Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Некоторых типологических моделей культуры



Культурология – это наука о формах и типах

культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимо"

действия культуры, общества и человека. Поэтому тема типо"

логии культуры–одна из центральных в курсе культурологии.

Типологизацией культур называется метод научного позна"

ния, с помощью которого все многообразие существующих на

земле культур группируется в различные типы культур.

Типология культуры – качественно"содержательная характе"

ристика конкретно"исторических, этнических, региональ"

но"территориальных, религиозных и других форм культуры.

Теоретические истоки формирования проблемы типологии

культур связаны с поиском ответа на вопросы: есть ли единство

в многообразии культур? Характерно ли единство для плане"

тарного историко"культурного процесса? Имеем ли мы право

говорить о единой мировой культуре?

Признавая многообразие культур, а также отмечая непо"

вторимость, уникальность каждой из них, культурологи стре"

мятся найти в них общие основания, признаки. Типология

культур призвана помочь в познании ныне существующей и

некогда существовавшей культуры.

Различия культур можно выделить на основе следующих

принципов:

_ хронологический–выделение самостоятельных этапов в исто"

рическом развитии, т.е. локализация во времени;

_ географический–локализация культур в географическом про"

странстве;

2.2. Типология культуры 31

_ национальный – изучение отличительных черт культуры на

всем протяжении ее исторического развития.

На основании исторического (временньго) принципа, т.е. в

соответствии с историческими эпохами существования, выде"

ляют культуры: древнюю (V в. до н.э.–V в.), средневековую

(V–XIV вв.), культуру Нового времени (XIV – начало ХХ в.) и

культуру Новейшего времени (с начала ХХ в.). Для каждой из

них характерны свои отличительные черты. Так, в связи с этим

выделяют следующие исторические типы европейской культу"

ры: природно"символическую (первобытно"магическую), ан"

тропо"космогоническую (античность), религиозную (Средне"

вековье), универсально"гармоническую (Возрождение), ра"

ционально"нормативную (классицизм), просветительскую

(Просвещение), индивидуально"прагматическую (буржуаз"

ную), демократически технотронную (современную).

Во второй половине XIX в. в философии истории и культуры

формируется такая область знания, как типологические исследо"

вания культуры. Идею локальных культурно-исторических ти-

пов развивали в XIX–ХХ вв. Н. Данилевский, О. Шпенглер,

О. Тойнби, П. Сорокин. Согласно этой идее не существует еди"

ная культурная история человечества. Каждая культура живет

своей собственной, самодостаточной и обособленной от дру"

гих культур жизнью.

П. Сорокин (1889–1968) выделил три типа культуры:

_ идеациональная культура проявляется в средние века до конца

XII в., ее главной ценностью являются Бог и вера;

_ чувственная культура формируется в XVI–XX вв., характери"

зуется непосредственным чувственным восприятием действи"

тельности и преобладанием материальных потребностей;

_ идеалистическая культура – смешанный тип (соединение чув"

ственного и идеационального), основанный на интуитивном

виде познания. Такой, по мнению Сорокина, была культура

XIII–XIV вв. в Западной Европе, а также греческая культура

V–IV вв. до н.э.

Творческое задание. Приведите примеры проявления трех типов

культур, сформулированных П. Сорокиным, в истории мировой

культуры. В этом вам помогут знания, приобретенные при изуче"

нии темы «Система и иерархия ценностей – основа культуры».

32 Глава 2. Развитие культурологической мысли

Единую линию развития человечества представлял в своей

философской системе Г. Гегель (1733–1799). Он интерпрети"

ровал многообразие культур как конкретно"исторические сту"

пени поступательного развития Абсолютного духа. Всемирную

историю, по Гегелю, можно представить воплощенной в трех

культурных типах – Восток, греческий и римский мир. Их раз"

личие – в степени, с какой дух овладел свободой.

Взгляд на историю как на закономерный процесс развивал

К. Маркс (1818–1883), исходя не из духовных оснований, а из

материальных; тем самымон расширил содержательные гра"

ницы культуры. Маркс выдвинул экономико"историческую

типологию культур, основу которой составляла обществен"

но"экономическая формация, определяемая способом произ"

водства и системой общественных отношений. Маркс считал,

что в единой линии человечество проходит следующие общест"

венно"экономические формации культуры и соответственно

первобытно"общинную, рабовладельческую, феодальную, ка"

питалистическую и коммунистическую.

К. Ясперс (1883–1969), немецкий философ, культуролог,

критиковал типологическую концепцию коллективной души

О. Шпенглера, которая акцентировала внимание только на ду"

ховной стороне жизни того или иного народа, а также материа"

листическую концепцию культуры Маркса, в которой опреде"

ляющую роль в развитии истории культуры играл экономиче"

ский фактор.

К. Ясперс в культурной концепции определил «ось ми"

ровой истории», другими словами, центр истории и выделил

четыре исторических культурных типа, соответствующих че"

тырем эпохам: 1) доисторическому первобытному периоду;

2) эпохе «великих» культур древности (трёх мировых культур"

ных центров); 3) эпохе формирования основ человеческого

бытия–собственное «осевое время», которое заложило основу

превращения локальной истории в единый мировой истори"

ко"культурный процесс; 4) послеосевой «имперской эпохе»,

основанной на развитии науки и техники. Остановимся на

третьем историческом типе культуры, развившейся в «осевое

время» (VIII–II в. до н.э.). В этот период формируются общие

духовные основы человечества. На западе – в Греции и Риме –

Парменид, Гераклит, Платон, Гомер и др.; на Востоке – в Ки"

2.2. Типология культуры 33

тае – Конфуций, Лао Цзы; в Индии – Будда; на Ближнем Вос"

токе – Заратустра. Эта концепция приводит Ясперса к мысли о

том, что противоположность Востока и Запада не абсолютна.

В восточной и западной культуре – общие духовные корни,

единое культурное пространство. «Осевое время» дает возмож"

ность понимать другие культуры, является основой возникно"

вения мировой культуры, призвано обеспечить единство че"

ловечества. Можно сказать, центральная идея философии

Ясперса состоит в наличии связи времен, которая обеспечива"

ется «осевым временем», выявившим универсальный смысл

истории.

В ХХ в. получил развитие принцип типологии культур по

способам ее самоорганизации.

Первым этот принцип типологии культуры выдвинул ка"

надский культуролог Г.М. Маклуэн (1911–1980). Основываясь

на взглядах Маклуэна (имея в виду способ самоорганизации

культуры, сложившийся в истории), выделяют три глобальных

культурных типа – дописьменный (традиционный), письмен"

ный (книжный), экранный (находящийся в стадии формиро"

вания). Выделение каждого из этих культурных типов осущест"

вляется по общему критерию, именуемому культурным кодом

(способом передачи информации культуры того или иного ти"

па); это может быть язык, слово, речь.

Проблема соотношения культуры и цивилизации многогранна;

это направление социальной культурологии находится в про"

цессе становления. Проблему многозначности понятия «куль"

туры» мы рассматривали выше. Слово «цивилизация» фран"

цузского происхождения, но берет свое начало от латинского

civis – гражданин, гражданский, civilis – государственный. Ис"

токи понятия «цивилизация» восходят к античности, культуре

Древней Греции и Древнего Рима. У римлян civilis ассоцииро"

валась с городом, резко отличавшимся от «нецивилизованной»

деревни; также противопоставлялись культура римлян и куль"

тура варваров.

В античности культуры не противопоставляется цивилиза"

ции, а рассматривается скорее как следование человека за кос"

мической упорядоченностью мира, а не как результат его тво"

рения.

34 Глава 2. Развитие культурологической мысли

Вэпоху Просвещения большой вклад в развитие теоретиче"

ской культурологии внес маркиз Виктор Рикети де Мирабо

(1715–1789). Мирабо написал множество трудов; для культу"

рологов особый интерес представляет его книга «Друг людей,

или Трактат о народонаселении» (1756). Именно в этом произ"

ведении, сразу прославившем имя своего создателя, Мирабо

впервые употребил слово «civilisation»: «Если бы я спросил у

большинства, в чем, по их мнению, состоит цивилизация, то

мне ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учти"

вость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы

соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли

роль законов общежития. Все это являет лишь маску доброде"

тели, а не ее лицо, и цивилизация ничего не совершает для об"

щества, если она не дает ему основы и формы добродетели» [5.

С. 390]. По мысли Мирабо, цивилизация возникает тогда, ко"

гда формируется социальная система, базирующаяся на гума"

нистических основаниях, исключающая проявления жестоко"

сти и диких нравов. Переход социальной системы к стадии ци"

вилизации Мирабо также связывает с высоким уровнем

развития наук и искусств, промышленности и сельского хозяй"

ства, с расцветом торговли и денежного обращения. Образцом

страны, достигшей высшей ступени цивилизации, для Мирабо

была Франции последней четверти XVIII в., по сравнению с

которой все остальные страны он рассматривал как находя"

щиеся на более низкой стадии развития. В этом отношении он

был антиподом Ж.Ж. Руссо, который показал противоречи"

вость становления западноевропейской цивилизации и куль"

туры.

В XVIII в. понятие цивилизации развивал П. Гольбах

(1723–1789), французский философ"просветитель, (немецко"

го происхождения), писатель, энциклопедист, иностранный

почетный член Петербургской Академии наук. Он отмечает,

что нация цивилизуется под воздействием опыта: «Полная ци"

вилизация народов и вождей, которые ими руководят, благоде"

тельные изменения в правлении, искоренения недостатков –

все это может быть только результатом работы веков, постоян"

ных усилий человеческого ума, многократного человеческого

опыта» [9. С. 48].

2.2. Типология культуры 35

С этого времени под «цивилизацией» понимают рацио"

нальный способ жизни со свойственной европейцам формой

государственности и правопорядка.

В XIX в. Л. Морган иФ. Энгельс рассматривают цивилиза"

цию как стадию развития общества, наступившую вслед за ди"

костью и варварством.

В середине ХХ в. были разработаны концепции цикличе"

ской истории цивилизации, пытающиеся описать и объяснить

кризисы цивилизаций. Здесь можно назвать теорию А. Тойн"

би, волновые модели социокультурной динамики П. Сороки"

на, теорию этногенеза Л.Н. Гумилева. ВХХв. ощутима тенден"

ция увеличения пространства цивилизации по сравнению с

культурой.

Из множества определений понятия «цивилизация», выде"

лим следующие. Цивилизация – это:

_ синоним культуры;

_ уровень общественного развития;

_ эпоха, следующая за варварством;

_ степень господства человека и общества над природой посред"

ством орудий труда и средств производства;

_ период деградации и упадка культуры;

_ форма социальной организации упорядоченности мира, осно"

ванная на приоритете развития новых технологий.

В научной литературе существуют три основных позиции в

отношении культуры и цивилизации – отождествления, про"

тивопоставления и взаимообусловленности.

Отождествление обусловлено следующими чертами сход"

ства:

_ цивилизация и культура являются результатом человеческой

деятельности («второй природой») по преобразованию приро"

ды и человека;

_ цивилизация и культура суть результат удовлетворения по"

требностей человека, в первом случае – преимущественно ма"

териальных, во втором – духовных;

_ цивилизация и культура являются различными сторонами об"

щественной жизни, которые нельзя разъединить.

З. Фрейд был сторонником позиции отождествления куль"

туры и цивилизации, считая, что то и другое отличает человека

от животного. Цивилизация, по Фрейду, представляет собой

36 Глава 2. Развитие культурологической мысли

всю сумму достижений и правил, которые отличают наши жиз"

ни от существования животных предков и служат двум целям, а

именно: защитить людей от природы и урегулировать их вза"

имные отношения. Цивилизация накладывает всеобщие огра"

ничения на удовлетворение индивидуальных желаний, укоре"

ненных в эгоистической природе человека. Фрейд полагает,

что человеческие конфликты порождены преимущественно

противоречием запросов индивида и культурных запросов

группы.

Культура и цивилизация, по мнению А. Тойнби, рождают"

ся и развиваются вместе с человечеством; цивилизация являет"

ся закономерным процессом, результатом развития культуры.

Позицию противопоставления культуры и цивилизации

поддерживали О. Шпенглер, Н. Бердяев, Т. Маркузе и другие

исследователи. Для Шпенглера культура сменяется цивилиза"

цией, что ведет к ее упадку и деградации. По мнению Бердяева,

в «культуре акцентируется духовное, индивидуальное, аристо"

кратическое, иногда консервативное начало, а в цивилиза"

ции – материальное, демократическое, прагматически ути"

литарное». В произведениях «Смысл истории», «Философия

неравенства» Бердяев отмечает, что «культура имеет душу, ци"

вилизация же имеет лишь методы и орудие». Для Маркузе так"

же характерно противопоставление цивилизации и культуры.

В работе «Одномерный человек» он писал, что духовный труд

культуры противостоит материальному труду цивилизации,

как «будний день противостоит выходному, работа – досугу,

царство необходимости – царству свободы». Русский писатель

М. Пришвин заметил, что культура – союз творческих лично"

стей, антитеза цивилизации, основанной на стандарте. В его

представлении и культура, и цивилизация сосуществуют па"

раллельно и состоят из различных рядов ценностей. Культура

включает в себя «личность – общество – творчество», а циви"

лизация «размножение – государство – производство» [48.

С. 147]. П. Сорокин отмечал, что утрата, обнищание, смерть

культуры ведут к существованию «бездуховной» цивилизации,

которая включает в себя как культурные достижения, так и не"

гативные стороны общественного бытия на данном историче"

ском этапе.

2.2. Типология культуры 37

Одной из версий цивилизационного развития в будущем

служит концепция профессора Гарвардского университета

С. Хантингтона (1927–2008), который называет источником

вероятных конфликтов в нынешнем мире не экономику, не

идеологию, а различия, обусловленные религиозными особен"

ностями.

О. Шпенглер, Н. Бердяев, Т. Маркузе, ставя цивилизацию в

оппозицию культуре, понимали, что они взаимозависимы и

взаимообусловлены. Цивилизация и культура неразделимы,

одно без другого не может существовать. Графически их можно

было бы изобразить как два пересекающихся круга. Основное

влияние культуры на цивилизацию осуществляется посредст"

вом ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность

осознания творческого аспекта, тогда как цивилизация с ее

прагматическими установками зачастую теснит культуру. Во

«Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообра"

зии» (2001), под культурой понимается комплекс материаль"

ных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт

общества, образ жизни, система ценностей, традиций и веро"

ваний. Определение соответствует выводам Всемирной кон"

ференции по политике в области культуры (1982) и Всемирной

комиссии по культуре и развитию (1995). Цивилизация означа"

ет качественный рубеж в истории человечества и понимается

как ее определенная стадия, на которой формируется социаль"

но"культурный комплекс.

Творческое задание. Прочитайте статью И.Л. Андреева «Осторож"

но с часами истории», проанализируйте ее содержание. Выразите

свое мнение о природном и культурном осмыслении человека.

В чем, по"вашему, состоит конфликт культуры и цивилизации?

В статье И.Л. Андреева речь идет о попытках «цивилизовать» са"

мых малорослых людей планеты – пигмеев"мбути. В начале

1960"х гг. новое правительство африканского государства Заир

(бывшее Бельгийское Конго) решило переселить пигмеев из

джунглей и научить их заниматься земледелием. Земледелие –

сложное дело, требующее определенных навыков и умений (нуж"

но знать: когда сажать, каким способом, на какую глубину, как

ухаживать). Земледельческих орудий труда, соответствующих рос"

ту пигмеев, никто не придумал. «Дикари» в отличие от пытавших"

38 Глава 2. Развитие культурологической мысли

ся их цивилизовать политиков очень быстро поняли, что предло"

женный им образ жизни земледельческой общины приведет их к

гибели, и сбежали в спасительные джунгли, где снова стали охо"

титься и собирать плоды. Правительство Заира обратилось к меж"

дународному сообществу, которое пришло к выводу, что пигмеи

должны существовать в исконной среде обитания и именно в этом

качестве нужны человечеству. (Заодно выяснилось, что в процессе

«окультуривания» пигмеев чиновники растратили деньги, выде"

ленные на обучение «маленьких людей» земледелию и грамоте.

В 1990"е гг. эксперимент возобновили бельгийские миссионеры,

пытавшиеся приобщить пигмеев к католической вере. Но жители

африканских джунглей не стали послушной и благодарной паст"

вой, а превратились в алкоголиков, наркоманов и клептоманов.

Невозможно использовать привычную для европейцев католиче"

скую культуру в качестве средства «окультуривания» живой при"

родно"естественной цивилизации пигмеев"мбути. И.Л. Андреев

пишет: «Природа и Культура буквально пронизывают друг друга.

Их гармоничный синтез – цивилизация» [1. С. 53].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как вы понимаете выражение О. Шпенглера «цивилизация есть

смерть культуры»?

2. Какие нежелательные последствия видит А. Тойнби в развитии ло"

кальных цивилизаций?

3. Какой смысл Н. Данилевский вкладывает в понятие «культурно"ис"

торический тип»?

4. В чем недостатки культурологической концепции З. Фрейда?

5. В чем заключается, несмотря на принадлежность З. Фрейда иК. Юнга

к одной концепции, различие их подходов к изложению тех или иных

ключевых культурологических тем?

6. Приведите аргументы, подтверждающие социологическую концеп"

цию П. Сорокина, согласно которой исторический процесс есть цик"

лические колебания культур, представляющие самостоятельную цен"

ность.

7. Какие основания были взяты Ф. Ницше для выделения аполлонов"

ского и дионисийского начал в культуре?

8. Почему концепция «культурно"исторических типов» О. Шпенглера

стала популярной только после Первой мировой войны?

9. По каким основаниям осуществляется типологизация культур?

10. В чем различие понимания культурно"исторических типов Н. Дани"

левского, О. Шпенглера и К. Ясперса?

Контрольные вопросы 39

11. Можно ли считать «осевое время» К. Ясперса результатом кризиса

культуры?

12. Согласны ли выс тезисом О. Шпенглера об отсутствии преемственно"

сти между разными культурами?

13. Прав ли Тойнби, утверждая, что все цивилизации проходят стадию

надлома?

14. В чем, на ваш взгляд, несовершенство марксистской материалистиче"

ской теории развития культур?

15. Какие особенности П. Сорокин выделил в идеациональном, идеали"

стическом и чувственном типах культур? По каким причинам проис"

ходит их смена?

16. Проблема «Восток–Запад»: противостояние или диалог культур?

17. Определите общие и отличительные черты цивилизации и культуры.

18. Приведите примеры конфликтов культуры и цивилизации.

19. Какие особенности характерны для европейской цивилизации?

20. В чем специфика и основные черты техногенной цивилизации?

40 Глава 2. Развитие культурологической мысли

3 АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 460 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...