмодернизм окончательно преодолевает поиски новых смыслов в истории, культуре, познании, то он терпимо относится к любым культурам, к любым смыслам, к любым истинам, к любым формам, т.к. всё «старое» преодолевается, но не отвергается вообще. Любая теория, парадигма, идея, интерпретация возможна и допустима, но познавательная ценность каждой из них в равной степени относительна. По сути, провозглашаются плюрализм и релятивизм.Философия постмодернизма базируется на выводах структурализма и постструктурализма (Р.Барт, Ф.де Соссюр, М.Фуко и др.), согласно которым язык обладает определенной субстанциальностью, т.е. не просто пассивно отражает некоторую внеязыковую реальность, а живет своей собственной жизнью, является причиной самого себя, говорит о самом себе. Вслед за структурализмом в постмодернизме вся культура, вся человеческая реальность объявляется знаковой системой В постмодернизме язык обладает такими свойствами: а) Активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. б) Власть языка над культурой и субъектом. в) Функционирование («порождение») языка происходит бессознательно.г) Язык абсолютно свободен, лишен жесткой структуры.д) Источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор). Поэтому центральное место в языковых процессах занимает не Письмо (создание текста), а Чтение (как интерпретация и рождение смысла)е) Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра, т.е. основной идеи, без предсказуемости и т.п.).ж) Язык (текст) всегда принципиально открыт, не завершен. Рассмотрим некоторые основные категории постмодернистской философии. Симулякр. Это понятие впервые было употреблено Платоном и означало у него некий фантазм, т.е. образ, лишенный сходства с идеей (в отличие от копий-икон, выражающих некоторое сходство с идеей). С помощью этого понятия в философии постмодернизма подчеркивается ситуация стирания границ между реальностью и искусственным миром. Язык подменяет реальность. Деконструкция. Термин введен Жаком Деррида (род. 1930) и означает не разрушение, а принцип свободного и спонтанного комбинирования смыслов, который не зависит ни от субъекта, ни от объекта. Ризома. Это понятие впервые вводится в работе двух французских авторов Ж.Делёза (1925-1995) и Ф.Гваттари (1930-1992) под названием «Кафка». Термин взят из ботаники и означает такую форму корневой системы, когда отдельные волокна ветвятся совершенно беспорядочно, образуя причудливое переплетение, напоминающее мочалку. Децентрация (текста). В тексте отсутствует центральная объединяющая идея или автор как центр произведения. Текст бессистемен, «неуловим», нелогичен, опять же ассоциативен. «Смерть автора» и «смерть субъекта». Эти понятия фиксируют идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. Тело. В мире нас окружают различные предметы и тела и различные события. Всё остальное – измышления, спекуляции ума, метафизика.

По сути, постмодернизм стирает грань между реальностью и искусственностью и главным объектом репрезентации делает сам объект как тело, т.е. реально существующую вещь (и все события, связанные с жизнью этой вещи). Тело объявляется единственным доступным для понимания (и ощущения) фактом человеческой жизни и культуры. Игра. Это понятие не «придумано» постмодернистами. Оно используется многими другими философам. В постмодернизме игра определяется как способ функционирования языка, текстуального выражениия культуры в целом. Текст проявляет себя как игра, которая «втягивает» игроков и заставляет подчиниться своим правилам. Ирония. Это понятие фиксирует особый способ отношения к жизни и культуре как тонкую скрытую насмешку, легкое, несерьезное восприятие всего. Фигура иронии является семантически амбивалентной: с одной стороны, она есть высмеивание и в этом отношении профанация некой реальности, основанная на сомнении в ее истинности или даже предполагающей неистинность этой реальности, с другой же – ирония есть как бы проба этой реальности на прочность, оставляющая надежду на ее возможность – или при уверенности в обратном – основана на сожалении об отсутствии таковой. Символом постмодернистской иронии являются кавычки, задающие многослойную глубину прочтения текста. Всё это задает в постмодерне безграничную свободу языковых игр в поле культурных смыслов.

24.Философская мысль Беларуси. Беларуси своими корнями уходит в культуру Киевской Руси, является общественным, духовным достоянием восточных народов. Философская мысль Беларуси отразила сложный и противоречивый процесс формирования белорусской нации, стала ярким свидетельством духовного роста, развитой социально и национального самосознания белорусского народа. Выдающимся оратором, поэтом и философом в эпоху наивысшего расцвета Киевской Руси являлся К. Туровский. в своей работе “Притча о человеческой душе и телёси” он обосновал мысль о взаимодействии души и тела, утверждая, что “как душа постоянно нуждается в помощи тела, так и тело в свою очередь нуждается в поддержке души”. Туровский призывал к просвещению и книжному почитанию, ведущему человека. В эпоху Возрождения на Беларусь начали проникать гуманистические идеи. Философией пробуждается интерес к человеку, его внутреннему миру, этическим и эстетическим запросам. Мыслители Беларуси в той или иной форме развивают идеи о высоком достоинстве человека, его интеллекта и праве на неограниченное развитие способностей. В этом можно убедиться, если проанализировать взгляды Ф. Скорины, С. Будного и других мыслителей.

Ф. Скорина (1490-1551 гг.) Мыслитель-гуманист, просветитель, ученый, философ, писатель эпохи Возрождения. В мировоззрении Скорины рационализм усиливался с верой в Бога. В центре внимания ─ духовный мир человека, его ценности и идеалы. Скорина полагал, что достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами человека. В центре внимания Скорины ─ проблема соотношения индивидуального и общего добра. Человека он рассматривал как существо общественное. Настоящий смысл жизни человек приобретает только в обществе. Однако общественная жизнь требует от человека использование всех его способностей и таланта в интересах общего добра.

С. Будный (1533-1593 гг.) В своих сочинениях с помощью ссылок на Библию доказал разумность общества, основанного на частной собственности и классовых различиях. Отрицал бессмертие души и утвердил гуманистические принципы.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) Философские взгляды его противоречивы. Он считал, что мир сотворен Богом и в нем существуют два начала: материальное (земля, огонь, вода и воздух) и духовное. Душа человека бессмертна по его мнению. Полоцкий делил мир на три части. 1-ая ─ Бог, 2-ая ─ макрокосмос – природа, 3-яя – микромир – мир человека. Природу он считал познаваемой, сравнивал мир с книгой и призывал всех изучать её. Основой всякого познания Полоцкий считал ощущения, возникающие в результате воздействия окружающего мира на органы чувств. Человека он сравнивал с городом, закрытым со всех сторон стенами и имеющим пять входных ворот, через которые в город проникали как друзья, так и враги. Ворота – пять органов чувств. Однако в познании главная роль – разум. Философию Полоцкий делил на разумительную, т. е. логику, естественную, т. е. физику, и нравственную, т. е. этику. Полоцкий пропагандировал светское образование и выступал за развитие славянской культуры.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...