Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция представлений о материи в философии и науке



Термин "материя" впервые встречается у Платона.В большинстве материал. учений древности понимание материи было чувственно-конкретным,так как человек в то время имел имел дело с предметами чувственно-воспринимаемыми. Фалес считал,что такой первичной сущностью является вода,Анаксимен- вода,Гераклид- огонь,Ксенокан- землю.Дальнейшее развитие понятия материи- Демокрит,Эвклид,Эпикур,который предложил атомистическую теорию строения мироздания: материя-атом, атом- предел неделимости.Возникнув в 5 в. до н.э. атомистическая концепция в дальнейшем позволила обьяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения,молекулярно-кинетическую теория тепловых процессов,периодическая система химических элементов.В 17-18 вв. бурно развивалось естествознание.Ученые рассматривали материю как носительницу определенных свойств:свойств притяженности и тяжести.До 20в. существовали представления о материи,как состояние из неизменных и неделимых атомов,обладающих свойствами протяж. и тяжести. Открытия естествознания показали,что материя не совсем такова,какой ее представляли ученые.К началу 21в. представление о материи изменились.Согласно данным современной науки любой материальный объект имеет сложное строение,он уникален,каждая матер. образов. –единство вещества и поля,которые могут взаимно превращаться друг в друга. Материю можно разделить на 3 уровня:1)неживая природа2)живая3)социальная материя.

1)Неживая природа:микромир(элементарные частицы,физический вакуум,ядра,атомы),макромир(газы,жидкости,твердые тела,объекты), мегамир (космические системы).

2)Живая природа:внутриорганные соединения (белки, нуклиды, клетки., органы) и надорганизменные соединения(род,вид,биосфера).

3)Социальная материя:соц. материи и чел. общество. Подуровни: 1)человек2)семья3)классы4)нации5)гос-ва6)системы гос-в.

36.Природа как среда обитания человека; взаимодействие общества и природы. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается. Общество выступает как более активная сила этого противоречия.Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека, составная часть причин функционирования и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, осуществляется через практическую деятельность людей. 1. Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

37.Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. В рамках рассматриваемой концепции находятся некоторые представления, выводящие сознание за границы мозга.Как подчеркивают некоторые философы (например, А. К. Манеев), мозг можно представить в виде блока считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы -лептоны. Согласно современной гипотезе торсионного поля, когда предмета (прежде всего человека) уже нет в данном месте, его след в пространстве сохраняется, пока другие торсионные поля его не нарушат. Накапливаясь в физическом вакууме, "информационный сгусток" может после гибели нашей Вселенной реализоваться в иной материальной форме и продолжить свое существование в возникающих новых космических системах.Позиция равноодинаковости идеального и материального в сознании, особенно мнение об элементарных частицах как носителях сознания, с методолог. точки зрения нами не может быть принята. Вышеобозначенный подход не согласуется с классич. философской аксиомой о сознании как высшей форме отражения (само же отражение есть атрибут материи). Движение материи вне нас, логика действительности, предметов определяют движение и логику сознания, которое не только пассивно отражает, но и активно воздействует на действительность. Сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиолог. основе (продукт материальной коры больших полушарий мозга) и по содержанию, как образ вторичен к оригиналу.В эволюции взглядов на природу сознания можно выделить ряд рациональных подходов: выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон); признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц и др.); утверждение принципа диалектики и постановка вопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель); подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта соц-истор развития чела, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектич. материализм); понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице чела (космизм, имманентная философия).

38.Учение о человеке в структуре философского знания. В философии интерес к чел-ку,его поступкам и местевобщ-ве проявился уже в античности.Чел-к рассм-ся как единство телесного и духовного.Оценивалась его роль как гражданина полиса.Философы полагали,что человеч.личность дана человеку богом,земная жизньличности смысла не имеет.Мыслители 18в.считали,что чел-к-природный феномен и все люди от рождения равны.Исходя из этого,они сформ-ли требования свободы,равенства.Величайш.целью общ-ва считали счастье чел-ка,под кот.понималось такое сущест-е человека,при кот.все его способности,силы и склонности будут хорошо развиты в согласии с его природой и получат должное применение в соответствующие периоды его жизни.Чел-к обретает свою сущность уже существуя.Человек многолик





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...