Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постмодерна



Техника является культурным феноменом, и ее

стремительное развитие как фактор социальных и культурных

преобразований актуализирует спектр мировоззренческих во"

просов. Например, в каких формах и пределах воздействуют

техника и технология на человеческое бытие?Вчем проявляет"

ся общественная обусловленность техники? Является ли она

благом для человечества или таит роковые непредвиденные об"

стоятельства?

4.2. Взаимовлияние техники и культуры в эпоху постмодерна 99

Городской урбанистический пейзаж с многочисленными

стройками, грохот автомобилей, мчащихся по магистралям,

пыльные дороги и здания… Яркое личное воспоминание из

впечатлений автомобильных путешествий: в оренбургской

степи рядом с автомагистралью вдруг появляется море огней,

какие"то высотные сооружения и кажется, что это громада го"

рода, потому"то освещены ровные ряды окон высотных зда"

ний, но эта махина оказывается газоперерабатывающим заво"

дом.

На планете Земля не осталось мест, где отсутствовали бы

технические сооружения. Если бы наши глаза могли видеть ра"

диосигналы, то Земля казалась бы нам покрытой тонкой мел"

кой и густой сетью. Если молодой человек из XIX в. оказался

бы в нашем XXI в., то он прожил бы всего несколько лет из"за

загрязненности воздуха и воды, низкого содержания кислоро"

да (только за взлет самолет «Боинг» сжигает несколько тонн

кирасина), радиации.

Техника и технологии изменили нашу жизнь, внедрили

другую культуру. «По существу рождается новый цивилизаци"

онный уклад, в котором принципиально иной будет сфера тру"

да, управления, досуга», – писал А. Тоффлер. Он выделил три

типа развития общества и связанной с ним культуры, разли"

чающиеся развитием техники и технологии.

Доиндустриальная культура –аграрное общество, когда лю"

ди были заняты в основном сельским хозяйством. Люди редко

испытывали сомнения относительно того, кто имеет право и

возможность распоряжаться ими. Крестьянин, одетый в домо"

тканые портки, оторвавшись от труда, видел за полями замок

или монастырь, возвышавшийся на горизонте, и ему не нужны

были ни газеты, ни телевидение, чтобы понять, как устроен

мир, знать правила подчинения. Каждый человек знал свой ук"

лад жизни: знал, когда будни и праздники, как чередуются

природные ритмы. Культурные традиции предавались из по"

коления в поколение, как и навыки и умения ремесленного

труда, годами оттачивалось мастерство. И сейчас мы восхища"

емся красотой изготовленных вручную церковной утварью и

предметов бытовой жизни.

Индустриализм подрывает основы общинной жизни и тради"

ционной культуры. Распадается жизненный уклад, рушатся тра"

100 Глава 4. Техника как социокультурное явление

диции, возникает эклектичное нагромождение: фабрики, заво"

ды, церкви, школы, профсоюзы, тюрьмы, больницы и т.п. Отно"

шения подчинения между церковью, государством и индивидом

устраняются, наука делится на самостоятельные отрасли, трудо"

вой процесс – на отдельные операции, нет больше цельного че"

ловека – есть конвейер. Культура модерна отражает всю эту эк"

лектичность: кубизм Пикассо, поток, который движется посто"

янно, «текучее время» С. Дали, психоанализ З. Фрейда и предтеча

постмодернизма ницшеанский «Сверхчеловек».

Заметим, что в других сочинениях Ницше мы не находим

столь решительного утверждения идеи абсолютной уникаль"

ности каждой личности. Философ настаивает на том, что эта

уникальность является по существу заданной, а не данной,

личность призвана к тому, чтобы всю свою жизнь посвятить

раскрытию своего внутреннего неповторимого содержания,

своей уникальности. «В сущности, – пишет Ницше, – каждый

человек хорошо знает, что он живет на свете только один раз,

что он есть нечто единственное и что даже редчайший случай

не сольет уже вторично столь дивно"пестрое многообразие в то

единство, которое составляет его личность; он это знает, но

скрывает, как нечистую совесть. Почему? Из страха перед со"

седом, который требует условности и сам прячется за нее… Од"

ни лишь художники ненавидят это небрежное щеголяние в чу"

жих манерах и надетых на себя мнениях и обнажают тайну,

злую совесть каждого, – положение, что каждый человек есть

однажды случающееся чудо». Главная проблема нашего суще"

ствования в том, что мы подчиняемся общепринятому, живем

в соответствии с всеобщими нормами и требованиями среды и

в результате теряем свою уникальность, т.е. теряем себя; «ни"

кто не осмеливается проявить свою личность, но каждый носит

маску или образованного человека, или ученого, или поэта,

или политика». Эта своеобразная «маска» скрывает наши ду"

шевные устремления, навязываются корпоративная культура и

одинаковая «форменная одежда».

Творческое задание. Подумайте над вопросом: возможно, на других

планетах, подобных Земле, нет жизни, потому что их студенты,

школьники, ученые или пенсионеры опередили наших? Выберите

одну категорию из перечисленных и объясните свой выбор.

4.2. Взаимовлияние техники и культуры в эпоху постмодерна 101

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) – автор

идеи о волнах цивилизационного развития – аграрной волне

при переходе к земледелию, индустриальной во время про"

мышленной революции, и информационной при переходе к

обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

Первая волна зародилась примерно 10 тыс. лет назад, когда

племена кочевников превратились в оседлых крестьян, поло"

жив начало цивилизационному этапу человеческой истории.

Вторая волна началась около 300 лет тому назад. Ее появление

было связано с промышленной революцией – превращением

аграрного общества в индустриальное. Третья волна развива"

ется сейчас на наших глазах–мир вступает в постиндустриаль"

ное общество. Это формирует новую цивилизацию и новое об"

щество, у которого свой стиль жизни, политики, экономики и

сознания. Символы третьей волны: с одной стороны, целост"

ность, с другой стороны – индивидуализированность и новые

технологии.

Развитие науки и техники изменяет способ взаимодействия

человека с природой, базирующийся на механических прин"

ципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный

способ поведения и мышления.

Даже на самых ранних этапах развития человечества люди

стремились к улучшению условий жизни. Наши древние пред"

ки селились в пещерах, поддерживали огонь, изготовляли ору"

дия труда и оружие для защиты племени и охоты, они стреми"

лись к теплу, уюту, сытому, безопасному существованию, нау"

чились одеваться, тесать камни, готовить пищу. Можно

сказать, что первобытные люди стремились не просто выжить,

но создать оптимальные условия существования, так как толь"

ко в этом случае особь способна на размножение.

В индивиде изначально заложено стремление к самосовер"

шенствованию и совершенствованию инструментов жизне"

обеспечения, с помощью которых достигаются приемлемые

условия жизни. Но каждый представитель человеческого об"

щества по"разному использует и развивает потенциал, данный

ему свыше. В большинстве своем члены общества – лишь по"

требители продуктов прогресса. Например, каждый из нас зна"

ет, что такое телевизор, и умеет им пользоваться, но лишь не"

многие могут его отремонтировать и тем более изготовить или

102 Глава 4. Техника как социокультурное явление

внести что"то свое в его конструкцию, т.е. проявить творческие

способности. Такая ситуация сложилась не сейчас, а тогда, ко"

гда еще зарождался родоплеменной строй. Лишь немногие

члены племени могли качественно затесать камень для оружия

охотника.

Творчество – удел немногих. Сущность его заключается в

поступательном развитии научной мысли. Научная мысль –

это не реализованный светлый ум отдельного человека, а сум"

ма всех научных достижений человечества. Мировому про"

грессу присуще ускорение, так как на фундаменте прошлых от"

крытий строятся новые, в отдельных случаях коренным обра"

зом отличающиеся «по форме и содержанию» от прошлых.

В целом модель развития мирового технического прогресса

можно представить в виде перевернутого усеченного конуса.

Площадь каждого поперечного сечения отражает количест"

венный и качественный состав открытий данного периода вре"

мени. Так, нижнее (малое) основание соответствует прачело"

веческому обществу когда возникла сама идея прогресса. Верх"

нее основание конуса отсутствует, потому что теоретически

прогресс бесконечен в силу неисчерпаемости вещей необъят"

ного космоса.

Техногенная цивилизация, являясь формой развития инду"

стриального общества, утверждала себя как качественно но"

вый уровень цивилизационного процесса под лозунгами спра"

ведливости, демократии, равенства и просвещения, что, несо"

мненно, определяло новое содержание общественной свободы

и гуманизма. В то же время в условиях техногенной цивилиза"

ции формировался новый тип социальных противоречий. Он

отразил несоответствие между провозглашаемыми гуманисти"

ческими ценностями и реальным положением рабочих, опре"

деляемым тяжелыми материальными условиями их жизни и

ограниченными возможностями свободного духовного разви"

тия. В этих условиях человек не может преодолеть ограничен"

ность, фрагментарность, узость мышления, развернуть уни"

версальное богатство своего потенциала. В данном случае че"

ловек? элемент системы, винтик, у которого нет собственной

ценности, который потерял связь с природой из"за ускоривше"

гося ритма повседневной деятельности. Техника господствует

над человеческим сообществом, диктуя свои законы и свою во"

4.2. Взаимовлияние техники и культуры в эпоху постмодерна 103

лю. Например, многие впадают в зависимость от Интернета, от

компьютерных игр (таких людей называют «зомбированные

компьютероманы»).Мощьчеловеческого интеллекта увеличи"

вает микроэлектронная революция. Но что остается самому

человеку?

Стандартизация, специализация, синхронизация, концен"

трация, максимизация и централизация – принципы, которы"

ми руководствовалось как капиталистическое крыло индуст"

риального общества, так и социалистическое. Они выросли из

одного и того же базового разрыва между производителем и по"

требителем, а также благодаря всевозрастающей роли рынка.

Перечисленные принципы, усиливая друг друга, неизбежно

привели к росту бюрократии, создали самые крупные, жесткие

и могущественные бюрократические организации, которые

когда"либо существовали на земле, оставляя человека блуж"

дать, как у австрийского писателя Ф. Кафки, в мире мегагоро"

дов и корпораций. Система из шести ведущих принципов, не"

кая «программа», в той или иной степени действует во всех

странах Второй волны.

В тех сдвигах и потрясениях, которые вскоре произойдут,

элитам всех индустриальных обществ, столь привыкшим к ус"

тановленным правилам, видимо, уготована участь феодальных

сеньоров прошлого: некоторые из них останутся, некоторые

будут свергнуты, некоторые будут низведены до состояния

полного бессилия или жалкой, захудалой знати. Но наиболее

разумные и умеющие приспосабливаться трансформируются и

превратятся в лидеров цивилизации Третьей волны. Чтобы по"

нять, кто будет делать погоду завтра, когда станет доминиро"

вать третья волна, мы должны сперва точно узнать, кто делает

погоду сегодня.

Постмодернистское мировоззрение объяснял профессор

Оксфорда Тьерри Иглтон: «Мы переживаем процесс перехода

к постмодернизму – этому вееру разнообразных стилей жизни

и разнообразных игровых кодов… Наука и философия должны

освободиться от своих грандиозных метафизических претен"

зий и взглянуть на себя с большей скромностью, как на еще

один возможный набор текстов».

Постмодерн означает плюрализм, который имеет свои ан"

тичные, средневековые и модернистские прообразы. От мо"

104 Глава 4. Техника как социокультурное явление

дерна XX в. его отличает то, что постмодернистскийплюра"

лизм более радикальный, чем любой предшествующий. Фран"

цузский философ Ж.Ф. Лиотар развил идеи постмодернизма, в

основной характеристике которого содержится последова"

тельная философия множественности. Согласно его концеп"

ции, постмодерн рассматривается как культурно"исторический

феномен, который определяется мировидением и мироотноше"

нием, выраженным в мирочувствовании и мироощущении.

Лиотар считает, что переход общества в эпоху, называемую

постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, на"

чался по меньшей мере в конце 1950"х гг., обозначивших в Ев"

ропе завершение восстановления после Второй мировой вой"

ны. Постсовременное знание ориентировано не на согласие и

устранение различий, а на разногласие. Освоение новой куль"

турной парадигмы происходит вне традиционной оппозиции

понятий: целое–часть, субъект–объект, центр–периферия,

реальное–воображаемое. Культура постмодерна выражается в

отказе от систематизации, от попыток построить стройную

систему окружающего мира.

Итак, для современного общества характерны: отрицание

противопоставления субъект–объект, смерть субъекта, кото"

рый перестает быть центром познания, открытие возможности

философствования без субъекта, представление культуры и

мира как совокупности текстов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как вы понимаете технику, ее природу и истоки?

2. В чем проявляются взаимоотношения человек – техника?

3. Какую ценность представляет техника в культуре?

4. Каковы социокультурные смыслы техники?

5. Инженеры, бесспорно, создают современное техногенное общество,

но приносит ли эта их деятельность безусловную пользу для челове"

чества?

6. Как вы понимаете культуру постмодернизма?

7. Как вы понимаете научно"техническую революцию.

8. Как ставит О. Шпенглер вопрос об отношении техники к культуре?

9. Какие противоречия вызревают в культуре по мере совершенствова"

ния техники?

10. Какое определение технике дает К. Ясперс?

Вопросы для самопроверки 105

11. Как вы интерпретипуете тезис Хайдеггера о том, что техника – вид

раскрытия потаенности?

12. В чем заключается сущность кризиса техногенной цивилизации и

перспективыего преодоления?

13. Назовите основные аспекты техники как социокультурной ценности.

14. Почему в ХХ в. взаимоотношение естественной и искусственной тех"

нической среды превратилось в глобальную проблему?

15. Какие новые проблемы и ситуации в культуре порождает современ"

ная техника?

106 Глава 4. Техника как социокультурное явление

5 РАЦИОНАЛИЗМ И ТЕХНОКРАТИЗМ





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...