Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Религии в той или иной степени связаны с ду"
ховной жизнью общества: не только с конечными смыслами
бытия (вопросами жизни и смерти), но и с нормами, обычаями
и традициями. Для установления характера взаимосвязи между
3.2. Религиозные истоки культуры 51
культурой и религией уточним сам термин «религия» (от лат.
religio – набожность, святыня, предмет культа), имеющий раз"
нообразные трактовки.
Слово «религия» в культурный обиход вводится в период
крушения Римской империи. Цицерон, знаменитый философ
и ритор, выводил данный термин из латинского глагола
relegere, что в переводе означало «созерцать», «бояться», «пере"
читывать». В этой трактовке у Цицерона ключевым было слово
«бояться». Апологет христианства Лактанций утверждал, что
«религия» переводится от латинского глагола relegare как «свя"
зывать», «сковывать», т.е. это связь человека с Богом, повино"
вение и служение Богу. Русское слово «Бог» происходит от сан"
скритского bhaga, что означает «богатый».Нацерковнославян"
ском это выражено словом «вседовольный», иначе говоря Бог
есть полнота бытия. Английское God и немецкое Gott проис"
ходит от древнеготского слова, означающего: «Тот, перед кото"
рым падают ниц в поклонении, священном ужасе». В восточ"
ных культурах слово «религия» имеет другие смыслы. Din –
слово, восходящее к аравийскому языку, переводимое как
власть (подчинение, воздаяние). Отсюда появляется власть Ал"
лаха в исламе. Dharma – слово из древнеиндийского языка
(санскрита), переводится как учение, долг, закон, справедли"
вость. Сhiao – китайское слово, которое переводится как «уче"
ние». Все эти слова становятся содержательной предтечей буд"
дизма.
У каждого человека возникает множество ассоциаций, свя"
занных со словом «религия». Одному человеку представляются
Парфенон и Собор Святого Петра в Риме, мечеть аль Масжид
аль Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, другому –
иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображе"
ния Осириса и каменные изваяния Будды.
Знаменитый философ И. Кант связывал религию с чувст"
вом нравственного долга, воспринимающегося как божествен"
ная воля; ученый"антрополог Э. Тайлор определял религию
как веру в сверхъестественное; психолог З. Фрейд сравнивал
религию с неврозом; социолог М. Вебер рассматривал ее как
важнейший фактор общественного развития.
52 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры
Творческое задание. Проанализируйте, как соотносятся такие по"
нятия, как «культ» и «культура». По Н. Бердяеву, это не просто од"
нокоренные слова. Согласны ли вы с позицией русского религи"
озного философа?
Религии классифицируются на политеистические, связан"
ные с почитанием множества богов и монотеистические, почи"
тающие единого Бога. Наибольшее распространение получило
деление религий: 1) на первобытные, или ранние; 2) народ"
но"национальные, связанные с какой"то одной этнической
группой, 3) мировые, объединившие представителей разных
народов мира.
Первый тип религиозных верований тесно связан с разви"
тием первобытной идеологии, к нему следует отнести магию, то"
темизм, фетишизм, анимизм. Различные элементы ранних рели"
гиозныхформ(мифыи ритуалы, представления и культовые дей"
ствия, верования и обряды) – это система мышления и освоения
окружающего пространства, способ передачи информации от
поколения к поколению, условие формирования и развития ду"
ховной культуры.Вэтот период культура носила синкретический
характер и мифологическое сознание интегрировало в единую
целостность: древние зачатки эстетического, нравственногоире"
лигиозного в жизни первобытного человека. Мировым религиям
предшествовали простые религиозные формы:
_ фетишизм – почитание объектов действительности (камней,
деревьев и проч.), которым приписывались сверхъестествен"
ные свойства, способность предохранять от врагов. В совре"
менной культуре бытуют амулеты, обереги, которые наделяют"
ся способностью защищать от врагов;
_ тотемизм – представление о сверхъестественном происхожде"
нии рода или племени от какого"либо животного, растения;
тотем считался их покровителем. Сегодня следы тотемизма со"
хранились в запрете употреблять в пищу мясо некоторых жи"
вотных (например, коров в Индии), а также в символах гераль"
дики. Французский этнограф и социолог К. Леви"Строс при"
шел к выводу, что основное взаимоотношение структуры
тотемизма – это противоположность природы и культурыой
(растительные или животные виды идентифицируются с от"
дельными людьми);
3.2. Религиозные истоки культуры 53
_ анимизм – вера в духовные сущности, которые управляют
судьбой человека как при жизни, так и после смерти (виды
анимизма выражены в автономных проявлениях души и в по"
гребальных обрядах, явившихся следствием представлений о
связи земной жизни с загробной);
_ магия, возникшая в глубокой древности. Магические загово"
ры, обряды служили для воздействия на явления природы.
В магии содержались первоначальные знания о мире, окру"
жающем первобытного человека.
Творческое задание. Проанализируйте явления табу и тотемов в
первобытной культуре.
Ко второму типу – народно-национальным религиям –
принадлежат индуизм, иудаизм, конфуцианство. Эти религии
возникли в период становления классового общества, возник"
новения государства и развития таких общностей, как народ"
ность, нация. Многобожие было заменено единобожием, ве"
рой в единого Бога.
Третий тип относится к периоду возникновения мировых
религий, которые образовались в рамках одного тысячелетия.
Призыв к единому Богу, образу вечности был продиктован но"
выми условиями жизни и поддержан императорской властью,
проявился во время великих исторических поворотов, смен
формаций,в период формирования мировых империй. Сего"
дня в качестве мировых религий принято выделять следующие:
буддизм, христианство, ислам.
Религия в структурном отношении – явление сложное,
включающее в себя религиозное сознание, религиозную дея"
тельность, религиозные отношения и религиозные организа"
ции. Практически все элементы религии имеют непосредст"
венную или опосредованную связь с культурой. Религиозная
культура представляет собой особое качество, характеризую"
щее совокупность способов и приемов обеспечения и осущест"
вления бытия человека, которые реализуются в ходе религиоз"
ной деятельности, центром которой выступает культ.Вданном
случае культурные ценности формируются в рамках религиоз"
ного сознания, задаются им.
54 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры
Религия и нравственность являются важными составляю"
щими духовной культуры. Испокон веков связь религии и
нравственности была нерасторжима. В светской культуре
нравственное начало в той или иной степени дистанцируется
от религии, а иногда и теряет с ней связь. Религиозные запове"
ди имеют общечеловеческие истоки, они закрепили нравст"
венные правила, прежде бытовавшие в сознании людей. Регу"
ляция человеческих отношений осуществлялась на основе ре"
лигиозных ограничений, вызванных особенностями тех или
иных форм вероисповедания. Допустим, для иудеев обязатель"
но исполнение заповеди о почитании субботы и в этот день ве"
рующие евреи не могут работать. В протестантизме поощряют"
ся труд, рациональный расчет и экономия ради получения
прибыли и умножения капитала, а в буддизме такого правила
нет. Пост как ритуал духовного очищения – закон для верую"
щих, которым не должны следовать неверующие. Однако пра"
вославные посты, проводимые несколько раз в году, в корне
отличаются от мусульманского поста, который осуществляет"
ся один раз в году в течение одного месяца.
Связь между искусством и религией в различные эпохи была
не одинакова. Искусство настолько сливалось с религией, что в
результате породило то, что именуется религиозным или куль"
товым искусством. Можно выделить две функции искусства:
во"первых, специфическирелигиозную, культовую, когда в
религиозных переживаниях рождаются шедевры; во"вто"
рых, эстетическую, ибо искусство есть продукт художествен"
ного творчества и формирует у людей чувство прекрасного.Из"
вестный американский социолог российского происхождения
П. Сорокин, исследуя проблему соотношения религиозных и
светских произведений (живопись, скульптура, музыка, архи"
тектура, драма в европейских странах), пришел к выводу, что
роль религиозного фактора в творчестве со временем снижает"
ся. В своем исследовании Сорокин приводит следующие дан"
ные: религиозные произведения в Х в. составляли 81 %, а свет"
ские – 19%; но в ХХ в. религиозных произведений было 3,9 %,
а светских – 96,1 %.
Творческое задание. Проанализируйте социологические данные
П. Сорокина. Выразите свое отношение.
3.2. Религиозные истоки культуры 55
В системах искусств и мировых религий существуют свои
особенности: в православии ведущим искусством является жи"
вопись, в католичестве – скульптура, в исламе – архитектура.
Религиозное искусство всегда символично, созидается в соот"
ветствии с определенными канонами, т.е. регламентируется
религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Необхо"
димость создания такого особого пространства привела к по"
явлению специфического типа архитектурных строений –
культовых. Например, общим для христианского зодчества
было создание на земле Божьего дома, своеобразного места
встречи и общения с Богом. Для всего Средневековья стала
традиционной роль монастыря как просветительского центра,
состоявшего из библиотеки, книжной мастерской, школы,
приюта для страждущих, путников и т.д.
Творческое задание. Вспомните и опишите свои впечатления от по"
сещения действующего храма, мечети или другого культового зда"
ния.
Первые храмы возникли в Византии. Римские базилики в
Древнем Риме вначале выполняли роль судебных и торговых
зданий, постепенно стали использоваться как церкви, а затем
как храмы – базилики. Главный храм Византийской импе"
рии – церковь св. Софии в Константинополе –была построена
в 632–537 гг. до н.э. Эстетический восторг, вызванный св. Со"
фией, побудил русских князей построить великолепные храмы
во всех основныхгородах Руси, где храм – это не только место
богослужения, это крепость, символ силы и независимости го"
рода, государства.
«Аргумент красоты» сыграл первенствующую роль и при
выборе веры князем Владимиром Святославичем в X в. акад.
Д.С. Лихачев привел такие аргументы: «Нигде в мире нет такой
любви к сверкающим золотом, издали видным куполам и ма"
ковкам церквей, к рассчитанному на широкие просторы “го"
лосоведению”, к хоровому пению, к ярким краскам, контраст"
ным зеленому цвету и выделяющимся на фоне белых снегов
чистым цветам народного искусства» [27. С. 15]. Подтвержде"
нием этому является ансамбль Софийского собора в Киеве –
главного христианского храма домонгольской Руси. Его строи"
56 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры
тельство, начато в княжение Я рослава Мудрого, завершилось
освящением в 1032 г. Храм был сооружен на месте битвы киев"
лян с печенегами, которая закончилась разгромом кочевников.
Они сегодня радует взор–чудо византийской и древнерусской
архитектуры. Древний зодчий, видимо, бывал в Константино"
поле и хорошо знал византийские приемы строительства и ук"
рашения храмов.
Наряду с культовым зодчеством возникают культовое изо"
бразительное искусство – иконы, фрески, мозаики, культовая
скульптура, клерикальная литература, драматургия и музыка.
Творческое задание. Сопоставьте исследовательские оценки хри"
стианства как исторического выбора и культурного переворота.
Выделите роль византийского влияния на культуру Руси.
Иконопись (от греч. ei?фn – образ, изображение) также воз"
никла в Византии. Икона закрепилась в религиозном сознании
православных как неотъемлемый культовый атрибут. В исто"
рии религиозной культуры отношение к тем, кто писал иконы,
было различным. В один период иконописцев возвышали до
поклонения, считая их дар уникальным божественным, в дру"
гой – иконописцам относились даже с пренебрежением, пола"
гая, что рукой иконописца водит Бог, поэтому имена их канули
в лету безвозвратно.
Многие великие художники обращались к культовому ис"
кусству и в результате их творчества рождались шедевры, но в
культовом искусстве на первом месте было религиозное нача"
ло. На Руси ведущими иконописцамибыли византийские ге"
нии Феофан Грек, Дионисий и русский иконописец Андрей
Рублев. Основой этого вида художественного искусства высту"
пает, с одной стороны, книжная миниатюра, из которой ико"
нопись заимствовала тонкое письмо, утонченность палитры, а
с другой – фаюмский портрет, от которого были взяты такие
детали, как огромные глаза, печать скорбной отрешенности на
лицах и золотой фон. Наконец, задачи иконописи – воплоще"
ние божества в телесном образе и напоминание о том его обра"
зе, который вспыхивает в сознании молящегося. Раньше даже
неграмотные могли «прочитать икону», видели скрытый смысл
в движениях, жестах.
3.2. Религиозные истоки культуры 57
Важной вехой в развитии художественной культуры ХIV в.
является «Троица» Андрея Рублева. В своей знаменитой лек"
ции «Умозрение в красках», прочитанной в 1916 г. русский ре"
лигиозный философ Е. Трубецкой отмечал: «Открытие иконы
озарит своим светом не только прошлое, но и настоящее рус"
ской жизни, более того, ее будущее. Ибо в этих созерцаниях
выразилась не какая"либо переходящая стадия в развитии рус"
ской жизни, а ее непреходящий смысл. Пусть этот смысл был
временно скрыт от нас и даже утрачен. Он вновь нам открыва"
ется. А открыть его – значит понять, какие богатства, какие
еще не явленные современному миру возможности таятся в
русской душе» [55. С. 220]. «Троица» покоряет глубиной и оду"
хотворенностью образа, гармонией композиции, красотой ко"
лорита. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, про"
тянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повино"
вение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, –
символ печали. Чтобы икона воздействовала на верующих, эс"
тетическое чувство должно побуждать и поддерживать религи"
озное чувство. В «Троице» через церковный догмат художест"
венными средствами выражена модель мира и человека в его
нравственно"эстетической ориентации. Здесь не просто зако"
дирована система нравственных ценностей, а даны принципы
гармонизации этой системы. Единство ипостасей – нравст"
венных ценностей выражено в «Троице» Рублева через коло"
рит, цветовой строй иконы.
Творческое задание. Попытайтесь объяснить символику цвета,
знака православной иконы«Троица» А. Рублева.
В христианской литературе важнейшим памятником явля"
ется Библия (от греч. biblнa–буквально «книги»).Внастоящее
время Библия – самая издаваемая книга в мире: выпущено
около 3 млрд экземпляров на сотнях языков. Первая часть Биб"
лии называется Ветхий Завет, в нем содержится надежда на
Мессию и десять заповедей, которые Моисей получил от Бога.
Новый Завет – вторая часть Библии, где собраны повествова"
ния о жизни Иисуса и евангелия, названные по имени создав"
ших их апостолов: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Сущ"
ность христианской нравственности сформулирована в Нагор"
58 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры
ной проповеди Иисуса Христа, которая изложена в Евангелии
от Матфея. Нравственные заповеди христианства обращены
прежде всего к совести человека. Из множества нравственных
предписаний христианства основными считаются любовь к
Богу и любовь к ближнему. В отличие от всех более ранних ре"
лигиозных и философских представлений о Боге"творце хри"
стианство сформировало идею творения Бога из ничего: Бог
может сделать, что пожелает. Бог – высочайшее существо. Ему
нет равного никогда и нигде, ни на земле, ни на небе.
Древний Восток – родина двух мировых религий – буддиз"
ма и ислама. Художественный аспект восточной жизни вобрал
в себя основные ценности этих религий, традиционалисткие
черты экономического и политического устройства госу"
дарств. При всем многообразии культуры древневосточных
цивилизаций они имеют много общих черт. К ним относятся:
_ основа хозяйственной деятельности – ирригационное земле"
делие;
_ раннее появление государственности и развитие системы вла"
сти в форме деспотии;
_ тесная связь формирующихся религиозных систем с первобыт"
ными культами и магическими представлениями;
_ выделение в системе знаний математики и астрономии, кото"
рые остаются монополией касты жрецов;
_ преобладание в архитектурных формах простоты и монумен"
тальности, которые проявились в строительстве дворцовых и
храмовых комплексов, оборонительных и культовых сооруже"
ний (например, Великий канал и Великая китайская стена,
египетские пирамиды, индийские храмы).
Устоявшиеся принципыи нормы культуры народов Древ"
него Востока были зафиксированы в системе канонов, привед"
шей к формированию традиционалистских черт, обожествле"
нию мощи деспотического государства. В восточных культурах
личность осознает себя и воспринимается в той среде или сфе"
ре, в которой она действует в данный отрезок времени пози"
ционирует себя как выразитель обязательств, вытекающих из
принадлежности общине, клану, религиозной общности и го"
сударству. Роль деятеля искусств на Востоке была велика и по"
четна. Знания художников и их умения имели священный (са"
кральный) характер, поэтому само художественное творчество
3.2. Религиозные истоки культуры 59
и его смысл были доступны только избранным и все новое по"
лучало оправдание лишь в том случае, если что"нибудь подоб"
ное отыскивалось в древности. На Востоке широкое распро"
странение получила поэзия, причем в течение тысячелетий в
стихах использовались одни и те же размеры, мелодии, сю"
жеты.
Проникновение в Японию буддизма отразилось на разви"
тии японского искусства. С буддизмом которым было связано
столь важное для средневекового искусства осознание челове"
ком духа и плоти, неба и земли, что во многом повлияло на ар"
хитектуру. Японские буддийские пагоды, как писал академик
Н.И. Конрад, их «устремленные ввысь многоярусные кровли с
тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощуще"
ние, что и башни готического храма; они распространяли все"
ленское чувство и на «тот мир», не отделяя его от себя, а сливая
«Трепетность Голубых Небес» и «Мощь Великой Земли» [21.
С. 31].
В буддийской культуре символом Будды может быть цветок
Лотоса. Согласно легенде, как только принц Сидхартха Гаута"
ма, получивший впоследствии имя Будды (последнего земного
будды), сделал первые шаги, в каждом из следов расцвел пре"
красный цветок лотоса. Лошадь, бык, лев и слон–воплощение
будды в других жизнях. В буддизме имя будда (на санскрите
просветленный) трактуется двояко: либо «человек, достигший
предельного совершенства в духовном развитии», либо «антро"
поморфный», т.е. человекоподобный, символ, воплощающий
идеал предельного совершенства в духовном развитии. Соглас"
но канонам, в изображении Будды присутствуют32 обязатель"
ных и 80 вторичных признаков"символов: пучок из волос на го"
лове – ушниша – символ его мудрости; положение руки на
уровне груди–символ бесстрашия и т.д. Буддой становится че"
ловек, который, обладая чистым возвышенным прямым умом,
некорыстным и свободным от помех, достиг состояния нирва"
ны – состояния свободы, покоя, блаженства, полного раство"
рения в природе. Индийский мудрец Нагасена сравнивает
нирвану с океаном. По буддийским учениям, состояния нир"
ваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение
возможно только после смерти. Достигнув состояния «нирва"
ны» и в результате этого став буддой, существо должно возло"
60 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры
жить на себя обязанности проповедника дхармы – закона, мо"
рального порядка, совокупности добродетелей.
В буддизме господствует концепция терпимости, распро"
страняемой на нравственную и эмоциональную сферы челове"
ческого бытия, и поэтому отсутствуют понятия ответственно"
сти и вины. Если в Европе развивать личность – значит прив"
носить в нее новое, записывать на чистом листе (tabula rasa)
прожитое, то в Индии надо проводить обратный процесс –
стирание, освобождение от мирских наслоений. Это связано с
идеей кармы – суммы совершенных деяний, влияющей на ха"
рактер настоящего и последующего состояний. Можно ска"
зать, что карма – закон нравственной оценки за совершенное.
Если человек делает добро, то жизнь его пройдет счастливо; ес"
ли совершает зло, то его жизнь кончается несчастливо. Поня"
тие кармы связано с понятием сансары – беспрерывного пере"
рождения. В буддизме важное значение придается медитации
(от лат. meditation – размышление) – умственного действия,
характеризующегося особой углубленной сосредоточенностью
и в то же время: расслабленностью, некоторой отрешенностью
и приподнятостью.
Творческое задание. Попытайтесь проанализировать распростра"
ненное в буддизме мнение, что мысль – «убийца жизни».
В буддизме существуют такие божественные персонажи,
как Брахма – бог, создатель Вселенной, творец мира, Вишна –
всеобъемлющее, всепроникающее божество, сохраняющее
созданный мир, и Шива – высшее существо, олицетворяющее
созидательные и разрушительныесилы. Их объединение пред"
ставляет собой тройственный образ – тримурти и имеет само"
стоятельное значение. Если христианство ставит в центр миро"
здания божественную личность – Логос, буддизм не видит в
центре мира ни человека, ни богов, всем правят безличная сила
и ее законы.
Первый период в развитии древнеиндийской культуры –
ведический (1500–600 гг. до н.э.), который свое название полу"
чил от Вед – священных текстов ариев. Веды – Ригведа, Яд"
журведа, Самаведа, Атхарваведа – древнеиндийская философ"
ско"религиозная литература конца II и начала I тысячелетия до
3.2. Религиозные истоки культуры 61
н.э. Центральное место принадлежит Ригведе – сборнику гим"
нов и ритуалов, текстов морально"этического и исторического
характера, обсуждений вопросов космологии и теологии, идей
перерождения души, кармы. Например, здесь утверждается:
пока люди думают о путях материального счастья, они не будут
думать о необходимости духовного преобразования самих се"
бя; цель жизни в том, чтобы, не примиряясь с бренным миром,
бороться за вечное счастье; прогресс заключается в продвиже"
нии по пути духовного самосовершенствования, а не в стрем"
лении к цивилизационной одномерности и т.д. Веды накла"
дывают существенный отпечаток на содержание духовности,
менталитет, традиции, художественные вкусы и образы, т.е. на
весь культурный комплекс ценностей приверженцев этой ре"
лигии.
В исламе главной особенностью духовной традиции вы"
ступает принципиальная неразделенность религиозного и
светского, сакрального и земного. Ислам формировался как
идеология религиозно"политической организации арабских
племен, вынужденных отстаивать свои экономические и тер"
риториальные интересы, поэтому в исламе сразу сформирова"
лись жесткие представлении о власти и политической органи"
зации общины. Ислам – это преданность Богу. Это не только
вера, но образ жизни. Исповедующий ислам называется му"
сульманином, что означает «тот, кто отдал себя Богу».
Главная священная книга мусульман – Коран – сборник
пророческих откровений, полученных пророком Мухаммедом
в Мекке и Медине от Бога через посредство ангела или духа.
Ближайшие сподвижники Мухаммеда записывалидля себя от"
дельные отрывки на пальмовых черенках, верблюжьих лопат"
ках, пергаменте, но в целом Коран из поколения в поколение
передавался по памяти. В исламе арабский подлинник Корана
(рубеж VII–VIII вв.) признается всеми мусульманами как
единственный текст священной книги в отличие от древнеев"
рейского оригинала Ветхого Завета, который был переведен на
греческий 7–10 толковниками, а в IХ в. и на славянский с гре"
ческого святыми Кириллом и Мефодием Первая сура Корана
Аль"Фатиха («Открывающая книга») содержит основные дог"
маты ислама, согласно которым Аллах сотворил человека по"
сле ангелов и джиннов, но именно ему он дал право назвать
62 Глава 3. Аксиологические аспекты культуры
«твари» земные. Культ Аллаха логично переходит в идею пре"
допределения человеческих поступков. Аллах все знает и на"
правляет правоверных в их жизни, весь мир устроен волей все"
могущего, милостивого, милосердного Аллаха.
Исламская культура богата философскими и художествен"
ными традициями. Так, главной целью правоверного является
постижение замысла Господа, что способствовало развитию
арабской философии (фалсафа). Существовала и традиция су"
физма – мистико"аскетического учения, в котором целью че"
ловеческой жизни провозглашались полное растворение в бо"
жестве, а также созерцание и изощренная чувственность со
своим символическим стилем. Суфизм представлен такими
именами, как Фараби, Ибн"Сина, Ибн"Рушд, а также автором
эпоса «Шах"Намэ» А. Фирдоуси. Омара Хайяма также причис"
ляли к представителям «просвещенного суфизма».
Творческое задание. Поразмышляйте над основным смыслом рубаи
(четверостишья) Хайяма: «Я в этот мир пришел – богаче стал ли
он?/Уйду,–великий ли потерпит он урон?/О, если б кто"нибудь мне
объяснил, зачем я/Из праха вызванный, вновь стать им обречен».
Дошедший до нас Коран представляет собой рифмованную
прозу и состоит из 114 сур (глав), каждая сура – из аятов (сти"
хов), в которых собраны воедино божественные откровения
Мухаммеда. В сурах Корана повествуют о Боге, пророках и бо"
жественных откровениях, об истории древних народов, о при"
родных явлениях и сотворении мира. Важной частью Корана
являются указания по созданию мусульманскойобщины.
Запрет на изображение человека и других живых существ в
изобразительном искусстве в исламе проявился широко рас"
пространенных шамаилах – настенных картинах с изречения"
ми из Корана, украшенных изображениями трав и цветов; ис"
кусстве каллиграфии; «ковровости» (цветистости), «Орнамен"
талистика» с растительной вязью становится ведущей в
исламском искусстве. До сих пор в мусульманских странах
принято украшать вазы, картины, ювелирные изделия и стены
арабскими письменами и орнаментами.
В мусульманской архитектуре купол мечети – символ бо"
жественной красоты, башня минарета – символ божественно"
3.2. Религиозные истоки культуры 63
го величия, письмена на стенах мечети – символ божественно"
го имени Аллаха.
Творческое задание. Опишите художественные традиции ислам"
ского мира.
Многие выдающиеся художники оставили человечеству за"
мечательные произведения – памятники религиозной культу"
ры: Ван Дейк («Распятие Святого Петра»), Рембрандт («Святое
семейство», «Снятие с креста»), П. Рубенс («Страшный суд»),
А. Дюрер («Мария с младенцем», «Четыре апостола»), А.А. Ива"
нов («Явление Христа народу»), И.Н. Крамской («Христос в
пустыне») и др.
Религия оказала огромное влияние на развитие музыки.
Большой вклад в создание церковной музыки внесли компози"
торы венской классической школы: мессы Ф. Гайдна, «Рекви"
ем» В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. Бетховена; огро"
мен вклад в музыкальное церковное искусство И.С. Баха,
И. Стравинского, создавшего «Мессу», Ф. Шуберта, Р. Шума"
на, Г. Берлиоза.
С развитием культур изменяются и религии с их культами и
духовными ценностями. Формы выражения религиозной жиз"
ни разнообразны. Однако представители исторически сложив"
шихся культур, проживающие на одной территории, должны
проявлять терпимость по отношению друг к другу, несмотря на
различные представления о вере.
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 800 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!