Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианство



Христианство, подобно Буддизму, покинув свою родину, также распространилось во все стороны и соединило многие народы в христианские церкви.

Христианство (от греч. Χριστός – «пома́занник», «месси́я») – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета – это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство возникло в I в. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии Христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 г.

Евангелие (от греч. εΰαγγέλιον (euaggelion) – «благая весть», благовествование – Священная Книга Христиан, в которой излагается «добрая весть» о божественной природе Иисуса Христа, явившегося для спасения человечества, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Состав книг Священного Писания (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV в.

В Новом Завете[43] всего находятся 27 священных книг: четыре евангелия, книга Деяний Апостольских, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Апокалипсис ап. Иоанна Богослова.

По содержанию своему священные книги Нового Завета разделяются на 3 разряда:

1. Исторические книги – это четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и книга Деяний Апостольских. Они дают нам историческое изображение жизни Иисуса Христа (евангелия) и историческое изображение жизни и деятельности апостолов, распространявших Церковь Христову по миру (книга Деяний Апостольских).

2. Учительные книги – это послания апостольские, представляющие собою письма, написанные апостолами к разным церквам. В этих письмах апостолы разъясняют различные недоумения относительно христианской веры и жизни, возникавшие в церквах, обличают читателей посланий за разные допускаемые ими беспорядки, убеждают их твердо стоять в преданной им христианской веpе и разоблачают лжеучителей, смущавших покой первенствующей Церкви. Словом, апостолы выступают в своих посланиях как учителя порученного на их попечение стада Христова, будучи притом часто и основателями тех церквей, к которым они обращаются. Последнее имеет место по отношению почти ко всем посланиям ап. Павла.

3. Пророческая книга в Новом Завете только одна: это Апокалипсис ап. Иоанна Богослова. Здесь содержатся различные видения и откровения, каких удостоился этот апостол и в которых предызображена будущая судьба Церкви Христовой до ее прославления, т.е. до открытия на земле царства славы.

Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока.

Христианство – крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община[44].

По различным оценкам[45]: в Европе – от 400 до 550 млн; Латинской Америке – около 380 млн; Северной Америке – 180 – 250 млн (США – 160-225 млн, Канада – 25 млн; Азии – около 300 млн; Африке – 300 – 400 млн; Австралии – 14 млн.

Ветви Христианства

В наши дни в Христианстве существуют следующие основные направления:

- католицизм (около 1,15 млрд);

- православие (от 240 до 300 млн);

- протестантизм (около 426 млн).

Христианство морально насыщеноидеей Бога. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый. Лаконичная формула «Бог есть любовь» особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии. Религиозная мораль побуждает к милосердию и доброжелательности как естественному, добровольному и бескорыстному устремлению души. К совершению добра побуждает и любовь. Самым ценным в человеке объявляется его причастность к Богу, вера в Бога и любовь к нему, что и почитается в Христианстве «первой и наибольшей заповедью». Христианство на протяжении веков под греховной «плотью» подразумевало тело человека и его органические потребности. Религиозно-философское обоснование приоритета духа перед телом накладывает глубокий отпечаток на всю христианскую аксиологию. «Любовь к ближнему» провозглашается в качестве главнейшей религиозно-нравственной заповеди, уступающей лишь заповеди любви к богу. Долг и совесть основы главной ценности в сфере личных взаимоотношений людей. Религиозное понимание этих категорий накладывает своеобразный отпечаток на такие свойства личности, как способность к любви, состраданию, сочувствию, готовность помочь в беде и другие проявления гуманности. Христиане считают свою религию воплощением человеколюбия.

Ислам

Ислам – монотеистическая мировая религия. В шариатской терминологии это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев Ислама называют мусульманами. В окончательном виде Ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII в.

Коран – священная книга Мусульман, состоящая из 114 сур (глав) (в шиитском Коране 115 сур) и около 6600 аятов (стихов). Слово «коран» означает «чтение вслух», «назидание», «чтение». Только впоследствии это слово стало обозначать книгу, в которой записано Божественное откровение. Согласно учению Ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех Мусульман.

Ислам является второй по численности религией в мире (после Христианства). Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, от 1,2 до 1,5 млрд человек [46]. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи Ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах Ислам признан государственной или официальной религией. Только 18% мусульман живут в арабских странах.

Течения в исламе

Сунниты (от араб. сунна – обычай) считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али – а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника: сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Численность суннитов примерно 85% мусульман.

Шииты (от араб. ши‘а – партия) – вторая по величине ветвь ислама (приблизительно 15%). После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которая считала, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата).

Шииты традиционно делятся на две большие группы:

- умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты);

- крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.).

В исламе моральное начало пронизывает идею единого Бога – Аллаха, творца и владыки мира, всесильного и мудрого существа. Бог – воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Упование на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату – своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений. Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Аллах является абсолютным совершенством. Характеризуя это его качество, теологи приводят девяносто девять имен бога, о которых говорится в Коране и теологических разработках. Отсюда и выводится учение об абсолютной истинности, вечности и неизменности исламской морали. Следование этой морали и вера в Аллаха, с точки зрения мусульман, обеспечивает высшее нравственное совершенство личности. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением – это служение Богу. Всё остальное является второстепенным.

Атеизм

Необходимо остановиться на рассмотрении атеизма как достаточно распространённого явления, имеющего весомое число последователей по всему миру (20%) и не ассоциирующегося с какой-либо национальной или государственной общностью. Потому считаем, что с некоторой долей условности атеизм можно назвать мировой а-религией, основной идеей которой является вера в то, что бога нет.

Атеизм (франц. atheisme, от греч. а – отрицательная частица и theos – бог; буквально – безбожие) – отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил, и связанное с этим отрицание религии. С точки зрения З.А. Тажуризиной[47], для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. С этим связано непризнание бытия мира сверхъестественного (богов или бога) в силу отсутствия эмпирических свидетельств их существования.

Рис. 3. Карта распространения атеизма по миру

Единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам, нет, так как существует различная степень отрицания веры, так же как и степень самой веры.

Группу атеистов Е.В. Бобырёва[48] условно (без прямого указания на действие, поведение представителей указанной группы) подразделила на следующие подтипы (табл. 3).

Таблица 3

Условное подразделение атеистов на подгруппы

Сочувствующие атеисты Воинствующие атеисты
не принимая основные каноны религии, они в то же время с пониманием относятся к чувствам верующих, не пытаются переубедить их, не выступают с нападками на систему ценностей и норм верующего человека. активно не приемлют как какую-либо определенную религию, так и религию вообще как веру в божественное сотворение мира; отрицают основные положения веры, учения, что нередко проявляется в прямых словесных нападках, критике, а иногда и непосредственном оскорблении чувств верующего человека.

Подобно градации атеистов по степени неверия возможно подразделить на подгруппы и верующих.

Таблица 4

Условное подразделение верующих на подгруппы

Глубоко верующие Сочувствующие верующие
люди, для которых вера и следование религиозным канонам, соблюдение столпов стало смыслом жизни те, которые принимают учение как таковое, следуют некоторым нормам, не возводя, однако, религию в абсолют

Между классом верующих и неверующих располагается некоторая прослойка, группа адресатов, которых Е. Бобырёва обозначила термином «колеблющиеся» или «сомневающиеся». Будучи знакомы с основными канонами веры, адресаты, входящие в данную группу, не могут или не хотят по определенным причинам определить своего отношения к религии и вере.

Таблица 5

Наглядное представление групп верующих – неверующих

Верующие Сомневающиеся Атеисты
сочувстующие глубоко верующие воинству- ющие сочувству­ ющие
         

Рассматривая полемическую ситуацию противостояния атеистов и верующих, В.Ю. Даренский[49] приводит три наиболее типичных тезиса.

Таблица 6

Наиболее типичные полемические тезисы атеистов и верующих

Атеисты утверждают, Верующие утверждают,
что вера в Бога есть продукт фантазии продуктом фантазии может быть что угодно, но только не вера в Бога, поскольку только один Бог в принципе непредставим и невоображаем, в отличие от любых конечных и тварных вещей
вера в Бога есть результат страха перед непознанными силами природы страх перед природой порождает сначала магию, а потом науку, но вера в Бога имеет совсем иной исток – она рождается не из страха, а из любви к творению (в том числе и к природе). В свою очередь, «страх Божий» есть уже результат веры, а не её причина и имеет всецело положительное значение, т.к. означает появление в человеке высшей формы нравственного сознания – абсолютной ответственности перед своим Творцом за все поступки и результат своей жизни
религия и наука не совместимы, а факты преобладания верующих среди учёных объясняют устойчивостью «пережитков» наука и религия имеют принципиально разные предметы (конечно-материальный и духовно-откровенный соответственно) и поэтому никак не могут «мешать» друг другу в реальной жизненной практике

Вывод. Рассмотрев три мировые религии, а также полемические взгляды атеистов и верующих, считаем, что не следует противопоставлять нравственность верующих и неверующих. Исследования психологов, социологов, этиков свидетельствуют о том, что нет жесткой зависимости между отношением человека к религии и его поведением в обществе. Религия служит дополнительной нравственной опорой для многих, чисто же формальная религиозность не удержит неустойчивую личность от аморальных поступков. Опыт истории нравственности показывает, что необходимы совместные усилия верующих и неверующих в противостоянии несправедливости и злу. Взаимопонимание и единение верующих и неверующих – непременное условие социальной гармонии, нравственного оздоровления общества. Различия в отношении к религии не должны усугублять нравственное отчуждение между людьми. На следующем занятии будут рассмотрены цитаты из Священных писаний, убеждают нас в едином источнике всех Божественных откровений, а также в последовательности их нисхождения из «Единой Матери Книги».

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что является особой формой осознания мира, характеризующейся верой в сверхъестественное и включающей свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединение людей в организации?

2. От какого латинского глагола произошёл термин «религия»?

3. Перечислить и охарактеризовать функции религии.

4. Назвать и дать характеристику видам религий.

5. Дать определение понятию «мировая религия» и перечислить мировые религии.

6. Дать характеристику Буддизму как мировой религии.

7. Дать характеристику Христианству как мировой религии.

8. Дать характеристику Исламу как мировой религии.

Литература

1. Барбур И. Религия и наука: наука и современность / И. Барбур. – М., 2001. – 2-е изд. – 450 с. – URL: http://www.mpda.ru/data/323/627/1234­/Религия%20и%20наука.%20История%20и%20современность.pdf

2. Бобырёва Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики / Е.В. Бобырёва. – Волгоград: Перемена, 2007. – 385 с.

3. Гараджа В.И. Религиоведение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы / В.И. Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1995. –– 2-е изд., доп. – 351 с.

4. Харун Яхья. Коран указывает путь науке / Харун Яхья. – М.: Ансар, 2002. – 181 с.

5. Седанкина Т.Е. Евангелие и Коран: тематико-сопоставительный обзор / Т.Е. Седанкина. – Verlag: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 270 с.

6. Хайрутдинов А.Г. Коран: осмысление продолжается / А.Г. Хайрутдинов. – Казань, 2009. – 92 с.

7. Хайрутдинов А.Г. Неизвестный ислам / А.Г. Хайрутдинов. – Казань, 2007. – Ч. II. Коран, который мы не знаем. – 128 с.

8. Щедровицкий Д.В. Сияющий Коран. Взгляд библииста / Д.В. Щедровицкий. – М.: Оклик, 2005 – 312 с.


ТЕМА 3





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 529 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...