Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Критическая философия И.Канта



Немецкая классическая философия: вторая половина 18 века – первая половина 19 века. Родоначальник – Иммануил Кант (1724 – 1804 ).

Теоретическая деятельность И.Канта делится на 2 периода: докритический икритический.

В 1-й период своей деятельности Кант занимается проблемами естествознания и философии природы. Он выдвинул гипотезу о происхождении солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи. Выдвинул гипотезу о существовании вне нашей галактики большой системы галактик, развил учение о замедлении суточного вращения земли, учение об относительности движения и покоя. Эти исследования сыграли важную роль в формировании диалектики.

Во 2-м периоде Кант раскрывает целый круг проблем: границы познавательных возможностей человека, природы морали, сущность религии, место человека в мире и его предназначение. В этот период выходят его работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В центре внимания – проблемы познания. Процесс познания Кант рассматривает следующим образом: нечто неизвестное, воздействуя на органы чувств человека, порождает многообразие ощущений. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. Кант выделил 2 априорные формы: пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время – внутренние. Располагаясь в пространстве и времени, ощущения составляют предмет восприятия. Восприятие субъективно. Чтобы восприятие превратилось в нечто объективное, необходимо участие другой познавательной способности – рассудка. Но рассудок не является высшей познавательной способностью, так как не дает человеку абсолютных знаний. Высшая познавательная способность – разум.

Он выполняет задачу достижения абсолютного знания и побуждает рассудок к деятельности. Таким образом, основными компонентами познавательного процесса являются чувство, рассудок, разум. Кант утверждал, что сущность мира непознаваема.Непознаваемую сущность отдельных вещей и мира в целом он называл «вещью в себе». Достоверность знаний возможна в математике и естествознании.

Во 2-м периоде своей деятельности Кант занимается этическими проблемами. Он разделяет действительность на два мира: материальный и мир человеческого сознания. Человек принадлежит двум мирам. В мире, в котором мы живем, все четко предопределено. Поступки человека не представляют нравственной ценности. Мораль начинается в потустороннем мире. Основной принцип кантовской морали: поступай так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом. Это называется категорический императив. Восстание против правительства противоречит учению канта. Он был противником социальных выступлений. Кант разработал учение о роли антогонизмов в историческом процессе и учение о необходимости вечного мира. Конечная цель человеческого пребывания на земле – установление вечного мира.

15Диалектическая философии Г. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831гг.)). Он объективный идеалист. Он создал философскую систему, которая носит энциклопедический характер. Философия Гегеля рассчитана на развития духа общества и развитии природы. Он разрабатывал историю философии, занимающая философией права, морали, религии и искусства. Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало, которое является творцом природы и общества. Его деятельность состоит в мышлении или в самопознании. Всякое развитие протекает по определенной схеме: первый этап-утверждение или тезис; Второй этап-отрицание этого утверждения или антитезис;Третий этап-отрицание отрицания или синтез;
Каждое понятие является в природе, в обществе, считал Гегель, проходит тройственный цикл развития. Затем процесс воспроизведения вновь, но уже на более высоком уровне. Развитие абсолютной идеи также осуществляется триадой. На первом этапе абсолютная идея раскрывает своё содержание в системе взаимосвязи логических категорий. На втором этапе она воплощается в природу с помощью категории пространства и времени. На третье этапе абсолютная идея возвращается в сферу духа. Главная заслуга Гегеля состояла в разработке диалектики. Гегель сформулировал основные законы диалектики:1)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;2)закон единства и борьбы противоположности;3)закон отрицание отрицания. Эти законы считаются законами мышления, развитие абсолютной идеи. Гегель развил учение о диалектических категориях (необходимость, сущность и явление). Интересовали Гегеля и социальные проблемы, он склонялся к фатомистическим истолкованиям исторического процесса, \Гегель преувеличивал роль государства и утверждал, что вся ценность всякого духовного действительности,существуют исключительно благодаря государству. В отличии от Канта, который был противником социальных наступлений, Гегель считал войну средством решения проблем. Философия Гегеля является источником марксисткой философии.

16 Людвиг Фейербах (1804-1872).Философия Фейербаха была антропологической.Он пытался решить вопросы: «Что такое жизнь,любовь,счастье,надежда и т.д.?»В центре его внимания-вопрос о сущности религиозного мира и борьбе против него.Этой задаче было посвящено первое сочинение Фейербаха.Оно называлось «Мысль о смерти и бессмертии».Это сочинение принесло Фейербаху немало огорчений.За критику христианской догмы о личном бессмертии он был отстранён от преподавания в университете и провёл долгое время в деревне.Здесь он написал много трудов по истории философии.Характерная особенность всех сочинений Фейербаха:они были пропитаны борьбой против религиозного мира.Фейербах рассматривал в них историю философии как процесс освобождения генов разума из-под власти религии и теологии.В исследовании религии морали Фейербах стоял на идеалистических позициях.религия рассматривалась или как отчуждение человеческих свойств,человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.Прчины такого удвоения Фейербах видел в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы,общества.В природе управляют не боги,а только естественные силы,естественные законы,элементы и существа.Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности,в ней господстует всеобщая причинная связь.Природа может быть понята только через саму себя.Чтобы освободиться от религиозных заблуждений,нужно уяснить,что человек это не творение Бога,а наиболее совершенная часть природы.Фейербах отвергал идеалистическую трактовку человека,согласно которой человек рассматривался как духовное существо.Фейербах полагал,что духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного.Критикуя существующую религию Фейербах пытался создать новую религию,основанную на идее всеобщей любви.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...