Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«культура»
Культурология как наука ХХ в. соединяет су"
ществующее многообразие представлений о культуре, опира"
ясь на определенную традицию. Основные исторические эта"
пы этой традиции (исторического развития представлений о
культуре и ее понимания) для европейской культурологи сле"
дующие: античность, Средние века, Возрождение, Новое и
Новейшее время. Проследим эволюцию понятия «культура» в
истории человечества.
Культура (лат. cultura) – первоначально обработка и уход за
землей. Римский государственный деятель и писатель Марк
Катон написал трактат о земледелии, название которого по"ла"
тыни звучало примерно так: агрикультура. Он посвящен имен"
но уходу за участком земли. В трактате рассматривается особое
душевное отношение к ней, не только способ обработки земли,
но и почитание, поклонение.
Со временем словом «культура» стали обозначать весь ком"
плекс традиций и жизненный уклад людей. Но затем и этот
смысл стал меняться. Марк Тулий Цицерон (45 г. до н.э.) гово"
рил об улучшении, облагороживании телесных и душевно"ду"
ховных склонностей и способностей человека; можно сказать,
что речь шла о «возделывании» человеческого ума. В его сочи"
нении «Тускуланские беседы» читаем: «…как плодородное по"
ле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделыва"
ние души это и есть философия: она выпалывает в душе поро"
1.3. Происхождение и эволюция понятия «культура» 21
ки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей сеять,
таксказать, только те семена, которые, вызрев, приносят
обильнейший урожай» [72. С. 252]. У римлян культура – лич"
ная доблесть, совершенство.
В Древней Греции культура означала воспитанность, обра"
зованность, просвещенность (пайдейея). Пайдейя, по Плато"
ну, означает руководство к изменению всего человека в его су"
ществе.
В эпоху Возрождения главное для культуры – соответствие
гуманистическому идеалу человека. Идеал эпохи Просвеще"
ния – культура познания. Впервые как самостоятельное поня"
тие «культура» появилось в работе «О праве естественном» не"
мецкого философа"просветителя и юриста второй половины
XVII в. С. Пуфендорфа. Термин «культура» в современном зна"
чении вошел в обиход европейской научной мысли со второй
половины XVIII в. В немецкой классической философии сущ"
ность культуры, согласно И. Канту, находится в моральной
сфере. Ф. Шиллер видел культуру в сфере эстетического и фи"
лософского сознания. Первую попытку сформулировать опре"
деление культуры предпринял английский этнограф, исследо"
ватель первобытной культуры Э.Б. Тайлор в работе «Перво"
бытная культура» (1871): культура – сложное целое,
слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственно"
сти, законов, обычаев и некоторых других способностей и при"
вычек, усвоенных человеком как членом общества» [53. С. 18].
Культура в трудах Н.К. Рериха определяется как «красота во
всем творческом величии, утверждении добра, переоценка
ценностей для нахождения истинных сокровищ человечества»
[49. С. 27]. Н. Бердяев, один из самых известных русских рели"
гиозных философов, связывал культуру с культом предков,
преданием и традицией. Знаменитый австрийский психоана"
литик З. Фрейд в работе «Неудовлетворенность культурой» пи"
сал, что «культура обозначает всю сумму достижений и учреж"
дений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков и
служащих двум целям–защите людей от природы и урегулиро"
ванию отношений между людьми» [71. С. 34]. Первое серьез"
ное обобщение определений культуры дали американские ан"
тропологи А. Кребер и К. Клакхон в работе «Культура. Крити"
22 Глава 1. Предмет культурологи
ческий обзор концепций и дефиниций». Они выделяют
следующие основные типы определений культуры [23. C. 75]:
_ описательные, которыеперечисляют все то, что охватывает по"
нятие культуры;
_ исторические, акцентирующие внимание на процессы соци"
ального наследования, традиции;
_ нормативные, подчеркивающие роль ценностей и норм;
_ психологические, которые делают акцент на процессы их адап"
тации к среде;
_ структурные, акцентирующие внимание на структуре культур.
В Философском энциклопедическом словаре приводится
следующее определение: «В широком смысле культура есть со"
вокупность проявлений жизни, достижений и творчества на"
рода или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки
зрения содержания, включает различные области: нравы и
обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений,
постановку воспитания, общественно"политическое устрой"
ство, науку, искусство, религию, все формы проявления объ"
ективного духа данного народа».
Эксперты ЮНЕСКО насчитывают около 600 определений
культуры.Помнениюнекоторых современных исследователей
культуры, в мировой литературе свыше 1500 определений. Раз"
нообразие точек зрения на культуру свидетельствует о много"
аспектности и сложности этого понятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучает культурология?
2. Почему именно в ХХ в. исследования в области культурологии стано"
вятся актуальными?
3. Какое место занимает культурология в системе профессионального
образования?
4. Какие науки заложили фундамент культурологии?
5. Почему культуру часто определяют как «вторую природу»?
6. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?
7. В чем различие аксиологического и деятельностного подходов к изу"
чению культуры?
8. Сравните процессы социализации и инкультурации. Определите их
сходство и различие.
Контрольные вопросы 23
9. Определите значение фундаментальной и прикладной культуроло"
гии. В чем их цели и задачи?
10. Какие функции выполняет культура?
11. Чем вызвано многообразие в определениях культуры?
12. Дайте определение субкультуры?
13. Какие молодежные субкультуры представлены в вашем городе?
14. Определите основные характеристики массовой культуры?
15. В чем отличие массовой культуры от элитарной?
16. Какими чертами характеризуется национальная культура?
Глава 1. Предмет культурологи
2 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!