Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И духовной культуры



Одним из первых проблему взаимодействия

культуры иНТРпоставил в 1959 г. английский писатель, физик

и общественный деятель Чарльз Сноу в своей лекции «Две

культуры и научная революция» в Кембриджском университе"

те. Главная его мысль сводилась к тому, что вследствие разрыва

между гуманитарными и естественными науками, между гума"

нитарной и научно"технической интеллигенцией внутри за"

падного индустриального общества образовались две обособ"

ленные культуры – научная и гуманитарная, между которыми

отсутствуют какие"либо связи и взаимопонимание. В сущест"

вовании двух культур он видел доказательство раскола запад"

ной культуры вообще, проявление кризисных процессов в ду"

ховной жизни буржуазного общества и выходом из тупика счи"

тал объединение обеих культур на основе идеалов мира и

гуманизма во имя будущего человечества.

Между тем в современном научном сообществе также гово"

рят о том, что в наше экономически непростое время нужно от"

давать приоритет наукам естественным и точным.

Приходя в этот мир, человек являет собой лишь потенци"

альную возможность стать разумным, гуманистически мысля"

щим существом, включенным в контекст культуры своего со"

общества. Становление личности всякий раз начинается с ну"

ля, с усвоения духовного опыта предшествующих поколений,

который запечатлен в произведениях искусства, религиозной

культуре и гуманитарном научном знании. Именно эти три

сферы духовной жизни решают главным образом важнейшую в

человеческом бытии задачу – объясняют человеку смысл и на"

значение его существования в мире. Поэтому проблема «двух

культур», сформулированная Ч. Сноу, сегодня все более на"

стоятельно склоняется к приоритету духовной, гуманитарной

культуры.

В отдельных случаях границы между точными и гуманитар"

ными науками становятся практически неразличимы. Творче"

ского человека не может удовлетворить его узкопрофессио"

нальная деятельность. Математические методы проникают в

гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить яв"

ление, обнаружить в нем важные закономерности. При этом

применение математического аппарата само по себе не повы

шает точность и достоверность научного исследования, так как

с помощью этого аппарата изучается не само явление, а его ма"

тематическая модель, которая может быть как удачной, так и

неудачной (что в гуманитарных науках не редкость).

Таким образом, можно утверждать, что естественно"науч"

ная и гуманитарная культуры как особые типы культуры нераз"

рывно связаны. Сам человек – существо биосоциальное, и

природное и общественное в нем неразрывно связано, поэтому

оба типа культуры принимают участие в формировании чело"

веческого мировоззрения, а оно представляет собой целое.

Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образо"

вания, которая, по его мнению, является излишне специализи"

рованной, не дающей человеку возможности получить под"

линно всестороннее образование.

На памяти одного поколения жизнь под влиянием техники

очень изменилась. Так, в 1980"е гг. использовались громадные

электронно"вычислительные машины, которые и занимали

целые залы, а сегодня их аналоги – компьютеры помещаются в

сумке. Интернет прочно вошел в нашу жизнь и необратимо ее

изменил. Новая реальность постмодернистского общества

включает в себя черты экранного, информационного и по"

стиндустриального обществ, а современная культура представ"

ляет собой сплав массовой и популярной культур, фундамен"

том которых являются компьютерные технологии иСМИ.Рас"

пространение Интернета подорвало основы монологического

начала в культуре, привело к рождению культуры глобального

диалога. В информационную Интернет"эпоху телевидение из"

менилось и технологически, и содержательно в результате

92 Глава 4. Техника как социокультурное явление

взаимодействия информационно"компьютерных технологий

и искусства кино. Культура информационного общества соз"

дала новые телевизионные форматы – ток"шоу, реалити"шоу,

новостные программы, сериалы. Вещание стало цифровым, а

значит, технологически неограниченным.

Сегодня научно"технический прогресс (НТП) – это еди"

ное, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и

техники, основа социального прогресса, предъявляющая все

возрастающие требования к уровню образования, культу"

ры, ответственностиработников. Для большинства людей он

проявляется в виде скачка в развитии научной деятельности,

компьютерных технологий и т.п. Достижения научно"техниче"

ского прогресса являются результатом научно"технического

творчества – способа самореализации человека, его самовы"

ражения, удовлетворения материальных и духовных потреб"

ностей.

Многие современные ученые отмечают односторонний ха"

рактер НТП, технократизм, увеличение техноцентристского

контекста образования, отрывНТПот нравственного развития

общества. Такие предостережения звучали и раньше. Напри"

мер, английский культуролог"философ А. Тойнби утверждал,

что мораль статична, а техника динамична и разрыв между тех"

ническим развитием и нравственным развитием человека по"

стоянно увеличивается. Лауреат Нобелевской премии мира

А. Швейцер заметил, что «мировоззрение, основанное только

на естественных науках, лишенное таких качеств, как нравст"

венность, всегда будет оставаться немощным мировоззрени"

ем». Акад. Д.С. Лихачев в работе «ХХI век должен быть эпохой

гуманизма» писал: «ХХI будет веком гуманитарных наук и гу"

манизма. В противном случае человечество может выродиться

в гуманоидов, умеющих считать и пользоваться компьютера"

ми, но их духовные ценности можно будет выразить од"

ним"двумя словами». И, наконец, ультимативное заявление

известный ученый К. Леви"Строс выразил эту мысль категори"

чески: «ХХI век будет гуманитарным или его не будет». Реше"

ние проблемы – в комплексном взаимодействии: единство и

неразрывность научно"технического, социального и нравст"

венного прогресса. Если процессы НТП не контролировать,

это может вызвать диспропорции и противоречия в общест"

4.1. Развитие техники как единство и взаимодействие культуры 93

венном развитии. В связи с этим понятна необходимость гума"

низации науки и техники и выдвижение нового главного кри"

терия научно"технического развития, такого, как общечелове"

ческие гуманистические ценности.

Научно"технический прогресс остается ведущим фактором

культурного развития, воздействует на социальную жизнь, на

духовную культуру. Социокультурный смысл техники заклю"

чается в совершенствованииспособа деятельности человека,

его мастерства, технологического совершенства. Для того что"

бы понять, как взаимодействуют наука, техника и культура со"

временном этапе, необходимо определить их роль в развитии

общества. Уже в ХХ в. новые технологии (микроэлектроника и

информатика, лазерные, био" и нанотехнологии), новые мате"

риалы, не имеющие аналогов в природе (высокопрочные пла"

стмассы и волокна), множась с невыданной прежде скоростью,

приводят к фундаментальным трансформациям не только спо"

соба производства и социальной организации, но всей культу"

ры, а также типа взаимодействия между людьми. Можно кон"

статировать, что в результате технической деятельности чело"

века возникла технизирующая культурная среда, которая не

подчиняется человеку полностью, выходит из"под его контро"

ля и управления. Н.А. Бердяев в статье «Человек и машина» пи"

шет: «Техническая революция – величайшая революция, ка"

кую только знала история, – кризис рода человеческого. Суть

этого кризиса состоит в том, что машина покоряет не только

природные силы, но и самого человека. Она не только в чем"то

освобождает его, но и по"новому порабощает».

Немецкий философ, культуролог О. Шпенглер в работе

«Человек и техника», определяя технику как «тактику жизни»,

как «душевно"духовную жизнь», выявляя только ей присущие

закономерности, впервые поставил вопрос о месте, роли и зна"

чении техники в историко"культурном процессе, связывая тех"

нику с целенаправленной деятельностью человека.Онпишет о

противоречивом влиянии технических достижений на челове"

чество, к превращению мира в один город. Цивилизация поро"

ждает гигантские машины и огромные промышленные пред"

приятия в мегаполисах, которые задыхаются под собственной

тяжестью.Вних искусство умирает, а массовые зрелища стано"

вятся ареной скандалов и сенсаций. Уже сегодня концерты по"

94 Глава 4. Техника как социокультурное явление

пулярных «звезд» проходят не просто под фонограмму, но и в

голографическом образе.

Противоречивые мнения о роли техники в развитии куль"

туры отражают противоречивые реальные тенденции, которые

проявляются сегодня в первую очередь в развитии информаци"

онной техники,которая, бурно развиваясь, проникает бук"

вально во все, даже самые затаенные области человеческого

бытия. Основатель Римского клуба А. Печчеи в своей замеча"

тельной книге «Человеческие качества» отмечает, что создан"

ная человеком техническая среда ослабила его физически.

Вместе с тем развивались интеллектуальные способности че"

ловека. Однако, если раньше эти способности приводились в

соответствие со сложным искусственным миром, сотворен"

ным человеком, то в последнее время равновесие между науч"

но"техническим и культурным прогрессом, между прогрессом

и биофизическими способностями человека оказалось серьез"

но нарушено.Врезультате на карту поставлена судьба человека

как вида. Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в

том, что он в культурном отношении оказался не способен

полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам

внес в этот мир. Выход из создавшейся ситуации Печчеи видит

в культурной эволюции как важнейшей цели и основы челове"

ческого развития, в изменении человеческих качеств.

Многие фундаментальные открытия стимулируют разви"

тие новой техники. Какая связь существует между культурой и

техникой? До Нового времени господствовало представление о

технике, четко не различавшее искусство и технику. Новое

время изменило отношение к технике под воздействием идей

Т. Гоббса и Г. Галилея, Р. Декарта И. Ньютона и др. Развитие

техники стало означать переход от жизни органической, расти"

тельной к жизни, в которой господствуют машины и механиз"

мы. Сейчас, техника понимается как это средство, орудие, с

помощью которого человек производит нечто, т.е. является

средством, а не конечной целью.

Профессор Зальцбургского университета Г. Бек в книге

«Сущность техники», анализируя вопрос о сущности и методе

исследования техники, заметил, что ответ на вопрос «что такое

техника?» состоит не в описании каких"то технических уст"

ройств, не направлен на выяснение способов их функциони"

4.1. Развитие техники как единство и взаимодействие культуры 95

рования, точно так же, как вопрос «что такое человек?» не ка"

сается особенностей данного человека, которые отличают его

от других людей. Следовательно, техника берет свое начало не

в деятельности отдельных людей, а в совместном труде мно"

гих, т.е. в дифференцированном «трудовом сотрудничестве» в

создании техники.

Сегодня покоренная природа становится для человека

опасной, возникает новая среда, созданная человеком на осно"

ве техники. Как заметил известный ученый К. Ясперс в своей

книге «Смысл и назначение истории», «техника стала ни от ко"

го не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек под"

пал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это про"

изошло. Совершенно очевидно, что в технике заключены не

только безграничные возможности, но и безграничные опас"

ности [82].

М. Хайдеггер утверждает в своей работе «Вопрос о техни"

ке», что техника угрожает самой сущности человека, способст"

вуя его обезличиванию, примитивизации духовного мира, за"

силью массовой культуры. Чтобы это предотвратить, человек

должен «пристально вглядеться в сущность потаенного в тех"

нике», научиться свободе от нее, понять опасность узкопраг"

матических установок.

В то же время техника как средство повышает производи"

тельность и качество труда, обеспечивает комфорт во всех сфе"

рах жизнедеятельности человека, расширяет его познаватель"

ные возможности. Машина, техника суть творчески реализо"

ванная человеком цель, порождены человеческого разума и

творчества, и они не должны стоять над человеком, порабо"

щать его, лишать возможности свободно творить.Втехнике че"

ловечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы,

методы познания и преобразования природы, воплотило все

достижения культуры. По справедливому замечанию Ясперса,

все те беды, которые связаны с техникой, когда"нибудь будут

подчинены власти человека. Таким образом, техника не проти"

востоит культуре. Напротив, она является ее элементом, ре"

зультатом культурного развития, воздействуя на все стороны

культурного потенциала общества.

Техника может надежно служить человеку, но может ока"

заться помехой интеллектуальному и эмоциональному разви"

96 Глава 4. Техника как социокультурное явление

тию личности, стать причиной глобальной катастрофы. В ус"

ловияхНТПот человека требуется не просто образование, но и

высокая культура отношений с техникой. Техника расширяет

человеческие возможности, создает условия для развития

творческих способностей личности. Новая научно"техниче"

ская революция может принести людям водородные бомбы,

которые уничтожат жизнь на Земле, и, наоборот, наука и тех"

ника, поставленные на службу человеку, облегчат его жизнь,

увеличивая его производительные силы, благодаря чему сокра"

тится рабочий день, что позволит развивать каждому индивиду

свои творческие способности. Как известно, человек, разви"

тый интеллектуально, может стать активным участником

НТП.

В ХХI в. человечество знает и умеет значительно больше,

чем может осмысленно использовать. Оно напоминает не"

смышленого ребенка, владеющего опасными для него самого

игрушками. В связи с этим возникло противоречие, никогда

ранее не стоявшее перед человечеством, между его глобаль"

но"космическим могуществом и эгоистически"местечковым

мышлением. Прежде всего это выражается в стремлении ос"

мыслить культуру не как частный вопрос, а в контексте разви"

тия всего общества, как всеохватывающую проблему цивили"

зации в целом, от решения которой зависит ее будущее, обще"

ственный прогресс, судьба человечества. Поэтому стоит

рассмотреть вопрос о влиянии НТП на развитие культуры.

В ХХI в. социальное и гуманитарное образование в техни"

ческом университете необходимо не только для общего разви"

тия специалиста, повышения его интеллектуальных и творче"

ских возможностей, но становится важным компонентом про"

фессиональной компетенции и профессиональной культуры

инженера. Важнейшей задачей изучения социально"гумани"

тарных дисциплин в вузе является формирование экологиче"

ской культуры личности, т.е. принципа коэволюционного

взаимодействия с окружающей средой. Умение прогнозиро"

вать экологические последствия своей деятельности – неотъ"

емлемая часть профессиональной компетентности специали"

ста в условиях техносферы. Этические и эстетические вопросы

все чаще проникают в научные исследования, так как в послед"

4.1. Развитие техники как единство и взаимодействие культуры 97

нее время ответственность науки перед природой и человече"

ствомсильно возросла.

Выдающийся философ техники П.К. Энгельмейер, созда"

тель теории технического творчества, в работе «Технический

итог ХIX века» утверждает, что современная техника получила

столь мощное развитие только благодаря тому, что широко

опиралась на науку.

При изготовлении изделия, инженер должен выполнять эс"

тетические нормы и соблюдать требования технической эсте"

тики, которые относятся к оформлению внешнего вида изде"

лий, их окраске, конструированию и компоновке. Техниче"

ская эстетика занимается всем, что окружает человека в

процессе его трудовой деятельности, и в первую очередь реак"

ция самого человека на это окружение, исходя из предпосыл"

ки, что предметная среда человека должна служить ему нести

отпечаток своего времени. «Хорошо летают только красивые

самолеты», – заметил выдающийся советский авиаконструк"

тор А.Н. Туполев. Сегодня творчество остается прерогативой

человека. Однако сторонники машинного проектирования ут"

верждают: если машина способна создать произведение, кото"

рое будет восприниматься людьми как предмет искусства, то

несущественно, каким путем достигнут этот эффект.

Машина способна создать только такое произведение, кото"

рое отвечает всем заложенным требованиям, но это произведе"

ние не будет нести никакой идеи. Машина существенно облегча"

ет работу творца, сводя к минимуму рутину в его деятельности,

дает новые возможности. Возникают новые формы искусства,

обязанные своим появлением НТП, но творческая инициатива

принадлежит человеку. Машина может создать заготовку, но

окончательный отбор останется за человеком. Отбор – главней"

ший элемент всякого творчества. Образ индивидуален и непо"

вторим, он не конструируется, а рождается, в нем концентриру"

ется опыт человечества, преломленный через индивидуальный

опыт сознания, через особенности характера и темперамента

личности. Если машина обретет личность, она сможет творить.

Современные формы искусства во многом зависят от тех"

ники. Искусство реагирует на изменение жизни и вбирает в се"

бя явления современности. НТП порождает смешение и взаи"

мопроникновение жанров, возникают новые формы искусст"

98 Глава 4. Техникакак социокультурное явление

ва. В искусстве подобного прогресса нет: по сравнению с НТП

оно кажется малоподвижным. НТП увеличивает меру матери"

альных потребностей человека, а искусство увеличивает меру

его внутренних потребностей. Очевидно, что искусство долж"

но не рекламировать НТП, помочь осознать НТП не как само"

цель, а как средство. НТП создает человека, уверенного в том,

что знания заменяют культуру. Такой человек фиксирует ин"

формацию, полученную от произведения, но диалог с произве"

дением не возникает.

Творческое задание. Обсудите в группе следующие проблемы: 1)

Технократизм как проблема общества и культуры; 2) Современная

и будущая техника: могущество или угроза; 3) Техногенная циви"

лизация: есть ли будущее? 4) Техника и проблемы исторической

ответственности инженера.

Итак, можно выделить следующие важные аспекты техни"

ки как социокультурной ценности:

_ технику надо рассматривать как объект. Это различные прибо"

ры, инструменты, машины, имеющие определенную значи"

мость для жизнедеятельности человека;

_ технику надо рассматривать как технологическое знание;

_ техника – это процессы, изготовления, использования;

_ техника расширяет человеческие возможности, создает усло"

вия для развития его способностей, реализации природных за"

датков человека.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...