Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Подходы к изучению культурологии



Цель культурологии может быть определена как

познание и постижение фундаментальных (сущностных) ос"

нов культуры и изучение всех ее явлений и свойств, разработка

категориального аппарата и методологии исследования.

В процессе изучения культурологии следует решить сле"

дующие задачи:

_ понять принципы методологии науки о культуре, методах ис"

следования;

_ выяснить способы функционирования и развития культуры,

овладеть ее категориальным аппаратом;

_ усвоить нормативный подход к пониманию сущности культуры;

_ понять формы трансляции социального опыта путем освоения

культурных ценностей;

_ осознать единство и многообразие культур, преемственность и

инновации;

_ получить представление о знаковой и символической системах

в культуре;

_ научиться предвидеть социально"экономические, экологиче"

ские и нравственные последствия профессиональной деятель"

ности;

_ развитиь интерес к творческой деятельности, потребности в

непрерывном самообразовании, формировании позитивной

личной позиции.

Цель и задачи реализуются спомощьютаких подходов, как:

_ деятельностный, подчеркивающий важную роль различных

свойств творческой и преобразовательной человеческой дея"

тельности. Этот подход отличает одну культуру от другой, отве"

чает на вопрос: как, каким образом осуществляется та или иная

жизнедеятельность культуры.Сразными видами деятельности

людей, различными сторонами их жизни соотносятся понятия

«политическая культура», «физическая культура», «правовая

культура», «моральная культура», «культура бизнеса», «деловая

культура»;

_ аксиологический (ценностный), представляющий культуру как

совокупность материальных и духовных ценностей, правил,

норм поведения людей. Этот подход дает представление о том,

12 Глава 1. Предмет культурологи

для чего, ради каких целей и идеалов существует та или иная

культура.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет

разнообразие ее функций в жизни общества. В функциональ"

ном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаи"

мосвязанная система, в которой изменение одних элементов

влечет за собой изменение других, поэтому выделение каждой

функции условно. Эти функции имеет любая культура, поэто"

му их можно считать универсальными, но в каждой культуре

доминирует та или иная функция.

Гуманистическая функция наиболее приоритетная, так как

она ориентируется на человека. Исторически культуру связы"

вает с гуманизмом. Ни достижения техники, ни научные от"

крытия сами по себе не определяют уровня культуры общества,

если в нем нет человечности. Цель культуры как сущностного

признака человеческой личности заключается в ее многосто"

роннем самосовершенствовании, ибо именно благодаря куль"

туре личности сегодня может коренным образом измениться

человек, его духовный мир. Таким образом, критерием культу"

ры является гуманизация общества. Все остальные функции

так или иначе связаны с гуманитарной, вытекают из нее.

Ценностная, или аксиологическая (от древнегр. axia – цен"

ность), функция отражает важнейшее качественное состояние

культуры. Культура как система ценностей формирует у чело"

века вполне определенные ценностные потребности и ориен"

тации. Обычно по их уровню и качеству люди судят о степени

культурности того или иного человека, ориентируясь на нрав"

ственное и интеллектуальное содержание. Зрелость культуры

во многом определяется мерой освоения культурных ценно"

стей прошлого.

Информационная функция осуществляет передачу социаль"

ного опыта, поэтому ее нередко называют функцией историче"

ской преемственности. Культура выступает единственным ме"

ханизмом передачи социального опыта от поколения к поколе"

нию, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, и не случайно

культуру считают социальной памятью человечества.

Познавательная (гносеологическая) функция, тесно связан"

ная с информационной, состоит в том, что культура, концен"

трирующая лучший социальный опыт множества поколений,

2.1. Подходы к изучению культурологии 13

приобретает способность накапливать богатейшие знания о

мире и тем самым создавать благоприятные возможности для

его познания и освоения.

Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие

между субъектами культуры, их общение на основе общих зна

чений, закрепленных в языке, изобразительных средствах, а

также передачу (трансляцию) традиций, культурного опыта из

поколения в поколение, диалог культур.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана

прежде всего с определением (регулированием) различных

сторон, видов общественной и личной деятельности людей и

опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или символическая (от греч. semeion – уче"

ние о знаках), функция – важнейшая в системе культуры. Не"

возможно овладеть достижениями культуры без изучения со"

ответствующих знаковых систем. Так, язык (устный или пись"

менный) – средство общения людей, литературный язык –

важнейшее средство овладения национальной культурой. Спе"

цифические языки нужны для познания особого мира музыки,

живописи, театра. Это функция превращения реальных явле"

ний и предметов культуры в ее символы, в условный знак.

В культуре различные элементы могут нести символическое

значение, как, например, строгая символика цвета в византий"

ской религиозной культуре и т.д.

Для развития и освоения культуры человеком важны такие

культурные процессы, как социализация и инкультурация.

Социализация – усвоение человеком системы ценностей,

социальных норм и образцов поведения, необходимых для ста"

новления личности, обретения человеком социального по"

ложения в данном обществе. Социализация дает человеку

возможность взаимодействовать с другими людьми, а также

способствует передаче опыта от поколения к поколению. Об"

разование, воспитание – это не что иное, как овладение куль"

турой, что означает приобщение человека к социуму.

Инкультурация – процесс включения личности в область

культуры. Термин «инкультурация» в свое время ввел Мелвил

Херсковиц, изложивший свои взгляды в программных иссле"

дованиях «Аккультурация» (1942), «Человек и его творения»

(1948), «Культурная антропология» (1952). Культура рассмат"

14 Глава 1. Предмет культурологи

ривалась ученым как созданная человеком среда обита"

ния. Такое понимание культуры он привлекал при объяснении

процессов ее происхождения и эволюции на ранних стадиях

развития. Затем Херсковиц рассматривал культуру как психо"

логическую реальность.Вкаждой культуре ученый видел непо"

вторимо уникальную модель, определяемую постоянной тра"

дицией, которая проявляется в присущих каждому народу спе"

цифических системах ценностей. Херсковиц указывал на

неразрывную связь культуры и человека, выявляя их взаимо"

обусловленность на основе детерминаций между поведением

индивида, особенностями его мышления как члена общества.

Помимо поведенческих, социальных аспектов культуры уче"

ный выделял ее ценностно"смысловые структуры, принимая

во внимание относительную самостоятельность, независи"

мость от человека культуры как ценностно"символической

среды. Следуя американской антропологической традиции,

Херсковиц отделял понятие «культура» от понятия «общест"

во». Инкультурация означает обучение человека традициям и

нормам поведения в конкретной культуре, ибо ценности куль"

туры влияют на конкретную индивидуальность человека, его

характер, психический склад, темперамент, что можно опреде"

лить таким понятием как «менталитет». Культура в каждой

стране специфична, к ней трудно адаптироваться, полноценно

включиться и привыкнуть тогда как социальная структура в

разных странах имеет общие черты. Инкультурация–длитель"

ное и постепенное освоение человеком способов и норм, прак"

тических рекомендаций в повседневной жизни.

Например, взрослый эмигрант, выехавший из России в

США, достаточно быстро усваивает социальные законы жиз"

ни, но гораздо труднее усваивает чужие культурные нормы и

обычаи. Русский физик, программист или инженер, имея вы"

сокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое

время усваивает права и обязанности, соответствующие его

новой должности, справляется с профессиональными обязан"

ностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чу"

жой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и

через многие годы.

Культура – сложная система, вбирающая и отражающая

противоречия всего мира.Онипроявляются в первую очередь в

2.1. Подходы к изучению культурологии 15

противоречии между социализацией и индивидуализацией

личности: с одной стороны, человек неизбежно социализиру"

ется, усваиваянормы общества, а с другой – стремится сохра"

нить индивидуальность своей личности.

Любая культура многогранна и многолика, ее содержание

облечено в разные формы.

Морфология культуры – раздел культурологии, предметом

которой является изучение типичных форм культуры и кото"

рый характеризует ее внутреннее «строение» как целостность.

Структура культуры может быть представлена единством

духовной и материальной культур. Смысл и назначение пред"

мета – вот критерий различения материальной культуры и ду"

ховной. Предметы культуры могут принадлежать одновремен"

но и материальной культуре, и духовной, в процессе существо"

вания менять свое главное назначение. Сложность различения

материальной и духовной культуры состоит в том, что боль"

шинство окружающих нас вещей исполняет множество раз"

личных функций. Как правило, они одновременно приносят

пользу и радуют глаз. Поэтому важно выделить главное пред"

назначение предмета в нашей индивидуальной жизни и жизни

всего человечества. Например, по мебели и одежде, которые

стали музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы

определенной эпохи. Будучи выставленными в музее, эти вещи

служат удовлетворению познавательного интереса, что состав"

ляет важную сторону духовной культуры.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей

в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным

наполнением. Традиционно в качестве объектов материальной

культуры культурологи выделяют орудия труда, средства про"

изводства, одежду, быт, жилище – все то, что получило назва"

ние искусственной среды обитания человечества и является

процессом и результатом материальной деятельности челове"

ка. Человеку свойственно украшать свой быт, поэтому предме"

ты материальной культуры в большинстве случаев эстетически

оформлены, не только помогают существовать нашему орга"

низму, но и радуют душу. Это значит, что в произведениях че"

ловека всегда присутствует и духовная сторона.

Духовная культура выступает как деятельность, направлен"

ная на духовное развитие человека и общества, на создание

16 Глава 1. Предмет культурологи

идей, знаний, духовных ценностей.Она фиксирует в этом про"

цессе творческую ее сторону, новации, достижения, выступает

многослойным образованием, включая в себя философскую,

нравственную, художественную, правовую и религиозную

культуру, и формирует всеобщие способности – средоточие

человеческой души.

Материальная и духовная культуры взаимосвязаны, они

воздействуют друг на друга, не могут существовать в отрыве од"

на от другой.

Культура–это целостная система со своими подсистемами–

субкультурами. Часть сложного слова s ub по"латыни – «под», т.е.

по смыслу содержит оттенок подчиненности, второстепенно"

сти. Образование субкультур может выражать общественную

потребность в дифференциации духовной жизни. Субкульту"

ры отличаются от доминирующей и нормативной культуры не"

которыми культурными признаками – обычаями, нормами,

ценностными ориентациями, стилем поведения. Основания,

по которым возникают субкультуры, чрезвычайно многооб"

разны – возрастные, профессиональные, досуговые, террито"

риальные, этнические и др.

Так, молодежная субкультура рождается и существует в свя"

зи с определенными потребностями молодых людей социали"

зироваться и при этом активно заявить о себе. Принято счи"

тать, что молодежные субкультуры современного типа возник"

ли в середине ХХ в. в Великобритании. Первой молодежной

субкультурой называют «тедди"бойз», которая исчезла в 1964 г.

Главной культурной нишей этой субкультуры стал американ"

ский рок"н"ролл. Феномен молодежных субкультур связан со

стремлением молодых людей найти единомышленников и

преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в

коллективной форме, ощутить поддержку других, себе подоб"

ных. В молодежной субкультуре происходит слияние границ

между игрой и деятельностью. Эстетическая игра в молодеж"

ной среде становится способом самовыражения членов суб"

культурных групп. Такие субкультуры не знают националь"

ных границ и распространяются по странам, регионам и кон"

тинентам.

Культуру также подразделяют по ее носителю. Х. Ортега"

и"Гассет в работе «Восстание масс» утверждает, что «герои ис"

2.1. Подходы к изучению культурологии 17

чезли, остался хор». Метафорически философ подчеркивает

потерю индивидуальности в ХХ в. Для него хор тождествен

массе. Ортега"и"Гассет указывает, что в социуме возник новый

феномен – человек массы. Д. Белл утверждал, что особенно"

стью современного общества является возникновение массо"

вого производства и потребления, в котором понятие «массы»

играет ключевую роль. Массы, по Д. Беллу,–это толпа, в кото"

рой отсутствует индивидуальность, но присутствует унифици"

рованность. Нидерландский ученый, теоретик культуры Й.

Хейзинга в работе «В тени завтрашнего дня» критикует массо"

вую культуру, показывает ее отличие от элитарной.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок) – понятие,

которое в культурологии связывается с такими социальными

группами, которым свойствен «усредненный» уровень духов"

ных потребностей.

Первыми историческими формами массовой культуры бы"

ли праздничные ритуалы и обряды язычников. В античности

эти формы приобрели статус общенародных праздников –

дионисий. Великие дионисии входили в круг праздников,

справлявшихся в честь Диониса–греческого бога вина и вино"

делия. Праздники как были, так и остаются одной из форм объ"

единения коллектива. Вместе с тем отчетливо и ярко проявля"

лось агональное (соревновательное) начало, относящееся к

наиболее типичным чертам греческой культуры. Соревнова"

лись не только атлеты, но и музыканты, трагики, авторы коме"

дий, организаторы хоров и др. В Афинах эпохи классики со

временем возрастает роль спортивно"зрелищных состязаний–

олимпийских игр, гладиаторских боев, театральных представ"

лений, которые отделились от собственно религиозных цере"

моний и сыграли огромную роль в общественной жизни, вос"

питании, литературе, культуре в целом. Из этих древнейших

корней в Средневековье выросла карнавальная культура, кото"

рая существует и сегодня (Венецианский карнавал, карнавал в

Рио"де"Жанейро).

Важной вехой в развитии массовой культуры является

1870 г., когда в Великобритании был принят закон об обяза"

тельной всеобщей грамотности. Вторая веха – 1895 г., когда

был изобретен кинематограф, не требующий даже элементар"

ной грамотности для восприятия информации в картинах.

18 Глава 1. Предмет культурологи

Третья веха – появление легкоймузыки, магнитофона и теле"

визора, которые усилили позиции массовой культуры. Итак,

массовая культура порождается объективными процессами

модернизации общества, выполняет функции инструмента

обеспечения первичной социализации с характерными для нее

чертами урбанизации и всеобщего образования.

Современный человек, даже будучи очень образованным,

остается узким специалистом в одной области, и уровень его

специализации из века в век повышается. В остальных облас"

тях ему требуются учителя, комментаторы, журналисты, рек"

ламные агенты, ведущие его по безбрежному морю информа"

ции о товарах, услугах, политических событиях, художествен"

ных инновациях и т.п.

Важными характеристиками массовой культуры являются

ее демократичность, популярность, доступность, открытость,

понятность, предельная простота и узнаваемости. Массовая

культура выполняла и выполняет функции развлечения, укра"

шения жизни, снятия нервно"психологического напряжения,

обладает практически неограниченными возможностями ма"

нипуляций. Современная массовая культура принимает новые

формы под активным воздействием средств массовых комму"

никаций. Вследствие широкой доступности информационных

каналов радио и телевидения, А в последнее время и Интерне"

та, который становится глобальным средством распростране"

ния продуктов культуры, возрастает опасность распростране"

ния потребительского отношения к культуре, засилья в ней по"

средственности. Но нельзя считать, что массовое искусство

имеет лишь отрицательное содержание и лишено возможности

быть высокопрофессиональным, выражать духовные ценно"

сти. Массовая культура взаимообусловлена, взаимосвязана и

нерасторжима с элитарной культурой, выступающей в качест"

ве культурологической оппозиции массовой культуре, стремя"

щейся сохранить в культуре творческое начало.

Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное,

отборное) – понятие, которое характеризует культуру, ориен"

тированную на особую группу людей (элиту), передовую, наи"

более одаренную часть общества, обладающую особой воспри"

имчивостью к новому в искусстве, науке, философии. Впервые

понятие «элитарная культура» встречается у А. Тойнби, Х. Ор"

2.1. Подходы к изучению культурологии 19

теги"и"Гассета, М. Вебера. Тойнби считает элитой творческое

меньшинство общества в противоположность нетворческому

большинству. Ортега"и"Гассет к элите относит тех, кто пользу"

ется в обществе высоким статусом, обладает интеллектуаль"

ным или моральным превосходством над массой, наивысшим

чувством ответственности. Элитарное и массовое в культуре –

две стороны одной медали, они существуют в общественной

жизни в единстве и не должны противопоставляться друг дру"

гу, здесь также важно осознавать условность и подвижность

этого различения. Позитивные и негативные оценки в равной

степени возможны по отношению к той и другой культуре. Об"

щество не может ограничиться только элитарной культурой

потому, что оно разнородно; люди, как социальные существа

выполняют одновременно множество ролей и жизнь их дина"

мична.

Национальная культура – культура того или иного этноса –

отличается традиционностью и коллективностью, продукт

жизнедеятельности нации и форма ее самосознания. Нацио"

нальная культура имеет глубокие исторические корни и мало

подвергается изменениям, характеризуется единством терри"

тории, государственностью, общностью экономической жиз"

ни. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и

оригинальность проявляются как в духовной сфере жизни и

деятельности (язык, литература, музыка, живопись, религия),

так и в материальной (особенности экономического уклада,

ведения хозяйства).

Мировая культура является синтезом лучших достижений

национальных культур различных народов. Сосуществование,

взаимодействие и взаимопроникновение национальных куль"

тур – предпосылка их общечеловеческой значимости. В совре"

менной мировой культуре происходят процессы националь"

но"политической дифференциации и интеграции. Задача

культурного человека – не допускать растворения националь"

ной культуры в общемировой, подмены национальных куль"

турных ценностей некими «общечеловеческими», ибо послед"

ние так или иначе присутствуют в любых национальных куль"

турах. Цели сотрудничества в сфере культуры заключаются во

взаимном обогащении и укреплении дружбы между народами

и взаимном понимании их образа жизни. Как указывается в

20 Глава 1. Предмет культурологи

декларациях ООН и ЮНЕСКО, следует уважать и сохранять

самобытность всех культур, так как каждая из них обладают не"

оспоримыми достоинствами и ценностью, являясь частью об"

щего достояния человечества. Несомненно, что усиление раз"

нообразия культур, тенденции к самоопределению на основе

не только политических факторов, но и культурной общно"

сти – объективная закономерность нашего времени, обуслов"

ленная вовлечением широких масс в активную деятельность, и

духовная культура – естественная сфера их самовыражения.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...