Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные функции религии



Мировоззренческая функция – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. В результате формирования религиозного мировоззрения в сознании верующего создается определенная картина реальности. Анализируя сознание верующего человека, можно констатировать, что нередко, интерпретируя обычные факты действительности в религиозном ключе, верующий в итоге конструирует совершенно иную реальность, которая существует и функционирует как бы параллельно с реальной жизнью и даже нередко пересекается с ней в определенных точках, но, в конечном счете, существует независимо и самостоятельно. Е. Бобырёва[34] заключает, что можно говорить о существовании в обществе двух миров – мира верующих и мира людей, далеких от религии. В сознании каждой из данных групп отражается объективная реальность, но вера, существующая в сознании и душе верующего, является основой особой интерпретации действительности, при которой отдельные факты и события воспринимаются человеком по-особому. То, на что неверующий человек может просто не обращать внимания, является для верующего первостепенно значимым, и наоборот. Одно и то же событие может быть интерпретировано верующими и неверующими совершенно по-разному. Именно поэтому следует говорить об особом мире верующих. В обиходе о таких людях (хотя не только о них) говорят «не от мира сего», применительно к верующим это справедливо в том смысле, что на их образ мышления и жизни накладывают отпечаток религиозные приоритеты и ценности. Здесь нивелируется то, что представляется важным для обычного человека – большая ценность духовного в отличие от материального, полный отказ от материальных благ, сочувственное и внимательное отношение к окружающим людям («не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе»), забота о ближнем, даже в ущерб собственным интересам и т.д. Все это складывается в особую систему мышления, осмысления мира и жизни, присущую верующему человеку.

Компенсаторная (утешительная, психотерапевтическая) – возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Одно и то же событие может рассматриваться верующими и неверующими по-разному: как рок, несчастье, трагедия, которые приходится незаслуженно переживать человеку с точки зрения неверующего, и закономерное, заслуженное наказание за грехи (потенциально имеющиеся у каждого человека, пусть даже не свои, а грехи предшествующих поколений) – в сознании верующего. Причем вера помогает пережить все тяготы и невзгоды более спокойно, поскольку, в конце концов, есть надежда на счастливую вечную жизнь в будущем, после завершения прохождения через все страдания и мучения. Таким образом, при существовании одного и того же реального мира существует два мира внутренних ощущений – верующего и неверующего, которые позволяют по-разному взглянуть и оценить один и тот же факт действительности.

Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с Богом, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется в том числе и в обрядовой деятельности. В отличие от других видов коммуникации, конститутивными участниками религиозного взаимодействия являются Бог (Высшее начало, Высшая сущность), который скрыт от непосредственного восприятия, но потенциально присутствует в каждом акте религиозного действа; пророк – лицо, которому непосредственно открылся Бог и которое, по воле Бога, доносит до людей его мысли и суждения; священнослужитель, совершающий богослужения; прихожанин, верующий. А потому данная функция может получать как эксплицитную (открытую), так и имплицитную (неявную) реализацию. Эксплицитно данная функция проявляется в молитве, проповеди и исповеди, когда верующий устанавливает некий контакт с Богом вербально, передавая, проговаривая желаемое, ожидаемое им от Бога, вербализуя это самостоятельно (молитва) или через диалог со священнослужителем (исповедь); либо священнослужитель обращается к верующим от лица Всевышнего (проповедь). Имплицитно коммуникативная функция реализуется в молитве, где вербально представлен лишь односторонний канал связи, однонаправленный контакт, обратное направление которого лишь подразумевается и может быть восстановлено только гипотетически. Например, во время молитвы человек обращается к Всевышнему, получая ответ лишь в своем подсознании, а вернее, надеясь, что такой ответ получен и его молитва дошла до адресата. Конечной целью коммуникативной функции в любом случае является установление контакта, связи человека с Богом.

Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. В данной функции также можно выделить два плана реализации: эксплицитный и имплицитный. Во-первых, сам религиозный дискурс, любой его жанровый образец (как с устной, так и с письменной формой фиксации) содержит имплицитно (неявный) выраженный призыв, побуждение – призыв следовать основным религиозным канонам, действовать в соответствии с основными моральными принципами, заложенными в Писании. Даже если такое побуждение не эксплицировано (явно), а заложено в подтекст, верующий понимает, что от него требуется именно такое поведение или образ действий. Эксплицитное выражение регулятивной (призывно-побудительной) функции нагляднее всего оказывается выражено в заповедях и столпах веры. Разрешая и предписывая совершение конкретных действий и поступков, религиозный дискурс естественно содержит запрет на совершение других. Реализация данной функции четко прослеживается в тексте заповедей Христовых, большая часть которых начинается с запретительного «не»: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не преступай клятвы», «не противься злу», «не пожелай жены и добра ближнего своего», «не произноси имени Господа в суе», «не собирай себе сокровищ на земле», «не судите, да не судимы будите», «не сотвори себе кумира» и т.п.

Функция религиозной дифференциации – ориентации отражает в некоторой степени религиозные приоритеты общества, распространение и распределение религиозных взглядов. Эта функция делит все общество на два большие класса: верующие и неверующие. (Приводимое деление раскрывает лишь крайние понятия, чтобы показать общее отношение к религии. Далее будут рассмотрены дробные подклассы, отличающиеся «степенью», «интенсивностью», приверженности к вере). Итак, верующие – это люди, разделяющие основные положения данного религиозного учения, верящие в высшее начало и высшую силу или силы. Соответственно, неверующие (атеисты) – люди, отрицающие или не принимающие основы религиозного учения, отвергающие идею наличия высшего начала, стоящего над миром людей.

Интегрирующаядезинтегрирующая – в условиях религиозного плюрализма религия выполняет две бинарные функции: объединяющую и разъединяющую людей по религиозному признаку. Интегрирующая функция позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. «Религия обеспечивает интеграцию внутри группы единоверцев; объединяя их на основе общей веры, она противопоставляет их тем, кто находится за пределами этой веры»[35]. Дезинтегрирующая религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. «Так же, как существуют весьма разные типы отношений внутри группы, и степень солидарности может быть разной, не исключена возможность конфликтов, так и отношения между разными верами колеблются в разных пределах – от взаимной нетерпимости, принимающей вид конфликтов и насилия (религиозные войны, преследования еретиков и т.д.), до веротерпимости, религиозной толерантности и диалога в поисках взаимопонимания. В реальных социальных отношениях не существует ни полной интеграции, ни полной дезинтеграции»[36].

Большая часть функций религии, регулирующих внутреннее мироощущение человека, неразрывно связаны и вытекают одна из другой, подразумевая совместное существование.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 560 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...