Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные культурологические концепции



Основные школы и течения в культурологии

XX в. сложились на базе всего предшествующего знания. В на"

стоящее время существует многообразные подходы, направле"

ния и школы в понимании культуры.Снекоторой долей схема"

тизма можно выделить следующие основные концепции в со"

временной культурологии.

Общественно-историческая концепция представлена такими

известными учеными Западной Европы, как О. Шпенглер,

А. Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевским, К. Леонтьевым.

Нашсоотечественник Н.Я. Данилевский (1822–1885) пред"

ложил концепции локальных культурно"исторических типов.

Впроизведении «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский выделил

типы культурНаоснове доминирования какого"либо вида дея"

тельности. Ученый выделил 11 основных типов культур. Один"

надцатый тип – славянский, качественно новый, перспектив"

ный.

Выдающейся заслугой Данилевского является то, что, осу"

ществляя типологизацию культур, он одним из первых подо"

шел к классификации культур с позиции преобладания ка"

кого"либо вида деятельности – религиозной, политической,

культурной и общественно"экономической. Своей типологи"

ей Данилевский доказывал, что нет единства человечества, не

существует единого направления культурно"исторического

прогресса. Классификация Данилевского применима к уже

развитым культурам. На этапе зарождения культуры имеют

первичный характер, когда ни один вид деятельности не явля"

ется достаточно развитым. К таким первичным культурам он

относит египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую

и т.д., которые заложили основы последующего культурного

развития. Религиозно"мировоззренческая деятельность доми"

нирует в таких культурах, как еврейская, греческая; полити"

ко"правовая – в римской культуре. Все перечисленные виды

деятельности, согласно Данилевскому, присущи славянскому

культурно"историческому типу. Идея плюрализма культур Да"

нилевского не сразу стала популярной, только после Первой

мировой войны и передела мира.

О. Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ и историк

культуры, автор знаменитого «Заката Европы». Культуруон

сравнивает с организмом, который рождается, развивается

и умирает. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

Ученый делает неожиданный для общественности того време"

ни вывод о том, что цивилизация есть смерть культуры, и выде"

ляет ряд признаков, которые характеризуют негативные сторо"

ны цивилизации – агрессивное отношение человека к приро"

де, подавление духовной жизни в пользу материальной выгоды

и потребления. В это время жизнь людей становится формаль"

ной и искусственной, во всех сферах усиливается влияние бю"

рократии, у культуры появляются механистические черты.

Шпенглер утверждал, что единой общечеловеческой культуры

нет и быть не может и разработал свою концепцию локальных

замкнутых культур. В работе «Закат Европы» он признает изо"

лированность культур выделяет 8 типов культур – китайскую,

вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, арабскую,

западно"европейскую, майя и на стадии возникновения нахо"

дится русско"сибирская. Ныне живой тип–европейская куль"

тура (фаустовская), также развивается русско"сибирская куль"

тура.

Если критерием типологизации культур у Данилевского

выступает деятельная творческая природа человека, то у

Шпенглера таким критерием оказывается внутренний психо"

логический строй коллективной души народа.

Сходную со Шпенглером концепцию развивал А. Тойнби

(1889–1975) с той разницей, что он рассматривал локальные

цивилизации (а не локальные культуры). В известной работе

«Постижение истории» он предлагает основной критерий для

выделения локальных цивилизаций – общность религии. Ду"

ховное совершенство людей и дальнейшее развитие цивилиза"

ции Тойнби видит в развитии религиозного сознания. Общая

26 Глава 2. Развитие культурологической мысли

концепция цивилизаций, разработанная Тойнби, стала объек"

том критического анализа в западной философии и социоло"

гии культуры, так как у него большинство цивилизаций или

«мертворожденные» или «застывшие». Из 26 цивилизаций

только одна–западная–возможно еще жива, считает Тойнби.

Согласно его концепции, цивилизации должны пройти через

надлом, разложение и смерть. Как и Шпенглер, Тойнби исхо"

дит из существования многих различных культур (в его терми"

нологии «цивилизаций»). Однако в отличие от Шпенглера он

рассматривал каждую локальную цивилизацию (культуру) как

одну из множества ступеней на пути достижения человеком

своего божественного предначертания. Тойнби в знаменитом

исследовании «Цивилизация перед судом истории» утверждал,

что локальные цивилизации являются целостными системами,

представляющими собой комплекс экономической, политиче"

ской, социальной и духовной подсистем. Ключевой идеей

Тойнби стала идея вызовов–ответов: становление цивилиза"

ции есть ответ на вызов социально"природного окружения;

она проходит стадии генезиса, роста, надлома и падения, что

подтверждают цивилизации египетская, шумерская, вавилон"

ская, византийская и т.д. Однако они в каком"то плане сохра"

няются в духовной памяти человечества и культуре тех регио"

нов, которые стали наследниками этих цивилизаций прошло"

го. Движущей силой в развитии цивилизаций он назвал

творческую элиту, увлекающую за собой инертную массу боль"

шинства. Недостатки цивилизации Тойнби видел в следую"

щем: чем выше развитие в науке и технике, тем больше неудачи

в установлении межчеловеческих отношений, тогда как про"

гресс цивилизаций заключается в духовном совершенствова"

нии, в слиянии религий.

Социологическая концепция ориентируется на поиск исто"

ков культуры и ее объяснение через исследование общества,

его структуры и социальных институтов. Наиболее видными

представителями были П. Сорокин, А. Вебер.

П. Сорокин (1889–1968), выдающийся русско"американ"

ский социолог и историк, пришел к выводу, что «культура есть

не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществую"

щих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или

индивидуальность, все составные части которого пронизаны

2.1. Основные культурологические концепции 27

одним основополагающим принципом и выражают одну и

главную ценность. Именно ценность служит основой и фунда"

ментом всякой культуры». В знаменитом произведении «Со"

циальная и культурная динамика» Сорокин разработал тео"

рию, согласно которой исторический процесс – это цикличе"

ские колебания культур, и каждая из них есть самостоятельная

ценность. В качестве доказательства он приводит следующий

пример: Россия в XIX в. преодолела культурное отставание, а в

литературе стала мировым лидером.

А. Вебер (1868–1958) – немецкий экономист и социолог,

автор труда «Социология истории и культуры», выдвинул ори"

гинальную теорию разделения истории на три взаимосвязан"

ных, протекающих по разным законам процесса: социальный

(формирование социальных институтов), цивилизационный

(поступательное развитие науки и техники, ведущее к унифи"

кации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, ре"

лигия и философия). Движение культуры, по Веберу, иррацио"

нально, ее творцом является духовно"интеллектуальная элита.

Символическая концепция в культурологии сложилась в ре"

зультате интенсивного развития средств массовой информа"

ции. Человека наряду с реальным, естественным миром окру"

жает информационно"символический мир со знаковыми сис"

темами и массовыми аудиовизуальными средствами

воспроизведения действительности. Такую идею в своей кон"

цепции развил немецкий философ Э. Кассирер (1884–1945).

В своей работе «Философия символических форм» он предла"

гал называть человека не «мыслящим», а «символическим жи"

вотным». Человек сам создает символический мир, который

состоит из языка, науки, искусства, религии, мифов и т.п. Из"

вестный французский философ К. Леви"Строс (1908–1990)

раскрывает механизм знаковых систем через коллективное

бессознательное. В произведении «Первобытное мышление»

он показывает модели, универсальные закономерности струк"

тур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявля"

ются в системах мифа и языка, находятся в основе повседнев"

ных действий и обычаев.

Психологическая (натуралистическая) концепция подчер"

кивает биологическую обусловленность культуры. Ярким ее

представителем является З. Фрейд (1856–1939). Культура, по

28 Глава 2. Развитие культурологической мысли

Фрейду, основана на отказе удовлетворения желаний бессоз"

нательного и существует за счет переключения эротического

влечения (либидо) на приемлемые и одобряемые цели. Фрейд

утверждал, что человек в условиях западной культуры имеет

неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих

под влиянием противоречий между собственными желаниями

и нормами культуры, однако необходимость постоянно сле"

довать нормам культуры приводит к неврозам. В знаменитой

работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд пишет, что

«культура обозначает всю сумму достижений и учреждений,

отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и

служащих двум целям–защите людей от природы и урегулиро"

ванию отношений между людьми» [60. С. 43].ПоФрейду, куль"

тура в целом является средством обуздания агрессии и деструк"

тивности, но тогда, когда ее репрессивные функции ослабе"

вают, на поверхность выплывает инстинкт разрушения и

общество охватывает коллективный невроз. Противоречивая

роль культуры в обществе рассматривалась также в работах

«Психоанализ, религия, культура», «Будущее одной иллюзии».

К.Юнг(1875–1961), выдающийся последователь Фрейда, в

работах «Архетип и символ», «Душа и миф», «Типы личности»

утверждал, что в психике человека помимо индивидуального

бессознательного, на котором построен психоанализ Фрейда,

существует «коллективное бессознательное», являющееся от"

ражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в

«культурных архетипах» – изначальных представлениях о ми"

ре, лежащих в основе человеческой психики и находящих свое

отражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях

литературы и искусства. Наряду с инстинктами архетипы явля"

ются врожденными, находящимися в глубинах «коллективно"

го бессознательного», и составляют основу общечеловеческой

символики. Например, архетип Тень – примитивное, темное в

человеке – предстает в мифологии в образе антигероев. Также

им рассматриваются архетипы Матери"земли, Мудрого стар"

ца, Демона.

Психологическое направление также развивал польско"анг"

лийский этнограф и социолог Б. Малиновский (1884–1942)

этнограф и социолог в работе «Миф в примитивной культу"

ре». Культура, по его убеждению, сначала зародилась как «от"

2.1. Основные культурологические концепции 29

вет» на элементарные биологические потребности человека –

в еде, жилище, продолжении рода, выполняющие функцию

по удовлетворению так называемых первичных потребностей

(физиологических и психических). Вторичные потребности–

духовные – считает Малиновский, необходимо развивать и

передавать потомкам. Если уничтожить какой"то элемент

культуры (запретить вредный с нашей точки зрения обряд),

то вся этнокультура может быть подвержена деградации и ги"

бели.

Ф. Ницше (1844–1900), представитель иррационализма,

родоначальник философии жизни, в произведении «Рождение

трагедии из духа музыки» разрабатывает основополагающий

типологический критерий своей модели, который заключается

в способе восприятия, освоения мира. Ницше выделяет два на"

чала бытия и культуры–дионисийское (жизненное, титаниче"

ское) и аполлоновское (созерцательное, размеренное). В апол"

лоновском восприятии мира господствует рациональность, в

дионисийском – иррациональное, основанное на приоритете

чувственного начала. Ницше усматривал идеал в равновесии,

культуре нужны оба начала: художественные шедевры возмож"

ны тогда, когда оба начала уравновешены.

Еще одна культурологическая модель Ницше духовного со"

вершенствования человека связана с идеей «сверхчеловека».

Эта концепция излагается в известном произведении «Так го"

ворил Заратустра». Человек должен превзойти, перерасти са"

мого себя и окружающих. Сверхчеловеку придется долгое вре"

мя скрываться, как и Заратустре, ведь люди его, как и Заратуст"

ру, не поймут, будут смеяться, издеваться над ним, не давать

ему спокойно жить, всячески мешать ему. В истории известны

примеры такого отношения к людям «не от мира сего»: Сократ,

Христос… Сверхчеловек в нынешнем обществе если и уживет"

ся, то он будет всегда один, так как у человека и сверхчеловека

разные сферы интересов: человек постоянно думает о матери"

альных благах; а сверхчеловек размышляет о своем духовном

богатстве, в нем есть устремленность. Остальные – на фоне

сверхчеловека – кажутся настолько мелочными, беспокоящи"

мися только о себе, что думается: небо должно разверзнуться и

обрушить на землю потоп, как уже было когда"то. Ницше ни"

чего не имел против самого чувства сострадания, как способ"

30 Глава 2. Развитие культурологической мысли

ности понимать и чувствовать страдание других людей. Его За"

ратустра сам взывает о сострадании к «высшему человеку. Так

устами своего героя Заратустры Ницше выражает мысль о ве"

ликой силе любви, которая превозмогает свое сострадание».

Сверхчеловек, по Ницше, – это не только цель человеческих

стремлений, а более того: он – смысл земли. [43. С. 35].





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 734 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...