Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтология как фил. учение о бытии.Категории бытия



Бытие явл. фил. категорией,обознач. реальность и сущ. независ. от сознания,воли и эмоции чел.Проблема бытия - исходная в философских размышлениях. При постановке этой проблемы мысль порой достигает высшего абстрагирования и обобщенности от единичного, преходящего. Окружающий мир, природный и социальный, заставляет людей задумываться над непроясненными данностями сущего. Впервые термин бытие ввел Пармимед. В истории философии многие философы по-разному понимают эту категорию. 10 трактовок бытия:

1)предметная – например Демокрит утверждал что бытие это атом.

2)теистическая – например Аквинский утверждал бытие это бог.

3)пантеистическая – бог растворяется в природе

4)стихийно-материалистическая – бытие рассм-ся в виде первого элем-та

5)абстрактная – Элейский представлял бытие как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элем-те действительности

6)идеалистическая – бытие есть идея (Платон)

7)субстанциональная – Спиноза и Лейбниц бытие есть субстанция, т.е. первооснова всего, то из чего состоят все вещи.

8)дуалистическая - Аристотель выделял 2 вида бытия: форма и материя.

9)комплексно-расширительная – согласно ей бытие рассм-ся во взаимосвязи с пространством временем кач-ом, колич-ом

10)антропологическая– Фейербах объяснял мир через чела.

27. Основные формы и диалектика бытия. Основными формами бытия являются:1)бытие природы;2)бытие человека;3)бытие духовного;4)бытие социального,которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества. 1)Бытие природы. Основой человеческой деятельности были и остаются до нашего времени вещи, процессы и состояния природы,которые возникли,существов. до чела,существуют вне и независимо от сознания и действий людей. Затем чел стал мощно воздействовать на природу земли,возник целый мир произведённых человеком,ранее не существовавших в природе вещей,процессов и состояний,которые Маркс назвал 2-й природой.Их бытие специфично.О бытие первой природы можно утверждать,что она существует независимо от сознания человека.Следует иметь ввиду различия между природой в целом и её отдельными элементами.Природа в целом бесконечна в пространстве и времени:она была,есть и будет.Отдельные же элементы природы возникают и исчезают,т. е. их бытие сменяется их небытием.2-я природа строго зависит от 1-й.Она представляет собой многообразный мир:орудия труда, промышленность,энергетика,города,предметы окружающие нас в быту.Бытие 2-й природы представляет собой социально-историческое цивилизованное бытие.Здесь действуют законы природы,но они сочетаютсяся с преобразующими действиями людей. 2-я природа существует независимо от сознания людей, воплощаетт в себе человеческие цели и идеи.Между 1-й и 2-й природой возможны не только отношения взаимосвязей и согласованности,но и конфликты в виде экономических,энергетических и ряда других проблем. 2)Бытие человека. Бытие отдельного чела и человечества в целом специфично и уникально.Чел существует как живой конкретный индивид,причем первичной предпоссылкой его существования явл. жизнь его тела.Тело человека-тело природы, наличие тела делает человека конечным,смертным. Философы-материалисты утверждают,что в человеческом бытии первично существование тела. Философы-идеалисты утверждают,что первично духовное.Существуя как природное тело, человек подчиняется всем законам существования всех природных тел.Вместе с тем чел способен и контролировать потребности, удовлетворяя их в пределах и формах,определяемых обществом, собстенной волей и самосознанием индивида.Многие действия человека часто регулируются духовно-нравственными и социльными мотивами.Это проявляется в жертвенных поступках.В истории философии существовали концепции,согласно которым человек-песчинка в необозримом мире. Были и другие точки зрения,согласно которым люди не просто существуют в мире,но и способны влиять на этот мир. 3)Бытие духовного. Духовное охватывает процесс сознательного и бессознательного, включая знания,воплощающиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем.К духовным системам принадлежат принципы человеческого общения,включая нормы и критерии нравстенности,художественного творчества.Духовное можно условно разделить на 2 подвида:индивидуализированное и объективированное.Индивидуадизированное включает сознание индивида.Специфика его в том,что конкретные процессы сознания возникают с рождением и смертьюлюдей.В рамках индивидуализированного возникает объективированное(пример-идея). Объективиров. имеет свою специфику:его элементы (идеи,идеалы,нормы,ценности) способны сохраняться,совершенствоваться и свободно перемещаться в пространстве и времени.Философы-идеалисты,исходя из признания важной роли духовного в чел. жизни, провозгл. духовное высшим бытием. Философы-материалисты на 1 место ставят бытие природы.

28. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Нас окружает бесчисленное множество различных предметов и тел внешнего мира.Уже в древности философы предприняли попытку представить видимое многообразие явлений, окружающего их мира как проявление какого-то единого начала, лежащего в основе этого многообразия.Эта первооснова всех конкретных вещей и явлений, из которой они возникают и в которую обращаются разрушаясь называется материей. Термин "материя" впервые встречается у Платона.В большинстве материалистических учений древности понимание материи было чувственно-конкретное, т.к. человек в то время имел дело с предметами чувственно-воспринимаемыми. Так, например, Фалес считал, что такой первичной сущностью является вода, Анаксимен видел в основе всего существующего воздух,Гераклид-огонь,Ксенофан-землю,Эмпедокл считал корнями всего существующего все 4 элемента и только Анаксимандр в качестве первоосновы признавал некоторую неопред. и бесконечную материю-апейрон.Дальнейшее развитие понятия материи связано с понятиями Демокрита,Эвклида,Эпикура, которые предложили атомистическую теорию строения мироздания: материя-атомы, атомы рассматривались как предел делимости, как актуально бесконечные малые элементы. Возникнув в 5 в. до н.э. атомистическая концепция в дальнейшем позволила обьяснить множество природных процессов.На ее основе возникли закон всемирного тяготения,молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов,периодическая система хим. элементов.В 17-18 вв.бурно развивалось естествознание. Большинство ученых рассматривают материю как ностельницу определённых свойств: свойств протяженности и тяжести. Такие представления о материи как состоящей из неизменных и неделимых атомов и обладающей свойствами протяжённости и тяжести существовали до начала 20 в.На рубеже 19-20 в. в науке совершается ряд открытий: явление естественной радиоактивности,рентгеновых лучей,открытие электрона, создание специальной теории относительности.Эти открытия показали,что материя не совсем такова, какой ее представляли ученые.К началу 21 в. представления о материи изменились.Совр. наука даёт след. представление о строении материи: любой материальный объект имеет сложное строение,он уникален,не тождествен другому объекту.Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращ. друг в друга Материю можно разделить на 3 ур-ня:1)неживая природа;2)живая;3)социальная материя. Неживая природа:микромир (элементарные частицы, физич. вакуум, ядра атомов и сами атомы),макромир(газы, жидкости, твердые тела, объекты), мегамир (космические системы различной сложности).Самой сложной системой данного уровня явл. метагалактика.Согласно представлениям совр. космологии, метагалактика возникла около 20 млрд. лет назад в результате Большого взрыва.Этот взрыв наука связывает с перестройками структуры физич. вакуума.Взрыв имел место,но носил локальный характер и к образованию метагалактики никакого отношения не имел.В наст. время метагалактика представляет собой систему взаимодействующих систем галактик:они удаляются друг от друга с большими скоростями (процесс разбиения галактик).Чем дальше они находятся, тем больше скорости. Совр. наука допускает возможность возникновения и существования множества миров, таких как наша метагалакика. Их назыв. метагалактическими объектами. Живая природа:основные подуровни: внутриорганные соединения(белки, нуклиды, углеводы, организм в целом) и надорганизменные соединения(род, вид, биосфера, популяция). Соц. материя и чел. общество:(чел, семья, классы, нации, гос-ва, системы гос-в).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...