Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Существованияразличных культур



Культура, все явления культуры имеют ценно"

стный, аксиологический (от греч. аxia – учение о ценностях, их

роли в жизни человека и общества) характер. Великий фило"

соф И. Кант (1724–1804) первым противопоставил ценности (в

виде свободы) природе (в форме необходимости). Он высказал

мысль, что разум не мог быть дан человеку для обеспечения

жизни, для выживания, но единственное, что невозможно без

разума,–это осуществление доброй воли и морали. Следуя ка"

тегорическому императиву (по Канту, обязательный для всех

нравственный закон), человек сам, без принуждения внешней

необходимости поступает, как должно, а не как выгодно или

хочется. Это утверждение создало предпосылки для выделения

аксиологии в самостоятельное учение. Впервые учение о цен"

ностях (аксиологию) разработал немецкий философ Р. Лотце

(1817–1881). Он определил философию как всеобщую науку

о ценностях. Неокантианец Г. Риккерт (1863–1936) в работе

«Науки о природе и науки о культуре» проводит различие меж"

ду этими науками. Основу такого различения он видел в поня"

тии ценностей, отмечая, что именно ценности превращают

части действительности в объекты культуры и выделяют тем

самым их из природы. Философ Н.О. Лосский (1870–1965) в

работе «Бог и мировое зло» утверждал, что ценность есть нечто

всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом,

и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.

Началом, источником, высшей ценностью культуры является

сам человек.

Например, ученый В.С. Библер рассматривал человека в

контексте культуры во всей его неповторимости, единственно"

сти и всеобщности. Ценности как духовные опоры помогают

людям в различных жизненных ситуациях. Как отмечал П. Со"

рокин: «Люди со сложившейся системой ценностей мужест"

венно перенесут любое бедствие.Иостаются полными банкро"

тами, отверженными и беспомощными те, кто не имеет цели в

жизни и никакой поддержки» [52. С. 29].

Ценностными ориентациями называют совокупность фило"

софских, политических, эстетических, нравственных убежде"

ний человека, глубокие и постоянные привязанности, нравст"

венные принципы поведения.

Ценностные ориентации действуют на уровне как созна"

ния, так и подсознания, оказываютсяобъектом воспитания,

целенаправленного воздействия. Ценности проникают в соз"

нание человека через чувства, т.е. через эмоциональную при"

роду ценностей. Именно система ценностей побуждает лич"

ность к творчеству, направляет творческий процесс, во многом

определяет его содержательную сторону. Развитые ценност"

ные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры

ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокуп"

ность ценностных ориентаций обусловливает такие качества

личности, как цельность, надежность, верность определенным

принципам и идеалам. Противоречивость в ценностных ори"

ентациях порождает непоследовательность в поведении. Зна"

менитый российский ученый акад. Д.С. Лихачев дал следую"

щее определение культурных ценностей:«Имиможет распоря"

жаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне

живущее поколение, ибо культурные ценности не принадле"

жат одному поколению, они принадлежат и поколениям буду"

щим. Культура–это святыня народа, святыня нации» (Культу"

ра как целостная среда // Новый мир. 1994. № 7). «Ценности

культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно

прекрасное остается прекрасным всегда. Пушкин не отменяет

Державина. Достоевский не отменяет прозу Лермонтова. Рем"

брандт так же современен для нас, как и любой гениальный ху"

дожник более позднего времени», – писал Лихачев [27. С. 25].

Ценности можно выстроить в определенную иерархиче"

скую систему. Иерархия ценностей человеческой культуры из"

вестна еще со времен древнегреческого философа Платона, но

она не оставалась одной и той же: она складывалась постепен"

42 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

но как результат опыта культурной деятельности народа. В на"

учной литературе существуют разные точки зрения по вопросу

о природе ценностей и их понятии. Так, Н. Бердяев в работе

«Царство духа и царство кесаря» утверждал, что высшие ценно"

сти жизни не экономические и не социальные, а духовные.

Классификация ценностей по типу и уровню учитывает со"

циальные и культурные составляющие. Например, анализ ие"

рархии ценностей западного общества – достижение и успех,

частная собственность, индивидуализм, право, активность,

потребительство, вера в прогресс, распространение своих цен"

ностей на другие культуры – дает возможность понять особен"

ности социально"экономических отношений, взаимоотноше"

ний между людьми и образ жизни в целом. Все эти понимания

отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их

надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимо"

дополняющие общую концепцию ценностей. Ценность рас"

сматривается как предмет, приносящий какую"либо пользу и

способный удовлетворить ту или иную потребность человека,

как идеал, как норма, как значимость чего"либо вообще для че"

ловека. Можно представить примерно упорядоченную класси-

фикацию ценностей:

_ витальные – жизнь, здоровье, качество жизни, комфорт, бла"

госостояние;

_ моральные – добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, вер"

ность, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям;

_ религиозные – Бог, вера, спасение, божественный закон, Свя"

щенное Писание и Предание;

_ социальные – богатство, труд, статус, социальное положение,

профессия, семья, социальное равенство;

_ политические – свобода слова, гражданские свободы, государ"

ственность, законность, конституция;

_ эстетические–красота, идеал, стиль, вкус, гармония, эстетика

прекрасного и безобразного.

Ценности помогают обществу и человеку разделить хоро"

шее и плохое, истину и заблуждение, красоту и безобразие,

справедливое и несправедливое и т.д. В отличие от норм, кото"

рым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного

объекта, состояния, потребности, цели. Люди постоянно соиз"

3.1. Система и иерархия ценностей 43

меряют свои действия со своими целями, общепризнанными

нормами.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение со"

вокупного духовного опыта, осмысление единства человече"

ского рода. Некоторые святыни пронизывают историю челове"

ческого рода от самых истоков. Без них человечество не было

таким, как оно есть. К этим святыням относится сократовское

триединство – истина, добро и красота. Ценности и личност"

ные, и социальные меняются, как правило, в ситуации кризиса

или конфликта, создается ситуация аномии (понятие, введен"

ное Э. Дюркгеймом), когда старые ценности уже не действуют,

а новые еще не утвердились. Процесс выработки новой иерар"

хии ценностей обычно требует значительного времени.

Нередко в период кризисных ситуаций происходит заимст"

вование готовых ценностей культуры, что, ускоряя стабилиза"

цию, в то же время углубляет социально"ценностные кон"

фликты внутри общества. Это заимствование происходит в

разных формах:

_ ассимиляции – механического усвоения новых ценностей, их

поглощения, приспособления к уже имеющим ценностям;

_ адаптации, предполагающей критическое отношение к ценно"

стям другой культуры, их творческую переработку, их осознан"

ный отбор, обогащение национальными смыслами;

_ аккультурации, связанной с тем, что ценности одного народа

полностью или частично воспринимаются другим народом,

обычно менее развитым.

Ценности формируются на основе общественно"политиче"

ской практики, индивидуальной деятельности людей, и каж"

дая эпоха выдвигает свои ценности.

Например, кризис афинской демократии побудил филосо"

фа Сократа задать вопрос: «Что есть благо?»Узнаменитого фи"

лософа «благо» отражает общие представления о ценностях.

ПоСократу, незнание этих ценностей–основная причина мо"

рального несовершенства людей. Для Платона высшие ценно"

сти содержатся в мире идеальных сущностей: понимать, что

справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хоро"

шо, – вот цель разумной жизни. Античную трактовку ценно"

стей завершает знаменитая аристотелевская теория – принцип

«золотой середины», связанный с определением понятия «доб"

44 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

родетель». Добродетель, по Аристотелю, обычно связана с се"

рединой: между двумя полярными качествами, которые пороч"

ны в силу либо избытка, либо недостатка, и только третье, рас"

положенное между ними посередине, является истинно

ценным, так как позволяет человеку существовать гармонично

в социуме. Например, Аристотель нашел такую добродетель

(«золотую середину») между страхом и безумной отвагой – это

мужество. Справедливо известное выражение Аристотеля: «Не

для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а

для того, чтобы стать хорошими людьми!»

Творческое задание. Найдите аристотелевскую «золотую середи"

ну» – «добродетель» – между такими понятиями, как скупость и

расточительство, кичливость и приниженность, зависть и злорад"

ство, бесстыдство и стеснительность, притворство и хвастовство.

В Средние века религия стала способной претендовать на

выдвижение абсолютных ценностей. Духовный универсализм

был основой средневекового менталитета.

Христианство содержало весь набор ценностных ориента"

ций, давший человеку, оставшемуся в период распада Римской

империи наедине с собой, смысловую опору. Сущность хри"

стианской нравственности сформулирована в Нагорной про"

поведи Иисуса Христа (Евангелие от Матвея,Мф.5–2"48). Со"

гласно христианскому учению, целью жизни человека являет"

ся спасение. Это достигается каждым человеком при условии

непрерывного духовного совершенствования. Разделив чело"

века на два начала – тело и душу, – христианство безоговороч"

но отдало приоритет духовному началу.

Христианство совершило колоссальный переворот, провоз"

гласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Творческое задание. Попытайтесь показать влияние христианской

картины мира на формирование системы ценностей, что в соответ"

ствии с христианским учением является целью жизни человека.

Человек в исламе в отличие от христианства не считается

безусловной ценностью. В исламе абсолютной ценностью яв"

ляется Аллах, но не личность, поскольку Аллах не воплощается

в людях. Это накладывает запрет на изображение человека в

3.1. Система и иерархия ценностей 45

мусульманском искусстве. Мусульманская система ценностей

выражена наиболее полно в так называемых пяти столпах ис"

лама, в пяти правилах, которым должен следовать истинный

мусульманин: 1) символ веры, 2) молитва (салят) пять раз в

день, 3) соблюдение поста (саум), 4) паломничество в Мекку

(хадж), 5) благотворительность в пользу бедных (закят). Ответ

на вопрос, как следует мусульманину достойно вести себя в

этой жизни, дает «шариат» (переводится с арабского «путь,

приводящий мусульманина в рай»), опирающийся на Коран и

Сунну. Исламская традиция подчеркивает, что «шариат» дан

человеку Богом раз и навсегда, поэтому он совершенный, веч"

ный и неизменный. «Шариат» – это комплекс догматических

положений и обрядов веры, основ нравственности, взаимоот"

ношений людей и их поведения в деловой и семейной жизни.

Одной из важных ценностей для мусульман является Кааба –

священный большой камень в Мекке, внушающий миллионам

людей религиозное чувство, паломничество к нему весьма по"

ощряется. В священной книге мусульман Коране содержится

система нравственных ценностей, выраженных и в императив"

ной, и в образной форме, прежде всего ориентированных на

нравственные ценности – добро, справедливость, любовь,

долг [22].

В китайской культуре ценности тесно связаны с конфуци"

анством. Сам Конфуций является вполне исторической лич"

ностью. После смерти Конфуций был обожествлен и в честь

его император совершал религиозные обряды. Главной заслу"

гой конфуцианства стало стремление совместить государст"

венность с человечностью в их восточной интерпретации.

Конфуций проповедует такие ценности, как человечность,

добродетель, чувство долга и справедливости, нравственные

традиции. Основным принципом конфуцианской этики явля"

ется понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимо"

отношений людей в обществе и в семье. Конфуцианский ка"

нон до ХХ в. был критерием морали и критерием истины. Со"

гласно конфуцианскому учению, главный принцип жизни

человека: «я знаю, что я знаю», т.е. четко определенные отно"

шения и правила поведения в разных ситуациях от рождения

до смерти. Другими словами, иерархические и патриархальные

отношения положены в основу всего. Заметим характерная

46 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

черта современного китайского общества – особенно почти"

тельное отношение молодежи к старшим. Это подтверждает

популярное в Китае изречение: «Кто не слушает старших, тот

умирает молодым».

Восточная культура ориентирована на самопостижение,

внутреннюю религиозность, а интуитивизм и иррационализм

служат источником ее глубины и богатства. О степени культу"

ры на Востоке судят по терпимости людей к другой культуре.

В числе ведущих ценностей на Востоке неизменно считалось

учение. Например, в Японии поиск новых знаний и навыков

украшает и возвышаетчеловека в любом возрасте и будущее

человека зависит не столько от родства, столько от того, с кем

столкнет его судьба в возрасте между 15 и 25 годами.Вэтом воз"

расте, считают японцы, каждый обретает учителя–покровите"

ля как приемного отца в избранной сфере деятельности.

Мир культуры основан на природе, она присутствует в

«снятом виде», так как действию законов природы человек

придает новый смысл и направленность. В XIX в. немецкий

философ Ф.В. Шеллинг назвал мир, в котором живет человек,

«второй природой» – результатом преобразования им приро"

ды. Как образно об этом сказал поэтXXв. Н. Заболоцкий: «Два

мира есть у человека: один, который нас творил; другой, кото"

рый мы от века творим по мере наших сил». Человек вносит в

свои творения некую «человечность», т.е. что"то специфиче"

ски человеческое, то, что принципиально не может возникнуть

без человека. Культура – это не только мир человеческой дея"

тельности, но и мир артефактов. Артефакт – воплощение

культурной формы в конкретном материальном продукте, ин"

формационном сообщении или оценочном суждении. Напри"

мер, в Средние века готический храм был воплощением сокро"

венной мечты средневекового человека о Божьем граде, сим"

волом небесного Иерусалима на земле. Красота архитектуры,

таинственное мерцание витражей в сочетании с огнями све"

чей, роскошное скульптурное убранство, драгоценная утварь–

все было направлено к поэтизации литургии, внутреннему ду"

ховному очищению человека. В готике достигнуто максималь"

ное единство архитектуры и скульптуры. Устремленность готи"

ки к небесам – это не только связь с Творцом, что также символ

3.1. Система и иерархия ценностей 47

пробуждения человека, призыв к его духовному, нравственному

пробуждению.

Архитектурным выражением идеи суфизма (мистико"аске"

тическое направление в исламской философии и культуре) яв"

ляется мавзолей Тадж"Махал близ Агры в Индии. Он выстроен

по желанию Шах"Джахана в честь жены Махал в Индии во вре"

мена Великих Моголов. Этот мавзолей является символом

любви такой, какой ее представляли себе суфисты. Любовь они

рассматривают как величайшую ценность.

Секуляризация привела к тому, что внедрение ценностей

стало задачейсветской нормативной культуры в ее сложив"

шемся классическом виде.

Немецкий социолог, культуролог М. Вебер в работе «Протес"

тантская этика и дух капитализма» выдвинул идею о формирова"

нии основных ценностей западной культуры. Вебер пытался

обосновать мысль, согласно которой европейский капитализм

обязан своим происхождением протестантскому религиозно"

этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт

личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетли"

вость. На основании этого впоследствии были установлены сле"

дующие ценности западной культуры: идеал свободы, равенства

и терпимости, уважение к частной собственности, индивидуа"

лизм, установка на автономность личности, динамизм, ориента"

ция на новизну, рациональность. Индивидуализм и персональ"

ный успех в профессиональной сфере легли в основу американ"

ской культуры. В русской культуре личный успех в отличие от

американской связан со стремлением к достижению правды и

справедливости, что ранее часто ассоциировалось с «уравнилов"

кой». Сегодня смысловое содержание этой ценности в россий"

ской культуре претерпело большие изменения.

Творческое задание. Обсудите в студенческой группе такую акту"

альную проблему: как современная молодежь относится к лично"

му успеху, какой смысл в это вкладывает. Какого человека сегодня

можно назвать успешным?

Рассмотрим некоторые ценности, к которым молодежь се"

годня относится неоднозначно. Такая ценность, как богатст-

во, может приходить в противоречие с другими нравственны"

48 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

ми ориентациями. Во всей мировой культуре постоянно при"

сутствует неоднозначное моральное отношение к богатству.

К. Маркс, М. Вебер, Э. Фромм утверждали, что богатство не

выступает в культуре как самоцель, отменяя все остальные

ценности, оно подлежит одобрению лишь через его соедине"

ние с иными общественно значимыми или личностными цен"

ностями – защитой Отечества, благотворительностью, поощ"

рением искусств, спасением души. Неправедное богатство,

безмерное накопление или прожигание жизни осуждаются во

все культурах. Древние китайская и индийская традициипри"

писывают начало разлада человеческого общества стремлению

накопить больше продуктов (риса, скота, денег), чем нужно

для непосредственных нужд. Раннее христианство негативно

относилось к богатству. Ислам поощряет коммерческую дея"

тельность, но осуждает чрезмерное накопление богатства как

самоцель. Как известно из истории русского предпринима"

тельства, русские купцы и фабриканты после периода перво"

начального обогащения, нажив свои капиталы эксплуатацией

и закабалением зависимых от них людей, нередко стремились

искупить чувство вины через щедрую благотворительность –

строили церкви, больницы, музеи, театры. В России стало раз"

виваться меценатство–благотворительная деятельность капи"

талистов во втором и третьем поколениях, использовавших се"

мейный капитал для развития культуры, науки и искусства. Та"

кие знаменитые люди, как П.М. Третьяков, С.Т. Морозов,

Н.П. Румянцев, С.И. Мамонтов, сыграли выдающуюся роль в

истории культуры России. Например, С. Мамонтов помог за"

мечательным гениям русского искусства: Ф. Шаляпину,

М. Врубелю, В. Серову.

Отношение к труду, как и к другим ценностям, определяет"

ся духовными и моральными критериями, зависит от различ"

ных исторических факторов. В Древней Греции возник миф о

Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный

труд – снова и снова вкатывать тяжелый камень на гору, кото"

рый скатывался оттуда. Подрыв стимулов к труду стал одной из

причин крушения античной цивилизации. В христианстве и

мусульманстве труд воспринимался как нормальное состояние

человека, а праздность подвергалась осуждению как тяжкий

грех, хотя в раю человек навсегда освободится от труда и будет

3.1. Система и иерархия ценностей 49

предаваться духовным радостям. Исторически сложилось так,

что религиозные градации соответствовали социальному раз"

делению. Простолюдины находились значительно ближе к Бо"

гу, чем состоятельные люди. Христианская этика отразилась и

на светской жизни высшего слоя общества, сформировав идею

рыцарства. Для дворянина и рыцаря физический труд – недос"

тойное занятие, предпочтительнее военное, политическое и

государственное. В любом обществе существуетценностная

иерархия видов труда, которая все больше зависит от мировой

системы разделения труда.

Творческое задание. Сравните проявление такой ценности, как

труд в различных культурах.

Свобода в духовно"культурном преломлении всегда связы"

вается в обществе со свободой творчества, свободой мораль"

ного выбора, свободой совести, свободой личности. Испокон

веков трагически складывалась судьба человека, который стре"

мился обрести свободу: его преследовали, подвергали гонени"

ям, предавали проклятиям, казнили и т.д. Но никакие жизнен"

ные трагедии не могли лишить человека дара свободолюбия.

Правда во многих культурах свобода не воспринимается как

ценность, а несвобода воспринимается как благо. Это особен"

но проявляется в тоталитарном государстве, которое берет на

себя обязанность быть поводырем у человека. На Востоке сво"

бода трактуется как отрицание внешнего мира и не приветству"

ется, что обусловлено единственно возможным в тех условиях

способом выживания – коллективизмом.

Творческое задание. Сравните, как великие люди неоднозначно от"

носились к свободе.

Согласно марксистскому определению свободы как дея"

тельности, опирающейся на «познание необходимости», сво"

бода личности, коллектива, класса, общества в целом заключа"

ется «не в воображаемой независимости» от объективных зако"

нов, а в способности выбирать, «…принимать решение со

знанием дела». Для П. Гольбаха, Л. Толстого, А. Бергсона сво"

бода – это беспричинная устремленность человека к самореа"

лизации, ибо свобода это – спонтанное явление, потому что

50 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры

свобода не определена даже Богом, она укоренена в «добожест"

венное небытии». Как определяет С. Кьеркегор, свобода – это

не знание и не выбор между добром и злом, а способность раз"

личать добро и зло. У Н. Бердяева человек как свободная твор"

ческая личность стоит даже выше культуры. Дзен"буддизм оп"

ределяет свободу следующим образом: свобода – это дать волю

всем созидательным и благородным импульсам, внутренне

присущим нашим сердцам, которые в обычных условиях по"

давляются и искажаются так, что не находят адекватного спо"

соба проявления.

Творческое задание. Найдите свое определение каждой из следую"

щих ценностей: достоинство, великодушие, честь, справедли"

вость, героизм, гордость, самодовольство, благородство, совесть,

долг, принципиальность.

Определения. 1. Предрасположенность человеческой природы

к положительным потребностям.

2. Потребность самоуважения, противостоящая унижающим по"

требностям.

3. Ценность человека, способность удовлетворить положительные

потребности людей.

4. Соответствие оценок и ценностей.

5. Господство высших человеческих потребностей над чисто лич"

ными.

6. Признание ценностей и антиценностей независимо от преходя"

щих личных потребностей.

7. Общественное признание ценности человека.

8. Завышенная самооценка.

9. Необходимость отстаивания ценности вопреки личным потреб"

ностям.

10. Предпочтение высших потребностей потребности в жизни.

11. Высокая, но не завышенная самооценка.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.047 с)...