Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Символы культуры



Современный человек, появившись на свет,

погружается в символический мир. В домах, на улицах можно

видеть разнообразные знаки и символы. Слова, которые мы

произносим, раскрывают наши мысли и чувства, объясняют

события. Мы посылам электронное сообщение или sms и до"

бавляете веселый, а иногда грустный смайлик. Если «смайлик»

веселый, что случается чаще, то настроение человека, его полу"

чившего, улучшается. Для глухих придуман сурдоперевод, а

для слепых – азбука Брайля.

Все общение строится на знаково"символических систе"

мах. Использование способности к восприятию символов при"

вело к возникновению культуры как знаковой системы.

Семиотика (от греч. sзmйion – знак, признак) – наука, ис"

следующая свойства знаков и знаковых систем, изучающая

символы. Знаки – материальные, чувственно воспринимае"

мые предметы и явления, которые выступают как представите"

ли предметов, свойств и отношений. Термин «семиотика» ввел

в научный оборот американский ученый Чарльз Сандерс Пирс.

Его основные книги и статьи были опубликованы лишь после

смерти в 1914 г., а семиотика как наука появилась в 1930"е гг.

Символическую концепцию развивали также французский

философ Анри Бергсон, немецкий философ Эрнст Кассирер,

русский ученый Юрий Лотман. Понятие символа стало пре"

дельно широким понятием человеческогомира: язык, миф, ре"

лигия, искусство, наука суть символичные формы, посредст"

вом которых человек упорядочивает окружающий мир.

По словам Л. Уайта, духовное бытие – это поток событий,

свободно текущий сквозь время от одного поколения к друго"

му, а также в горизонтальном направлении. Наше душевно"ду"

ховное бытие зависит от символа даже больше, чем можно себе

76 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

представить. В нашей жизни символическое наполнение при"

сутствует постоянно – это могут быть как тончайшие инфор"

мационные потоки из космоса, так и обычные знаки дорожно"

го движения, без которых не может осуществляться дорожное

движение. Каждый человек может понимать и воспринимать

знаки и символы по"разному, по"своему. Факты и события,

происходящие в действительности, отражаются в сознании че"

ловека и подсознании, и некоторые могут обрести символиче"

ское значение. Символическое – это не просто отпечаток, ото"

бражение того, что случилось с человеком или переживалось

им, но еще и внутреннее, подсознательное восприятие собы"

тия действительности, т.е. является еще и архетипом. Архети"

пическое, или коллективное, бессознательное (что находится в

подсознании каждого человека) впитывается с рождения и

присутствует всю жизнь в виде рефлексии.

Символ (от греч. sэmbollon – знак) – это особый вид знака,

его гораздо легче распознать, чем определить или объяснить.

Символ не только обозначает предмет, но и несет добавочный

смысл, т.е. выражает общие идеи и понятия.

Язык символов выражает самые абстрактные идеи в кон"

кретно наглядной форме, например статуя Свободы в США,

Королева в Британии, Родина"мать в Советском Союзе во вре"

мя Великой Отечественной войны. Общая история, общие на"

циональные символы могут стать основанием для единства на"

ции. Наглядный образ и скрытый за ним смысл образуют не"

разрывное единство, но смысл не лежит на поверхности, а

требует усилия для того, чтобы его понять. Многозначность –

характерная черта символа, и его смысл раскрывается только в

процессе человеческого общения. Но даже в этом случае нель"

зя говорить об окончательном раскрытии смысла; смысл сим"

вола никогда не может быть истолкован однозначно,раз и на"

всегда.

В качестве изображений символы выступают проявления"

ми архетипов в этом мире, но не идентичны архетипам, кото"

рые они представляют. Архетип есть психическая форма опы"

та, в то время как символ есть его конкретное проявление; ар"

хетипы существуют помимо жизни, а символ извлечен из

жизни и указывает на архетип помимо нашего понимания. Та"

ким образом, символы в сущности являются тем, что делает че"

3.4. Символическая природа культуры. Язык и символы культуры 77

ловека человеком и представляет нашу способность постигать

то, что существует за пределами нашего понимания.

Символы составляют язык бессознательного. Именно бес"

сознательное выражает себя символически, и в символике со"

держится архетипический и культурно преобразующий эф"

фект. Древние художники вкладывали глубоко символичный

смысл в свои произведения. Наскальные росписи, реалистич"

ные и красочные должны были способствовать древним людям

в удачной охоте. Магические обряды, погребальные ритуалы

первобытного человека позволяли представить жизнь и смерть

в символическом виде. Так впервые появились символы.

С развитием человечества погребальные холмы заменялись

гробницами, ковчеги – храмами, шатры – дворцами, магиче"

ские наскальные росписи–изобразительными циклами, укра"

шавшими храмы и гробницы; вместо наивных ритуальных ста"

туэток появились монументальные, иногда гигантские статуи

и рельефы, увековечивавшие образы и изображения земных

владык и героев. Затем изображения стали настолько стилизо"

ванными, абстрактными. С этого времени человек начинает

обозначать символами даже те объекты, как одушевленные,

так и неодушевленные, которые были знакомы ему десятки ты"

сяч лет–людей, животных, растения, лодки, дома, оружие, во"

ду. После этого легко создаются символы для обозначения аб"

страктных понятий, например плодородия (дождевая туча),

богатства (несколько полей, граничащих друг с другом), защи"

ты и безопасности (символ дома или «Великой Матери»), вла"

сти (оружие или символ Солнца). Каждая система символов

привязывает свой язык форм к культу мертвых, форме погре"

бения и украшения гроба. Так, египетское искусство начинает"

ся с погребальных храмов фараонов, античное – с орнаментов

погребальных ваз, раннеарабское – с катакомб и саркофагов,

западное – с соборов.

В греческой мифологии культовыми предметами являют"

ся золотые яблоки Гесперид, яблоко Париса, лук Одиссея, сан"

далии Гермеса, щит Афины с головой Горгоны, щит Ахилла,

выкованный Гефестом, и др. Многим растениям в Древней

Греции некоторые растения являлись символами божеств и

мифических существ: апельсин – Геспериды, боярышник –

Гименей, ирис – Ирида, виноград – Бахус и менады и т.д.

78 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

Пифагорейцы (последователи Пифагора) верили, что пя"

тиконечная звезда–символ здоровья, и часто рисовали ее в по"

слании друг к другу вместо слов «будь здоров».

В христианской культуре изображения Девы Марии, Иису"

са Христа в иконографии наполнены символическим смыс"

лом.

У буддистов изображение Будды является необыкновенно

сильным духовным символом, оберегающим и помогающим

людям, идущим по пути духовного развития. Каждый «элемент

тела» Будды имеет свой сакральный смысл, все они представ"

ляют собой символы. Голова Будды соответствует традицион"

ному образу святости: сросшиеся на переносице брови, шишка

мудрости на макушке; три линии счастья на шее, мочка уха,

раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии, отме"

тина в середине лба, символизирующая третий глаз мудрости.

Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, разли"

чаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают,

и национальных черт. Для каждого культурного этноса эти чер"

ты являют свой, обособленный символ. Будда обычно изобра"

жается сидящим на лотосе с поднятыми тремя пальцами пра"

вой руки как символ благословения. Иногда Будду изображают

с ткацким челноком в руках, что символизирует возрождение

после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача.

Будду можно увидеть и с книгой в руках–символом знания, и с

копьем – символом храбрости.

У каждого государства есть особые, исторически сложив"

шиеся, отличительные знаки, олицетворяющие его нацио"

нальный суверенитет, самобытность, – государственные сим"

волы, устанавливающиеся конституцией страны или специ

альным законом. К основным символам государства обычно

относят государственный флаг, государственный герб, госу"

дарственный гимн, государственные цвета, штандарт главы го"

сударства, государственную печать, девиз государства. Иногда

конституции причисляют к государственным символам от"

дельные торжественные даты. Государство имеет исключи"

тельное право на установление своих символов. Нарушение

порядка использования символов государства, а также неува"

жительное отношение к ним и тем более их осквернение за со"

бой влекут административное или уголовное наказание.

3.4. Символическая природа культуры. Язык и символы культуры 79

В России символ государства выступала шапка Мономаха

(XIII в.) как символ венчания русских царей на власть. На шап"

ке: Звезда Велеса символизирует власть над Небом (крест

Дыя), над Землей (пчела"макошь), над Водами («мара»).

Любая реально данная в истории культуры семиотическая

система будет неполноценной без символа, а какой"либо зна"

чительный объект культуры будет неполным, если не даст сво"

его определения символа.

Культура выражает себя через мир символических форм,

которые передаются от человека к человеку, от поколения к

поколению. Но сами по себе символические формы – это

внешняя сторона культуры

Символика языка. Человек без слов, без имени вещей изо"

лирован от мира, он не развивается без речи. Язык позволяет

духовно и мысленно осваивать окружающий мир. Речь чело"

века формулируется словами. Слова, понятия, термины явля"

ются символами. Мысль устанавливает связь между вещами,

которые выражаются в словах символически. Если в вещах

находится общность отличительных признаков, тогда обрета"

ет смысл символическое уподобление. Й. Хейзинга в своей

работе «Осень Средневековья» приводит пример восприятия

сознанием средневекового человека символики цветущих

роз. Вы видите: алая и белая роза цветут среди шипов. «Сред"

невековый ум сразу усматривает здесь символический смысл:

девы в мучении сияют красою в окружении своих преследова"

телей. Как происходит это уподобление? Из"за наличия оди"

наковых признаков. Красота, нежность, чистота, кровавая

алость роз те же, что и дев, и мучеников» [69. С. 123]. Но такое

взаимодействие тогда обретает полноту мистического смыс"

ла, когда возникает внутренне обусловленная связь между

символическим.

80 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

В логике дается понятие семантического треугольника, со"

гласно которому каждое понятие обладает смыслом и значени"

ем. Знак выражает определенный смысл, смысл в свою очередь

указывает на значение.

Символ существует как в написанном или сказанном тексте,

так и вне зависимости от него.Онпопадает в память писателя из

глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно,

попавшее в новую почву. Здесь можно привести библейский

текст о Вавилонской башне: «И сказали друг другу: наделаем

кирпичей, и обожжем огнем.Истали у них кирпичи вместо кам"

ней, а земляная смола вместо извести.Исказали они: построим

себе город и башню, высотою до небес... И сошел Господь по"

смотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

Исказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что

начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали де"

лать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не пони"

мал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле».

Так прослеживается некая цикличность: культура (появление

мифа, легенды) – язык (описание мифа или легенды, причем

язык сам является символом) – символ (которым становится

миф или легенда) – культура (которой становятся мифы и ле"

генды и которая сама впитывает в себя мифы и легенды).

Творческое задание. Определите семантический треугольник для

понятия «Вавилонская башня».

Языки культуры. Для того чтобы мыслить, чувствовать, общать"

ся по"человечески, люди придумали так называемые искусствен"

ные языки; такие, как государственные символы (гимн, герб, флаг

страны), разговорные и письменные языки (например, эсперанто,

музыку и музыкальные символы, живопись и т.д.). Из множества

искусственных языков можно выделить фундаментальные –

письменность, математику, искусство, деньги.

Наверное, самым ярким из них является устная речь. Наи"

более убедительно это звучит в стихах И. Бродского:

Ты для меня не существуешь,

Я в глазах твоих – кириллица,

Но сходство двух систем названья небытия

Сильнее, чем двух форм существованья,

3.4. Символическая природа культуры. Язык и символы культуры 81

Листай меня поэтому – пока

Не грянет текст полуночного гимна

Ты – все или никто, и языка

Безадресная искренность взаимна.

Когда вслух читаешь стихи, то замечаешь более полное

смысловое содержание, которое присутствует в устной речи и

не может быть передано в письменной.

Творческое задание. Проанализируйте приведенный ниже текст

Ролана Барта. Ответьте на вопрос: как в тексте охарактеризованы

языки культуры?

Р. Барт замечает, что различие речи письменной и речи уст"

ной не дает языку как знаковой системе вполне осуществить

заложенное в нем настроение в интонациях и оттенках смы"

слового содержания. «Но невозможное не есть немыслимое:

гул языка – это его утопия... Утопия музыки смысла; это зна"

чит, что в своем утопическом состоянии язык раскрепощается,

я бы даже сказал, изменяет своей природе вплоть до превраще"

ния в беспредельную звуковую ткань, где теряет реальность его

семантический механизм» [3. С. 55]. Барт пишет, что знаковое,

буквенное отображение речи неспособно передать все велико"

лепие мелодического звучания. Знак не может, обособившись,

вернуть то наслаждение, которое звучит в устной речи. Барт

описывает эпизод из повседневной жизни, увиденный на теле"

экране. Так, он неожиданно ощутил гул языка в одном из кад"

ров фильма режиссера Антониони о Китае. На деревенской

улице, прислонившись к стене, дети громко читают вслух, все

вместе и не обращая внимания друг на друга, каждый свою

книгу. Получался самый настоящий гул, как от исправно рабо"

тающей машины. Смысл был вдвойне непостижим – из"за не"

знания китайского языка и из"за того, что читающие заглуша"

ли друг друга. Но он настолько ярко и отчетливо воспринимал

все нюансы этой сцены, что слышал здесь музыку, человече"

ское дыхание, сосредоточенность, усердие, короче говоря, не"

что целенаправленное.«Ныне я в чем"то уподобляюсь древним

грекам, о которых Гегель писал, что они взволнованно и неус"

танно вслушивались в шелест листвы, в журчание источников,

в шум ветра, одним словом – в трепет Природы, пытаясь раз"

82 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

личить разлитую в ней мысль. Так и я, вслушиваясьв гул языка,

вопрошаю трепещущий в нем смысл – ведь для меня, совре"

менного человека, этот язык и составляет Природу» [3. С. 46].





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...