Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеализм Платона (427 – 347 до н.э)



Платон – ученик Сократа. После казни своего учителя надолго покинул Афины, посетил Египет и попал в рабство, по преданию его выкупил ученик. Происходит он из афинского аристократического рода, настоящее имя – Аристокл, Платон – прозвище. Основал свою философскую школу, назвал её «Академией». Большое влияние в этой школе помимо философии уделял математике. Он первый из античных философов, чьи идеи? Дошли до нас целиком. Был всесторонне развитым человеком. Умер в день своего рождения на свадебном пиру. Учение Платона – система объективного идеализма. В основе мира – идея. Разделял весь мир на чувственно воспринимаемые вещи и на постигаемые только умом, существующих в запредельном мире. Мир вещей преходящ и изменчив, мир идей вечен и неизменен. Для человека он недоступен, но в нём пребывает дума. Самой главной идеей Платона является благо. Процесс познания рассматривается им как процесс припоминания. Душа до вселения в тело находится в мире идей. Там она знакомится с различными идеями, а теперь она вспоминает то, что когда–то видела. Платона называют одним из первых социалистов. Главный источник социализма он видел в частной собственности. Он полагал, что всё личное должно быть упразднено. Ради справедливости должна быть упразднена и семья – если у каждого своя жена и дети, это их разобщает. Он создаёт модель идеального государства – модель казарменного социализма. В этом государстве население делится на 3 категории: 1. философы – должны управлять государством .2. стражи – охраняют государство. 3. земледельцы, ремесленники.

Строго регламентировались отношения полов: женщинам разрешалось иметь детей от 20 до 40. Рождение и воспитание детей – дело государственной важности, поэтому семья не может брать на себя право воспитывать детей. Эту роль должно выполнять государство. Детей отбирали у матерей и воспитывали в соответствии с их способностями. Платон противник атеизма. Выделял 3 вида души: 1.растительная душа – способна к питанию 2.животная душа – способна к осязанию 3.разумная душа

11 Философия эпохи Ренессанса (XV-XVI вв.)

Свое название «Ренессанс» (Возрождение) данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античной культуры и античного мышления. Это был переход от феодализма к капитализму. Характеризуется экономической и социально-классовой незавершенностью. Религия постепенно утрачивает позиции идеологии. Формируется новый тип человека для европейской культуры, меняется экономика, образование, культура. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения данной эпохи является ориентированность на искусство. Поэтому возрождение еще называется художественно-эстетической эпохой. Основное внимание философия этого времени уделяет человеку.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как господин над природой, творец самого себя. В человеке ценятся такие свойства, как:

1. предприимчивость

2. активность

3. всесторонность знаний и умений

Философия вновь обращается к изучению природы. «Природа обожествляется…» - такая точка зрения получила название пантеизм. Натуральные философы эпохи Возрождения: один из них алхимик, врач – Парацельс (ввел в обиход обезболивание). «Подобно тому, как в человеке всем управляет душа, так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало. Для того, чтобы овладеть силами природы, необходимо познать это начало, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять». Один из представителей – Николай Кузанский. Он открыл принцип совпадения противоположностей максимума и минимума. Чтобы сделать этот принцип наглядней, он обратился к математике и доказал, что бесконечная линия есть и треугольник, и шар, и круг, а точка минимума и бесконечная прямая, или максимум представляют собой одно и то же.

Последователем Н.Кузанского был Джордано Бруно. Он создал пантеистическое мышление. Он опирался на идеи Николая Коперника. В отличие от Коперника, который считал мир «конечным», Бруно полагал, что «вселенная бесконечна и вечна». «В природе все находится в связи и движении. Уничтожение одного – появление другого». «Природа активна, это Бог в вещах».

Пантеизм Дж. Бруно приводит к материальному пониманию природы. Он признает только истинные науки и высшие противоположные подчинения вере. Его учение было осуждено как релитическое и в 1600 г. он был сожжен на костре.

Философию этой эпохи интересовали социальные проблемы. Над этими проблемами работали: Никола Макиавелли, Томас Мор, Топаза Кампанелла.

Н.Макиавелли написал знаменитую работу «Государь». В этой работе он попытался раскрыть как завоевывается, удерживается и меняется власть. «Правителю не следует опираться на тех, кто помог добраться до власти. Не следует приближать к себе обиженных в прошлом – приближать нужно тех, кто считается врагом. Они смогут захотеть доказать, что мнение о них было ошибочным». «Чтобы удержать власть необходимо регулярно замещать руководителей». «Умело приспосабливается к обстановке сильная личность, ради успеха использует любые средства». «Движение силой выступает материальный интерес, а самый могущественный интерес – частная собственность». Томас Мор и Т.Кампанелла – противники частной собственности.

.

12 Философия Нового времени.

Новое время - это 17-18 вв. Философия этого периода отражала потребности нового этапа в развитии общества. Этапа зарождения развития и утверждения капиталистического способа производства. В мировоззрении этой эпохи ведущее место занимает наука. Философии Нового времени был присущ ряд характерных черт: 1) механицизм т.е. в качестве модели для построения картины мира брались идеи механики. Отрасль знания, которая в то время пользовалась популярностью и была наиболее развита; 2) особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с наукой. Это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. Поэтому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания; 3) метафизический стиль мышления. Согласно данному стилю: мир рассматривается как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Поэтому считалось, что изучать предметы необходимо отдельно друг от друга.Философия Нового времени развивалась по 2 направлениям: 1) рационализм. Рационалисты полагали, что мир может быть познан при помощи мышления, т.е. дедуктивным путём (от общего к частному), так считали Декарт и Спиноза. 2) эмпиризм. Представители этого направления считали, что основы этого познания – эмпирический опыт. Такое познание должно опираться на познание единичных предметов, так только они обладают подлинным существованием, так считал Френсис Бэкон – это английский философ-материалист. Умственные способности обнаружились у него в раннем детстве. Он поступил в университет в 12 лет. Главной задачей философии Бэкон считал создание науки о методе познания изобретений и открытий. Такая наука позволит создать новое процветающее общество. Общей задачей всех наук должно стать увеличение власти человека над природой. Для того, чтобы заставить природу служить человеку, необходимо изменить научные методы исследования. В средние века наука пользовалась в основном дедуктивным методом. Бэкон же полагал, что главным методом науки должен стать метод индукции (от частного к общему). Одно из главных условий своей философской деятельности Бэкон видел в том, чтобы очистить сознание людей от ряда заблуждений (идолов). Он выделял 4 вида идолов: 1) идолы пещер; 2) идолы театра; 3) идолы площади; 4) идолы рода. Истина науки, по его мнению, этих заблуждений не имеет. Вторым представителем был Рене Декарт. В основе философской системы Декарта лежит принцип сомнений. Суть его в следующем: если я хочу создать новую научную систему или разработать новую философию, то я должен отрешиться от всего того, что мне преподносили в качестве готовых и неизменных истин. Я могу сомневаться в религиозных догмах. Могу усомниться даже в том, что существует окружающий мир и даже в том, что существует моё собственное тело. Но сомневаясь во всём, я не могу сомневаться лишь в том, что я сомневаюсь. Я сомневаюсь, значит я мыслю, а раз мыслю, значит я существую. Это единственное несомненное обстоятельство, которое является предлогом моего сомнения, т.е. вся сущность человека состоит только в мышлении. Так считал Декарт. Третий представитель Бенедикт Спиноза – нидерландский философ-материалист. Вместе с Бэконом и Декартом Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Спиноза утверждал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя. Природа – это субстанция, т.е. сущность всего, того из чего всё состоит. Отдельные вещи (модусы) погружены в субстанцию. Спиноза был фаталистом (вера в судьбу). Он полагал, что мировой процесс совершается в силу необходимости и человеческая воля в состоянии что-либо изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы приспособить к нему свою жизнь и свои желания. Однако свободной может быть не масса, а только мудрец (философ). Спиноза делил знания на 2 вида: 1 ) высшие интеллектуальные знания, основывавшиеся на уме; 2) низшие, основанные на чувственном мире. Высшим видом интеллектуального знания он считал интуицию.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 609 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...