Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Черты византийской модели в Российской империи



• Увеличивается и усиливается бюрократический аппарат (учреждаются новые органы и институты государственной вла­сти — Сенат и Синод, министерства, разветвленный чиновни­чий аппарат, вводятся табели о рангах и пр.).

• Существенным шагом на пути подчинения церкви государ­ству становится упразднение Петром титула патриарха Русской Православной церкви (1703 г., титул будет восстановлен лишь в 1917 г.) и учреждение Святейшего Синода (1721), глава которо­го — обер-прокурор Синода — является лицом светским и на­значается императором.

• Святость из лона церкви, подчиненной государству, пере­мещается в лоно государственности. Звания в гражданской табе­ли о рангах приравниваются к военным — если ранее святым долгом перед Отечеством было прежде всего исполнение воин­ского долга, теперь таковым считается государственная служба. Кроме того, она также трактуется как деятельность для спасения души — «единственная подлинная молитва».

• В идеологии Петра I читаются черты концепции «Москва — Третий Рим» с акцентом на преемственность идеологии от первого


154


5. Культура во времени


Россия как тип культуры


155



Рима. К собственно римской традиции восходит принятие титула императора. При этом российский император не перестает быть царем — он все так же венчается на царство, он и царь, и кесарь (по сути, это один титул). То есть в случае императора речь идет не об ином титуле (как в том случае, когда царем стал великий князь), не о политической, а именно о культурной переориента­ции. Ю. М. Лотман отмечает, что перенесение Петром I столицы в Петербург — на географическую границу — было одновременно перемещением границы в идейно-политический центр государства.

• Отзвуки идеологии Третьего Рима заметны в символике Санкт-Петербурга, который сменяет Москву в этой роли. Вы­брав в качестве столицы Петербург, Петр идеологически перено­сит акцент с роли российской столицы как центра святости на ее роль как Нового Рима.

Символика Петербурга связана с именем Петра, но ее можно рассматривать и как связанную с именем апостола Петра, перво­го епископа Рима. Герб Петербурга создается по образцу герба Ватикана: на гербе Ватикана два скрещенных ключа — это клю­чи от Рая, хранимые апостолом Петром; на гербе Петербурга два скрещенных якоря — как ключи от моря, ключи к морскому господству России. Территориально Петербург берет преемст­венность от Великого Новгорода, в частности, князь Александр Невский, как и Петр, отстаивал эти земли в противостояние за­падному миру. В русской культуре Петербург, таким образом, обретает несколько ролей: он включается в реальное историче­ское время как европейский город (Новая Голландия, Северная Венеция и т. п.), он заменяет Москву в роли Третьего Рима как Новый Рим, вечный город, он служит символом новой государ­ственности — империи. Петербург становится не просто горо­дом, местом, но особым символом русской культуры.

В эпоху петровских преобразований складывается новая ан­тиномия русской культуры — оппозиция Петербург—Москва как противопоставление политического центра и центра святости, рассудка и сердца. Она получит яркое отображение в русской классической литературе, которая, сформировавшись по евро­пейским образцам, обретет особый статус в русской культуре.

Литература

Одним из последствий европеизации становится появление в России конца XVIII — начала XIX в. литературного языка и лите­ратуры европейского образца. Этот процесс выливается в так на-


зываемый Золотой век русской поэзии 1-й пол. XIX в., венцом которого стало творчество А. С. Пушкина, гармонизатора рус­ского литературного языка. В течение XIX в. русская литература превратится в явление мирового масштаба. Литература в России становится доминантной сферой культуры.

Литература как доминантная сфера русской культуры

• Внутри русской литературы вызревают иные — нелитера­турные — мировоззренческие модели: этические, эстетические, религиозные, революционные, общественно-политические, фи­лософские, богословские. В литературных произведениях под­нимаются вопросы, которые являются прерогативой иных куль­турных сфер (морально-этические у Л. Н. Толстого, религи­озно-философские у Ф. М. Достоевского, революционные у А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и т. д.; к Пушкину и Ради­щеву восходит традиция, когда литераторы становятся обличи­телями социальной несправедливости и критиками государст­венных порядков). В литературной форме идеи доводятся до общества и воспринимаются общественным сознанием.

• В литературной форме происходит самоосмысление рус­ской культуры (в литературно-публицистической форме развора­чивается полемика славянофилов и западников, тема России звучит у многих русских поэтов и писателей).

• Особую роль в русской культуре обретает личность поэта или писателя, которые воспринимаются общественным сознанием не просто как литераторы, но в тех ролях, которые на данный момент необходимы обществу, — пророков и проповедников, морализато­ров, революционеров, философов, богословов. Сами поэты и пи­сатели осознают свою особую миссию («Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...