Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закон – грех – наказание



Закон – это соблюдение положений, норм, при котором возможна нормальная жизнедеятельность общества и отдельных его членов. В религиозном мировоззрении, в сознании верующих наполнение понятия «закон» включает несколько уровней, своего рода ипостасей:

- совокупность религиозного учения, содержащая нормы и правила, по которым надлежит существовать праведнику («Закон Божий»);

- отдельные Заповеди Божьи, которые рассматриваются верующими, с одной стороны, как руководство к действию, а с другой – как нормы, правила поведения человека.

В отличие от всего человеческого сообщества, где законы едины для всех без исключения людей и регулируют отношения между членами данного общества, в религиозном сознании и сообществе закон регулирует ряд связей и отношений:

- между членами данного сообщества (в том числе и определенной религиозной группы);

- между Богом и человеком;

- отношения внутренней жизни, миропонимание и мироощущение самого человека.

Понятие «закон» самым тесным образом связано с понятиями наказания и греха. В религиозном мировоззрении данные понятия образуют своеобразную цепочку – «закон – грех (нарушение закона) – наказание», построенную на причинно-следственных связях. Звенья такой цепочки неразрывно связаны в пары «закон – грех», «грех – наказание», поскольку сама суть греха предполагает нарушение моральных, духовных, социальных норм, существующих в обществе, т.е. нарушение того или иного закона. Если бы не было установленных норм, было бы невозможно разработать критерии греха и выработать само определение понятия «грех», т.е. вид и степень отклонения от заданных норм. Логически за грехом должно следовать какое-либо наказание – в этом плане грех может быть соотнесен с понятием «преступление» в юридическом, политическом и бытовом дискурсе.

Реализация наказания чётко прослеживается в таких фразеологизмах библейского происхождения, как «гореть в геене огненной», «вечные муки», «пламя ада», «горящие угли».

Основным принципом, лежащим в основе наказания, с древних времен являлся принцип мести «око за око». Но, с другой стороны, религиозное мировоззрение учит человека прощать и не помнить зла, а, следовательно, не помышлять о наказании обидчика:

«…будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). «Но если вы все же простите (проступки их) и будете снисходительны к ним, так ведь Аллах, поистине, Прощающ, Милосерд!» (Коран 64:14).

Считается, что наказание намного болезненнее, эффективнее и жестче, чем оно продолжительнее по времени или чем на более длительный период времени оно откладывается. Мысль о неотвратимости наказания в будущем страшнее убийства, поскольку психологически тяжело жить с мыслью о неотвратимости наказания в будущем. Именно это и происходит в сознании религиозного человека – совершив или совершая какой-либо грех, человек живет под тяжестью мысли о неотвратимости наказания со стороны Всевышнего. Под наказанием в религии понимаются, в большей степени, именно душевные мучения и переживания, жизнь с осознанием содеянного греха и ожиданием мук наказания Божья и ощущение страхаот ожидания этого. Страх порождает повиновение и чёткое следование заповедям, отклонение от которых неизбежно повлечёт наказание. Именно страх, с одной стороны, потерять расположение Бога и, с другой стороны, надежда на милость Божью являются движущими механизмами при соблюдении, беспрекословном исполнении заповедей Бога.

С. Кьеркегор выделяет эмоциональный «страх-боязнь» (вызываемый конкретными объективными обстоятельствами) и «страх-тоску» (неопределенный безотчетный страх) – страх метафизический, предметом которого является «ничто» и который нередко обусловлен осознанием человеком факта своей смертности. С точки зрения Е.В. Бобырёвой, религиозный страх, страх верующего человека будет занимать в этой классификации промежуточное положение, поскольку, с одной стороны, страх в религиозном дискурсе действительно уподоблен тоске и на данный конкретный момент для верующего никакой объективной причины страха не существует, а с другой стороны, в сознании верующего постоянно присутствует мысль о будущем «суде Божьем» и неизбежно приближающемся моменте «расплаты» за совершенные в этой жизни грехи. Следовательно, страх религиозный – это нечто среднее между боязнью и тоской в понимании С. Кьеркегора, именно их своеобразное сочетание и составляет основу религиозного страха.

Интересно отметить, что вершиной концепта «страх» в религиозном понимании выступает «страх наказания Божья» или страх перед возможными в будущем физическими муками (ад). Один из указанных компонентов может занимать приоритетное положение в зависимости от степени религиозности человека. Для истинно верующего человека на первом месте, естественно, будет «страх заслуженного наказания Божья» – то есть субъективный компонент – «боязнь неугодить кому-то, оскорбить, расстроить своим поведением». При этом страх физических мучений не исчезает (поскольку просто не может исчезнуть в силу природы человека), а притупляется, будучи «перекрыт» страхом по поводу «немилости», плохого расположения Бога к человеку. Для человека, чья вера недостаточно тверда, на первое место выходит страх перед возможными физическими муками, т.е. концепт «страха» приобретает сугубо эгоцентрическую направленность. Страх мобилизует человеческие силы для активной деятельности, помогает предупредить возможные ошибки.

«Страх Божий» есть уже результат веры, а не её причина и имеет всецело положительное значение, т.к. означает появление в человеке высшей формы нравственного сознания – абсолютной ответственности перед своим Творцом за все поступки и результат своей жизни[30].

Подводя итог сказанному, отметим, что с точки зрения Е.В. Бобырёвой представляется возможным говорить о своеобразном делении всей совокупности ценностей на группы или классы в зависимости от их отношения к религиозному дискурсу:

- ценности, перенесённые в религию из общечеловеческой коммуникации и имеющие в настоящее время довольно широкий ассоциативный потенциал («закон», «наказание», «страх», «любовь»);

- ценности, первоначально возникшие в рамках религиозного сознания, а затем вышедшие за указанные рамки и функционирующие как в религиозном сознании, так и за его пределами («чудо», «ад», «рай»);

- ценности религиозной сферы – те, ассоциативное поле которых так или иначе замыкается на религиозной сфере или неизбежно остается в рамках религиозных ассоциативных границ («Бог», «вера», «дух», «душа», «грех»).

Отличительной особенностью религиозных идей и ценностей является приятие их не на основе рациональных аргументов, а актом религиозной веры – «сердцем», а не разумом, личным и внерациональным опытом. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т. е. сверхчеловеческий и сверхрациональный, характер, исходя или от Бога, или от его пророков. Религиозные ценности это нормы, идеалы и цели деятельности, в соответствии с которыми верующий человек может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

Напомним, что особую ценность для религии представляют такие понятия, как вера, бог, любовь, чудо, свобода, ответственность, совесть, долг, закон, рассматриваемые нами ранее; душа и дух, цель и смысл жизни, а также бинарные оппозиции «жизнь – смерть», «добро – зло», «истина (правда) – ложь», «божественное – земное», «ад – рай», о чём речь пойдёт далее.

Таким образом, моральное, ценностное начало присутствует в самой идее «Бога» и наиболее ярко выражено в мировых религиях.

Вопросы, выносимые на семинар

1. Свобода, ответственность, совесть и долг как важнейшие религиозные ценности. Принцип отношения к жизни и средство нравственного возрождения человека.

2. Причинно-следственная связь понятий «закон – грех – наказание».

Тесты для самопроверки

1. Что такое аксиология:

а) учение о познании;

б) учение о человеке;

в) учение о ценностях;

г) учение о бытии?

2. Ценность как потусторонняя сущность вне пространства и времени трактуют:

а) объективно-идеалистические теории ценностей;

б) субъективно-идеалистические теории ценностей;

в) натуралистические теории ценности;

г) марксистская теория ценностей.

3. Утверждение «Ценность – это выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом» раскрывает…

а) объективно-идеалистические теории ценностей;

б) субъективно-идеалистические теории ценностей;

в) натуралистические теории ценности;

г) марксистскую теорию ценностей.

4. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от … места, исторического … и социального …

5. В религиозном мировоззрении степень … ценностей сведена к минимуму, тогда как максимальной становится степень … ценностей.

6. На основе чего строятся религиозные ценности:

а) на основе морального долга;

б) веры;

в) страха;

г) чувства мести?

7. Соотнесите четыре группы ценностей с религиозным догматом

  Суперморальные   поведение человека по отношению к самому себе
  Моральные   необходимые условия биологического выживания
  Утилитарные   важнейшие религиозные догматы
  Субутилитарные   поведение человека по отношению к другим людям

8. В какую эпоху формируется религиозная классификация ценностей:

а) эпоху Античности;

б) Средневековья;

в) Возрождения;

г) Нового времени?

9. Кто НЕ является участниками религиозного взаимодействия:

а) пророк;

б) прихожанин;

в) Бог;

г) турист?

10. Отличительной особенностью религиозных ценностей является приятие их на основе:

а) рациональной аргументации;

б) ума и разума;

в) сердца и внерационального опыта.

Литература

1. Абдигалиева Г.К. Религиозная этика и аксиология: учеб. пособие для студентов и магистрантов отделения «Религиоведение» философских специальностей / Г.К. Абдигалиева. – Алматы, 2003. – 55 с.

2. Бобырёва Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики / Е.В. Бобырёва. – Волгоград: Перемена, 2007. – 385 с.

3. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов / под общ. ред. П.С. Гуревича. – М.: Республика, Терра-Книжный клуб, 1995. – 592 с.

4. Ильин В.В. Аксиология / В.В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.

5. Справочник по аксиологии. – URL: http://zarealie.­narod.ru/u15b_.htm


ТЕМА 2





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...