Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Крещение Руси (988). Согласно «Повести временных лет» князю Владимиру Святославовичу (980—1015) было послано «испытание вер» — выбор из нескольких религий, каждая из которых могла претендовать на роль государственной. Это византийское христианство, латинство (Крещение Руси произошло до раскола восточной и западной христианских церквей, потому преждевременно говорить о православии и католичестве) и религии степных государств — иудаизм Хазарского каганата и ислам волжских булгар (а также унифицированное язычество, введенное Владимиром на недолгий период). Выбор князя склоняется в пользу византийского христианства. С исторической точки зрения это вполне объяснимо: между Русью и Византией установились экономические и политические отношения; авторитет Византии в евразийском культурном регионе был крайне высок — она имела статус сверхдержавы, в ее интересах было расширить сферу своего влияния в конкуренции с папским Римом; еще до Крещения византийское христианство проникало на Русь, достигнув самых высших сословий (христианкой была княгиня Ольга, бабушка и воспитательница князя Владимира).
С культурологической точки зрения значимо объяснение, которое приводит «Повесть временных лет», а именно легенда о том, что Владимира привлекла красота византийского богослужения.
Летопись повествует, что на восьмом году княжения Владимира Святославовича, в 986 г., он принял четыре посольства из разных стран, каждое из которых восхваляло религию своей страны и убеждало Владимира принять ее. Предпочтение было отдано православию главным образом из-за того, что греческое богослужение в Константинополе поразило Владимира своей красотой. Эстетическая сторона становится важным фактором церковного богослужения и на Руси (красота в убранстве церквей и одеждах священнослужителей, красота иконостаса, присутствие золотого цвета, пышность и торжественность литургии — все имеет свое символическое значение).
Выбор религии, таким образом, был сделан по эстетическому критерию — красота как бы удостоверяла истинность религии.
130
5. Культура во времени
Россия как тип культуры
Эстетизм — особая категория русской культуры, связанная с другой ее типологической чертой — эсхатологизмом: русская литература, философская и социальная мысль (как покажет время, и социальная практика) полны преображателъных идей и предчувствий — о грядущем прекрасном будущем земного мира.
Наиболее емкое и разнообразное выражение они получат в культуре Серебряного века — от соловьевской идеи всеединства (предполагающей наступление царства истины и добра, воплощенных в красоте, понимаемой как земной вид истины, как способ удостоверения истины) до революционных лозунгов о светлом коммунистическом будущем. Идея о красоте, спасающей мир, была высказана Ф. М. Достоевским (хотя Достоевский писал о духовной, нравственной красоте, эта трактовка близка идее всеединства).
Идеологема Софии. Одной из главных преображателъных идей Серебряного века была София. Она имеет корни в древнегреческой и византийской культуре, откуда христианство на Русь пришло под знаком Софии (митрополит Илларион Киевский описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; именно в Софийском соборе Константинополя посланников князя Владимира поразила красота богослужения). По образцу Софии Константинопольской на Руси в XI в. строятся три главных храма в честь Святой Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке. В православной иконографии складывается образ «София — Премудрость Божья» с ангельским ликом крылатой женственной сущности.
Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии. Неслучайно, как отмечал Вл. Соловьев, на Руси любили возводить храмы Успения Богородицы. Богатая иконография Софии появляется на Руси к XV—XVI вв. София имеет облик ангела, ее лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла. Она одета в царское облачение, на голове — золотой венец. Ей предстоят молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над ее головой виден по пояс благословляющий Христос.
Как иконический образ, так и богословское понятие Софии не вполне каноничны. В философии и богословии София — посредник между Богом и миром, посредник в творении мира, который устроен Богом мудро и прекрасно. Божественное, таким образом, движется по направлению к миру, в этом встречном движении преображая реальность. Это подтверждает иконография: крылатыми изображались ангелы и архангелы — посланни-
ки Бога в мир (крылатость — указание на возможность передвижения от Бога к миру). Преображательная идеология русской культуры, таким образом, имеет важный для человека смысл: не только мир и человек стремятся к истине, добру и красоте — к преображению, в этом стремлении им помогает высшее начало — Бог, — который посредством Софии-Премудрости движется навстречу человеку и миру.
П. Флоренский |
Так, идея всеединства Вл. Соловьева предполагает, что грядущее царство истины, добра и красоты движется навстречу нам и «имеющий глаза» способен видеть отблески грядущего в настоящем. Зримым воплощением встречи человека и Бога является икона, по выражению другого философа Серебряного века, о. Павла Флоренского, — это «окно в вечность», через которое не только мы пытаемся заглянуть в высший мир, но и высшее смотрит на нас, отпечатываясь небесным ликом на плоской деревянной поверхности. Идея встречного движения Бога и мира находит выражение в отечественной богословской и церковной традиции. Доктрина спасения в восточнохристианской традиции и русском православии предполагает соучастие, содеяние Бога и человека, в то время как в протестантизме с его доктриной предопределения решающее слово по вопросу о спасении выносит Бог. В католичестве с XIII—XIV вв. утвердилась «юридическая» доктрина спасения за счет «излишка добрых дел», совершенных Христом, Богоматерью и святыми, которые римский папа облечен правом перераспределять в пользу грешников.
Последствия византийского влияния для русской культуры проявились не только в церковно-религиозной сфере. Вслед за обустройством церкви (до учреждения титула патриарха Русь оставалась митрополией Византийского патриарха) под влиянием византийского канона развиваются многие сферы русской культуры — летопись, агиография, литература, храмовое искусство и архитектура, политическая и философская мысль и др., происходит становление новых, неизвестных языческой Руси культурных форм. Сочетание византийских образцов и местных культурных традиций порождает культурное своеобразие. Например, складывается храмовое деревянное зодчество (дерево было основным строительным материалом на Руси, в то время как в Ев-
132
5. Культура во времени
Россия как тип культуры
133
ропе и Византии использовался камень). Жанр агиографии обогащается сказаниями о первых русских святых, таково «Сказание о Борисе и Глебе». Хотя о философии, появление которой требует определенной зрелости нации, говорить преждевременно, возникает характерная для России традиция историософской мысли. Один из главных ее памятников — «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского — ставит вопрос о месте Руси во всемирной истории, что станет константой в историософских построениях русских мыслителей. С принятием христианства Киевская Русь переживает культурный и экономический подъем, идет активный рост городов — политических, религиозных и культурных центров.
В IX—X вв. варяги (норманны), ходившие через территорию Руси путями «из варяг в греки» (или «из варяг в персы»), были удивлены количеством укрепленных населенных пунктов и называли Русь «Гардарика» — страна городов. Это были как по-настоящему большие города — Рязань (площадью 65 га), Киев (80 га), Чернигов (75 га), — так и небольшие деревянные укрепления по берегам рек, площадь которых не превышала гектара.
К XIII в., то есть к моменту столкновения с Золотой Ордой, Киевская Русь превращается в просвещенное государство — гораздо более цивилизованное, чем современные ему королевства Европы.
Хорошо известна история о княжне Анне Ярославне, дочери князя Ярослава Мудрого. Слава о ее образованности достигла Европы. Княжна была выдана замуж за Генриха I, короля Франции, из которой писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Анна пользовалась большим авторитетом во французском обществе, в частности имела право ставить свою подпись на документах государственной важности, — ее четкие буквы стоят рядом с крестами неграмотных королевских чиновников, придворных и самого Генриха I.
Один из крупнейших исследователей древнерусской культуры, академик Д. С. Лихачев, полагает, что расцвет Киевской Руси был русским Предвозрождением — Возрождение же в России только готовилось, но в силу объективных обстоятельств не осуществилось.
«Культура Древней Руси, под которой мы подразумеваем культуру, общую для восточных славян в пределах до XIV в., отнюдь не утратила своей самостоятельности и вскоре оказалась достаточно высокой. Русская литература XI—XIII вв. отличается
высокими идейными и художественными достоинствами, создает новые жанры, энергично откликается на требования своей действительности, обладает ярко выраженными своеобразными чертами. Искусство изобразительное также не может быть определено как искусство "византийской провинции", как примитивное и отстающее: своеобразные, национальные черты делают древнерусское искусство одним из самых значительных в тогдашней Европе. Высокий уровень культуры Древней Руси (XI — начало XIII в.) объясняется не только развитием городской жизни и монастырей, экономическими связями на огромных пространствах, но и обширностью ее культурной общности. Орбита культурной общности Древней Руси охватывала всю христианскую Европу и христианскую Малую Азию»28.
Христианизация Руси по указу князя Владимира столкнулась с рядом объективных трудностей. По всему миру христианизация языческих народов происходила непросто: языческие верования глубоко укоренены в народном сознании, и, сталкиваясь с многовековыми традициями языческих культур, христианизация порождала синкретические религиозные формы, в которых язычество сливалось с христианством. Этот феномен получил название «двоеверие».
Явление двоеверия встречается в разных христианских культурах. Восточнославянские племена, составлявшие этническую основу древнерусского государства, не были исключением. Неслучайно одним из первых шагов князя Владимира по реформированию религии была попытка сохранить язычество в унифицированной форме путем учреждения верховного культа бога Перуна, что создало бы религиозную основу молодого Киевского государства и способствовало его консолидации. Гораздо эффективнее с этой функцией справилось христианство — религия Осевого времени. Однако насаждение религии «сверху», княжеским указом, привело к ситуации двоеверия, когда византийские привнесения становились формой, наполнявшейся привычным языческим содержанием. Молодому этносу на начальной стадии государства, каковым была Киевская Русь, было непросто освоить сложную христианскую догматику, за которой стоял тысячелетний опыт античной культуры и философии (как догмат о Троице — едином Боге в трех лицах, — или о двуединой природе Христа).
Фактором, закрепившим двоеверческие установки, был общинный характер русского народного сознания, тесно связанного с землей и слитого с природой: это коллективное сознание со
134
5. Культура во времени
Россия как тип культуры
135
слабо выраженным индивидуальным началом, за века крепко сросшееся со своими представлениями. Особенно ярко двоевер-ческий феномен проявился в землях, куда христианизация доходила в последнюю очередь (прибалтийские славяне, Западная Украина и Белоруссия).
«Двоекулмурье». Ситуация двоеверия создавала двойственную ситуацию в обществе, где приобщение к аутентичной христианской культуре было доступно весьма узкой прослойке (оно предполагало определенную степень образованности, доступную лишь высшему сословию и духовенству). Потому двоеверие на Руси можно рассматривать не только как чисто религиозный феномен. Оно стало фактором, расслаивающим русское общество на два класса, один из которых составлял абсолютное меньшинство, — в конечном счете на две субкультуры, функционирующие в рамках общей культуры.
Этот феномен — двух культур, «двоекулътуръя» — становится константой русской истории в последующие периоды, когда факторы, отвечающие за расслоение, уже мало связаны с религией, ими становятся происхождение, образование, идеология, имущество и др. Изменчивость этих факторов зависит от общей историко-культурной ситуации и прослеживается по основным культурным периодам русской истории, каждый из которых формирует свою «элиту»:
• с Крещения Руси до петровских реформ — духовенство и часть дворянства (в основном через происхождение и религиозное образование);
• после реформ Петра до реформ Александра II — сильно европеизированное дворянство через происхождение и светское образование, составлявшее менее 3 % населения страны. В конце XVIII в. (1795) насчитывалось 362 тыс. дворян (2,2 % населения России); в середине XIX в. (1858) численность дворян составляла 464 тыс. (1,5 % всего населения). В этот период дворянская и крестьянская культуры функционируют не просто как две субкультуры внутри единой культуры, а как две различные культуры, которые даже говорят на разных языках. Так, «русская душою» героиня романа А. С. Пушкина Татьяна Ларина «по-русски плохо знала» и изъяснялась на французском;
• после реформ Александра II как особое сословие выделяется интеллигенция (разночинцы), в русском обществе появляется новое противостояние субкультур «интеллигенция — народ»;
• после октябрьской революции 1917 г. особым привилегированным классом становится партийная номенклатура (после сталинского периода роль интеллигенции с диссидентским оттенком по-прежнему значима);
• в постсоветский период роль интеллигенции падает, но возникает новый критерий — собственность, соответственно, выделяется олигархическая прослойка и окружающая ее «элита».
Типологической особенностью русской культуры является крайняя неравномерность подобного расслоения: «элитный» слой крайне узок, составляет порядка 10 % населения, при этом выстраивается как крайне влиятельная субкультура, определяющая политическую и культурную ситуацию в стране и часто навязывающая свои ценности остальному обществу.
Двойственность (полярность, дуальность, антиномичность) становится специфической чертой русской культуры, вызревавшей в евразийском пространстве, на стыке Востока и Запада.
Н. А. Бердяев: «Для русских характерно совмещение и сочетание антиномических, полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать лишь противоречиями»29.
Одной из таких дуальных моделей русской культуры стало противостояние Руси и Степи.
Становление древнерусского государства происходило в модусе непрерывного противостояния степным кочевым народам, отличавшимся от оседлой земледельческой Руси образом жизни и культуры. До нашествия татаро-монгольских кочевников русские воевали с печенегами, половцами, торками, берендеями, хазарами и др., что нашло отражение в русском фольклоре и литературе (так, половцы предстают антагонистами Руси в «Слове о полку Игореве», хазары — в «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина). Однако взаимоотношения Руси и Степи не всегда были враждебными, порой — союзническими и всегда гораздо более тесными, чем с европейскими народами. Известная двойственность существует в оценках отношений Руси и Золотой Орды и монголо-татарского ига.
К моменту вторжения монголо-татарских племен (1223—1240) и последующего противостояния Руси и Золотой Орды — монголо-татарского ига (1243—1480) — Киевская Русь вступает в период феодальной раздробленности и вскоре перестает существовать как единое государство. После Куликовской битвы (1380) иго носило номинальный характер и было окончательно свергнуто при
136
5. Культура во времени
Россия как тип культуры
137
Иване III после стояния на реке Угре (1480). Показательно, что термин «монголо-татарское иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается и является поздним привнесением, причем со стороны западных историков.
Термин «татарское иго» появляется на стыке XIV—XV вв. в Польше в исторической литературе. Считается, что принадлежит он перу Матвея Меховского, профессора Краковского университета, который впервые употребил его в Польской хронике (1515—1519). Словообразование «монголо-татарское иго» первым употребил в 1817 г. историк Христофор Крузе в книге «Атлас по Европейской истории», которая в середине XIX в. была переведена на русский язык и издана в Петербурге.
Оценки русских исследователей также противоречивы. Большинство (в том числе историки В. О. Ключевский, С. М. Соловьев) полагает, что монголо-татарское иго стало фактором, приостановившим развитие древнерусского государства, и прежде всего в культурном аспекте. Такова оценка А. С. Пушкина: «...татаре не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля»30. И А. К. Толстого: «И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов... мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии»31. А. Блок в «Скифах» развивает эту точку зрения, представляя Русь щитом, закрывшим Европу от кочевых орд:
Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы!
Существуют и позитивные оценки этого периода (историк Н. М. Карамзин отмечает, что под влиянием монгольской угрозы междоусобные войны на Руси пошли на спад, а верховная власть сосредоточилась в одних руках), в частности отмечается религиозная терпимость монголов, в отличие от католической агрессии Запада. Особую трактовку отношений Руси и Степи предложил историк Л. Н. Гумилев в работе «Древняя Русь и Великая Степь». По его мнению, монголо-татарского ига на Руси не было, отношения Руси и Орды были взаимовыгодным союзом, в котором монголы ограничились экономическим влиянием (дань), не посягая на русскую религию, культуру и государственность.
Последствия монголо-татарского ига. В результате более чем трехсотлетнего сосуществования Руси и Орды русская цивилизация пропитывалась цивилизацией и культурой степных кочевни-
ков, перенимая от них язык, обычаи, одежду и оружие, песнь и сказку, воинский строй и образ мыслей. В русском языке немало слов, заимствованных в этот исторический период (из тюркского — деньги, собака, каблук, кирпич, тюрьма, хозяин, вор, казна и др.; из монгольского — ярлык, богатырь, ямщик, караул, есаул и др.).
Следует отметить, что процесс заимствования элементов культуры от степных кочевников был ненамеренным и часто неосознаваемым (потому его нельзя поставить в один ряд с византийским или западноевропейским влиянием).
Д. С. Лихачев: «Несмотря на "сожительство" с татаро-монголами, общности с ними не создалось. Русь осталась для своих поработителей потонувшим Китежем. Насилие не создает ни культуры, ни культурных взаимодействий. Влияние Востока на формы политической жизни Руси совершалось за пределами духовной культуры, было враждебно культуре»32.
Однако сосуществование Руси и Орды привело к важным последствиям геополитического характера. Золотая Орда стала геополитической предшественницей Российской империи в евразийском регионе. Россия переняла черты государственной модели монгольской империи, в частности централизованное управление.
Карл Маркс, немецкий философ, экономист: «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала уггиюко в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира»33.
Русь, не имевшая естественных границ расширения, «заразилась» безмерностью Орды, получив от монголо-татар импульс бесконечной экспансии, которая в то же время для России была способом самосохранения. Пограничное евразийское положение Руси способствовало постоянным нападениям на ее территорию. Опасность новых завоеваний и владычества заставляла русское государство отстаивать свою территорию, присоединяя все новые и новые земли.
В начале XIII в. русское государство попадает в ситуацию одновременно восточной и западной угрозы: нашествие Батыя с юго-востока (1223—1240) и ливонских и тевтонских крестоносцев
138
5. Культура во времени
Россия как тип культуры
139
с северо-запада (1240—1242). По статистике, с 1128 по 1462 г. Россия вела 160 внешних войн. В XVI в. Москва воевала в целом 43 года (с Ливонским орденом, монголо-татарами и турками, Речью Посполитой и Швецией), в XVII в. — 48 лет, в XVIII в. — 56 лет. Даже западные авторы высказывают мнение, что войны, которые вела Россия, в основном были войнами за независимость. К XIX в. Россия благополучно превращается в «шестую часть земли с названьем кратким "Русь"» (С. Есенин), занимая огромную территорию, приближающуюся к территории бывшего СССР и включавшую на тот момент Финляндию, Польшу и Аляску. Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Монгольской и Британской империй). Это позволит русскому философу-западнику П. Я. Чаадаеву в своем знаменитом Первом философическом письме сказать о том, что в России пространство поглотило время. В начале XX в. немецкий культуролог О. Шпенглер, видевший в русско-сибирской культуре особое цивилизационное образование, назовет прасимволом русской культуры бескрайнюю равнину.
Государство
Происхождение русской государственности принято отсчитывать с объединения Киева и Новгорода (882). Этому событию предшествует другое важное событие, упоминаемое в «Повести временных лет», — призвание варягов на княжение в Новгород (862).
Этническую основу русского государства составляли восточные славяне, финно-угорские племена, западные славяне (от Карпат на западе до Волги, на севере — Балтика, на юге — Черное море): поляне, древляне, вятичи, радимичи и другие племена индоевропейского происхождения, а также скифы в Северном Причерноморье. В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и фин-но-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Кроме того, варяги-русь ставятся в один ряд со скандинавскими народами — шведами, норманнами (норвежцами), англами (датчанами) и готами (жители острова Готланд — современные шведы). Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»: «И сказали себе [словене]: "Поищем себе князя, который бы вла-
дел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. И от тех варягов прозвалась Русская земля»34.
Версия о варяжском влиянии как истоке русской государственности получила название «норманнская теория», согласно которой еще до византийского влияния русская культура получила инокультурную прививку от норманнов.
Можно говорить о некотором варяжском «следе» в русской культуре. Так, русскими стали норманнские имена, которые носили первые князья — Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Ольга, Игорь. Существует версия, что и русское слово «один» — начало счета — происходит от имени верховного скандинавского бога Одина. Однако вокруг норманнской теории шли многочисленные споры. Она была выдвинута в XVIII в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером, приглашенными Петром I работать в Петербургскую Академию наук. Первым же антинорманистом был русский ученый М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод, что первым славянским князем был Кий, который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался академик Б. А. Рыбаков, утверждавший, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 559 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!