Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ритмы культурной динамики. ка как такового». — В кн.: Меуепа'ог^'/






ка как такового». — В кн.: Меуепа'ог^ '/. Вугапгте Тпео1о§у. МотеЬгауя, 1974. Р. 226. См. также статью С. С. Хоружего «Исихазм в Византии и России: истори­ческие связи, антропологические проблемы». В кн.: Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000.

12 Процитируем С. С. Аверинцева: «Христианство смогло стать духовным
коррелятом абсолютистского государства именно — такова парадоксальная логи­
ка реальности — благодаря своей моральной обособленности от этого государст­
ва. Конечно, после христианизации империи церковь очень далеко пошла на­
встречу светской власти: христиане, когда-то умиравшие за отказ обожествлять
императора, стали изображать земных повелителей с атрибутами Царя Небесно­
го. И все же в Евангелии сказано: «Царство Мое не от мира сего» — и слова эти
уже не могли исчезнуть из памяти верующих. Мало того, как раз они и были
нужны подданным священной ромейской державы. Маленький человек был
почти без остатка включен в абсолютистскую государственную систему, он обя­
зывался к послушанию не за страх, а за совесть и притом от имени религии; он
искренне преклонялся перед магическим ореолом власти; и все же вера сохраня­
ла ему сознание, что он покорен власти не ради нее самой, не только из страха
перед казнью или преклонения перед силой, но ради своего бога, который будет
судить эту власть наравне с ним самим» (Аверинцев С. Судьбы европейской куль­
турной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью. В кн.: Из
истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 25).

13 Об этом подробно пишет С. С. Аверинцев в книге «Поэтика ранневизан-
тийской литературы» (М., 1997. С. 118 ел.). См. там же о ритуализированном по­
ведении императора Констанция, сына Константина I, описываемом «то в об­
разах трагической сцены, так что Констанций оказывался актером, представ­
ляющим самого себя, <...> то в образах искусства скульптуры, так что
Констанций оказывается своим собственным скульптурным портретом. <...> Как
подобает знаку, изваянию, иконе, Констанций тщательно освобождает и очища­
ет свое явление людям от всех случайностей телесно-естественного. «Словно из­
ваяние человека, он не вздрагивал, когда от колеса исходил толчок, не сплевывал
слюну, не почесывал нос, не сморкался, и никто не видел, чтобы он пошевелил
хоть одной рукой» [Аттгат МагсеШт Кея Оейае, XVI, 10, 10 — речь идет о три­
умфальном въезде Констанция в Рим в 360.] <...> Так и должен вести себя госу­
дарь, которому внушено, что по своей личности (в реальном плане) он всего
лишь грешный человек, но по своему сану (в семиотическом плане) репрезенти­
рует трансцендентное величие Бога» (Там же. С. 121—122).

14 Цитата — из 16-го постановления («определения») Константинопольского
(Иконоборческого) собора 754 г.

15 Эти имена неотделимы и от истории богослужебного устава. Иоанн Дама-
скин и Феодор Студит входят в число авторов «Служебника» и «Часослова» —
книг служб суточного круга. Часть молитв подвижного, изменяемого цикла в со­
ставе «Триоди» и «Октоиха» также приписывается этим святым.

16 Прот. А. Шмеман. Указ. соч. С. 120.

17 Аверинцев С. Послесловие к кн.: Христианство: Энциклопедический сло­
варь. Т. 3. М., 1995. С. 469.

18 Аверинцев С. Период Палеологов и конец византийской цивилизации.
В кн.: История всемирной литературы: в 8 т. Т. 3. М., 1985. С. 36.


19 Это понятие не следует путать с понятием гуманизма в смысле человеко­
любия, сострадания, филантропии. Здесь речь о 81исИа пшпапйаНя, римской сис­
теме образования, направленной на формирование образцового гражданина.

20 Особенной популярностью пользовалась книга Жана Бодена «Метод лег­
кого изучения истории» (1566), которая, видимо, и ввела в оборот выражение
«Новое время».

21 «Абсолютный» (от лат. аЪяоггеге) и значит «отделенный от всего».

22 Необходимо также учитывать внестилевые направления искусства, кото­
рые иногда называют реализмом. Такие направления отказывались от готовых
стилевых формул и пытались напрямую отразить действительность. Этот опыт
сыграл большую роль в эволюции новоевропейского искусства.

23 К концу века появляется неоклассицизм в модусах героизированного па­
тетичного классицизма (Давид) и этатичного волевого ампира.

24 Античные софисты и гуманисты Ренессанса были по статусу и структуре
сходным социальным явлением, но все же несопоставимым с просветителями по
масштабу влияния на общество.

25 Национальная идентичность этой революции не так очевидна, как в двух
предыдущих случаях, но все же ее можно назвать немецкой по преимуществу в
силу локализации главных ее событий в германских государствах и Австрийской
империи.

26 Слово «нация» может употребляться в смысле политической общности.
Но в данном контексте оно означает этнический и биологический аспект един­
ства той или иной группы.

27 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение
истории. М., 1994. С. 32-33.

28 Лихачев Д. С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры.
В кн.: Лихачев Д. С. Прошлое — будущему. Л., 1985. С. 312.

29 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 13.
^Пушкин А. С. О ничтожестве литературы русской. В кн.: Пушкин А. С.

Поли. собр. соч.: в 16 т. М.; Л., 1937-1949. Т. 11. С. 268.

31 Толстой А. К. Собр. соч.: в 4 т. М., 1963-1964. Т. 4. С. 281.

32 Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 312.

33 Маркс К. Разоблачения дипломатической истории XVIII века // Вопросы
истории. 1989. № 4. С. 11.

34 Гудзий Н. К. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1973. С. 8.

35 Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 324.

36 Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 12.

37 Там же. С. 13.

38 Толстой А. К. Собр. соч.: в 4 т. М., 1963-1964. Т. 4. С. 281.

39 Послание старца Филофея к великому князю Василию. В кн.: Памятники
литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984.
С. 441.

40 Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т. 1. С. 52.

41 Чаадаев П. Я. Философические письма. Письмо первое. В кн.: Чаада­
ев П. Я.
Полн. собр. соч. и избранные письма. Т. 1. С. 323—327.

42 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 109.


200





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...