Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм – философское направление, которое начало формироваться в первой половине 19 века и сохранило свое влияние в 20 веке.В истории позитивизма выделяют несколько периодов



1. Позитивистская философия первой половины 19 века. Крупнейшими представителями являются Огюст Конт и Джон Милль. Позитивисты утверждали, что все знания о мире дают физика, химия и другие положительные (естественные) науки. Философия не является позитивной наукой.2)Эмпириокритицизм (конец 19 века). Представители – Эрнст Мах, Рихард Авенариус. Мах разработал оригинальную концепцию познания. По его мнению, в основе всех воспринимаемых человеком явлений лежат факты чувственного мира, которые всегда связаны между собой и связаны с чувствами и ощущениями. Мир – это совокупность ощущений.3)Неопозитивизм. Он сформировался в 20-е гг. 20 века. Неопозитивизм имеет два основных направления: логический позитивизм (Рассел, Шлик) и лингвистический анализ (Витгенштейн). Общим для этих направлений было аналитическое понимание предмета философии. Главное в философии не мировоззрение, а логика. Философия не имеет своего предмета исследования, и поэтому она должна ограничиваться лишь толкованием знаний, получаемых конкретными науками, должна располагать эти знания в логически строгом порядке. Процесс познания они рассматривали как процесс логического конструирования, логического упорядочивания ощущений, знаков, а не как процесс отражения действительности. Знания о мире зависят не только от того, каков мир сам по себе, но и от того насколько адекватными, совершенными и логико-языковыми средствами мы пользуемся в познании действительности. Критерием истинного знания является возможность непосредственной проверки того или иного положения с помощью органов чувств, непосредственного наблюдения. Такой принцип проверки получил название принципа верификации. Все знания выражаются с помощью языка. Имеющиеся в языке предложения разбиваются на основные группы в зависимости от того, выдерживали ли они проверку с принципом верификации. К первой группе относили предложения, которые не имели никакого смысла, поскольку произвольно объединяли знаки, из которых были образованы. Например, «Луна умножает четырехугольно». Ко второй группе относили предложения, которые обладали смыслом, но не имели научного смысла. К третьей группе относили предложения, имеющие научный смысл. По мнению неопозитивистов, философия должна заняться очищением языка науки. Научные высказывания должны соответствовать научно-реальным фактам, опыту людей.

Постпозитивизм. Начинает развиваться в 70-80-е гг. 20 столетия. Представители – Поппер, Кун, Фейерабенд. Главной проблемой становится динамика научного знания, его социокультурная детерминация

19. Религиозная философия в контексте современной европейской культуре. Неотомизм. Среди современных зарубежных философских направлений религиозной ориентации наибольшим влиянием в зап.мире отличается неотомизм – официальная философия католической церкви. Неотомизм представляет собой модернизированное учение Фомы Асринского. Представители данного направления: Нильсон, Маритен, Мохеньский и др. Все проблемы, которые решают представители данного направления сконцентрированы вокруг проблемы Бога, док-ва его существования, обоснования его мудрости и т.д. – религиозные проблемы. Утверждают, что каждому новому молодому поколению необходимо внушить, что Бог существует, но для этого необходимо модернизировать док-ва его существования. О существовании Бога можно судить по объектам природы, кот-е несмотря на внешние различия, подобны. Из этого они делают вывод, что мир был сотворён по определённому плану. Человек также явл-ся предметом божественного творения, Неотомисты большое внимание уделяют проблеме человека, его жизни, поведению, нравственности и др. Человек рассматривается как вечный путешественник в поисках духовного совершенствования. Нравственное совершенствование человека возможно лишь на религиозных началах. Основу натур. философии неотомиста составляет учение о форме и материи, согласно которой материя является пассивным началом и приобретает определённый вид благодаря нематериальной форме. Формы создают всё многообразие материальных способов и видов бытия. От неорганического мира до высшей ступени природы бытия, т.е. человека. Формой и сущностью которого является нематериальная бессмертная душа. Высшая форма, согласно которому, не связана с материей, этой высшей формой является Бог. Неотомисты выделяют 2 источника познаний: 1. Знания, внушаемые божеством откровением через веру и знания, которые приобретаются самим человеком. Всё знание они представляют в виде пирамиды. Вершина пирамиды знаний образ теология/богословие. Посередине – философия. Остальные науки – её познания. Отношение к науке у неотомистов изменилось со времён Средневековья. Религ. философия рассматривает проблемы науки и техники. Неотомисты признают, что, благодаря науке и технике, в совр.мире произошли коренные преобразования. С др. стороны, наука подвергается критике, в некотором смысле довольно обоснованной, поскольку не всегда достижение науки используется гуманно (во благо человечества). Неотомисты активно обсуждают и эколог-ую проблематику. Рассматривается безудержно эксплуатацию природных ресурсов, загрязнение окружающей среды как главные причины обострения экологических проблем, идеологи неотомисты считают их не следствием развитие материального производства, а следствием нарушения человеком основных моральных заповедей церкви в его взаимоотношении с природой. Одной из центральных проблем неотомистов – проблема добра и зла – классическая религиозная проблема. В мире, говорят они, много зла, т.к. много греха. Зло протекает из того, что человек неправильно пользуется дарованной ему свыше свободой и именно он ответственен за зло.

20.Философия структурализма. Структурализм – комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60 – ее годы во Франции. Основные представители структурализма: К. Леви - Стросс и Мишель Фуко. Основу структуралистического метода образует выявление структуры как совокупности отношений инвариантных при некоторых преобразованиях. Изучение структур обеспечивает научную объективность исследования. Объект исследования – культура как совокупность знаковых систем. Важнейшая из которых – язык, в который также входит наука, искусство. Мифология, религия и т.д.В противоположность экзистенциалистам, которые ставили в центр исследования человека и его отношения с обществом, структуралисты предметом своего анализа сделали так называемые объективные связи. Они считали, что человеческая мысль и деятельность жёстко предопределены безлично объективными структурами и законами их функционирования. Экзистенциализм был реакцией на глубочайшее потрясение, постигшее общество в результате двух мировых войн. Структурализм же стал отражением противоречий позднекапиталистического общества в условиях развёртывания научно – технической революции. Одно из её следствий – широкое проникновение в науку о человеке и обществе методов, разработанных в естественных и технических науках. Основная проблема – проблема метода исследования. По мнению структуралистов, нет никакой разницы между науками о природе и науками о человеке, следовательно, метод познания должен быть единым. Социально – гуманитарные знания лишь тогда могут считаться научными, если приобретут как и естественные знания формализованный вид. Тогда они будут строгими и доказательными. Структурализм абсолютизирует социальные структуры. Человек рассматривается как пассивный объект, бессознательный исполнитель правил, по которым функционируют эти социальные структуры. Представители данного направления внесли значительный вклад в исследование логической структуры языка и мышления, литературы, искусства и других явлений культуры.

21. Экзистенциально-фенеменологическая стратегия философского мышленияТермин «экзистенциализм» происходит от позднелатинского existentia – существование – «философия существования».Первоначальные форма экз-ма возник в России: Бердяев, Шестов. После 1ой мировой получил широкое распространение в Германии и во Франции. Различают немецкие и франц.ветви. Основными нем.: Ясперс и М.Хайдеггер, М.Бубер. Французск.ветвь: Марсель, Калиго. После второй мировой войны философия экз-ма получает широкое распространение по всему миру. Различают религиозные и атеистические. Предшественником экзистенциалистов в 19 веке был датский философ Кьеркегор. Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития: 1.чувственная(символ-ДонЖуан)2.этическая(чувство долга)3.стадия страданияЦентральной философской проблемой экз-ма является индивидуальное бытие человека: смысл жизни, свобода и ответственность, жизненный путь и человеческая судьба. Эта тема близка художникам, музыкантам, писателям. Экзист.получила распространение в среде творч. интеллигенции. Основным понятием выступает «экзистенция»(Э.), призванное раскрыть сущность индивидуального бытия человека. Э. означает способность чел.осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, не каждый человек обладает Э-цией. Представители религиозного экз.утверждают, что бытие человека – нулевая степень Э-ции и только религ.существование - полное осуществление Э-ции. Люди принципиально одиноки, обречены на взаимное непонимание, каждый человек – целый мир, но эти миры не сообщаются друг с другом. Центральная проблема, на которой сосред. своё внимание Э. – как стать человеком? С этой проблемой связаны и все остальные проблемы. Одной из таких проблем явл. проблема отчуждения человека от общества. Эту проблему подробно исследовал Маркс. Задача философии состоит в том, чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроением, искать и находить своё «Я», смысл своей жизни даже в самых трагических ситуациях. «Э.» (существование) выражает единственность, уникальность жизни каждого человека: его индивидуальную судьбу, сокровенные глубины своего «Я». Экзистенциалисты настаивают на необходимости сохранения личной уникальности в ее первозданном состоянии, в ее нетронутости, в ее «неприобщенности» социально-историческому контексту. Экзистенциалисты утверждают, что каждый человек абсолютно свободен, абсолютность свободы означает независимость от общества, от моральных норм, семейных вещей и т.д. Каждый сам стоит для себя мораль. Моральный выбор – это акт свободного творчества, подобный созданию произведения искусства. Однако, за сделанный выбор человек должен расплачиваться, нести ответственность. Совершая выбор, человек сам создаёт мир, в котором живёт. Проблема бытия чел. Экзистенциализм выделяет 2 вида бытия: подлинное и неподлинное. Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Наше конкретное бытие неподлинное, мы не выбираем, когда появиться на свет, зависит от предметов и др. людей. Заброшены в этот мир помимо нашей воли и вернёмся к подлинному бытию – необходимо перестроить свой внутренний мир – возможно в условиях неограниченныйх ситуаций.

22.Герменевтика своими корнями уходит в культуру античной Греции. Её возникновение было обусловлено необходимостью толкования, понимания литературы, исторических и философских текстов. Как философское направление герменевтика оформилась в 70-е годы 20 века. Разработка философской герменевтики была начата немецким философом Гадебером. Он много сделал для исследования античной философии культуры, использовав герменевтику для создания теории понимания. Гадебер рассматривал герменевтику не просто как метод гумманитарных наук а как учение о бытие. Согласно Гадеберу основу исторического познания всегда составляет предварительное понимание заданное традицией. Носителем понимания или традиции является язык. Разработку герменевтики продолжил Рикёр, который применил её для исследования литературы. Для современной герменевтики основной проблемой является проблема языка. Современная герменевтика опираясь на классические герменевтические традиции решает очень важной для современной научно-технической практики важный вопрос. Что значит понимание текстов? Центральным понятием выступает интепретация. Этот термин использовался в современной западной философии в начале как синоним понимания, как обозначение поиска глубинного смысла текста, а в дальнейшем в более широком смысле как особый метод трансформации смыслов необходимый для всех наук, как гуманитарных так и естественных. Интерпретация и понимание могут быть достигнуты путем исследования в коллективное “Я” культуры его времени. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия и предложения. Но с другой стороны чтобы понять эти детали и части необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Герменевтический круг. Основное внимание герменевтика уделяет проблемам психологии и исторического познания. Представители данного направления считают что не преобр. Соц. Отношений а понимание в языке является спасением от бедствий подстерегающих человека в современном мире.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...