Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. Свобода, по убеждению Будды, обладает высочайшей ценностью: суммум бонум – выше этого нет ничего. При этом Будда имел в виду свободу сознания. «Наше сознание порабощено. Мы скованы цепями. Наша тюрьма внутри, а не снаружи. Тюрьма – это наши инстинкты, наши желания, наша неосознанность. Будда говорит: «Выйди из тюрьмы, стань свободным»[23]. В Христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Одним из значений слова «ислам», происходящего от глагола «асляма», производного от гл. I породы «салима» – быть свободным.
Древнехристианский богослов и экзегет Пелагий Морган (ок. 354 – ок. 420), обосновывая мысль о моральной суверенности человека, полагал, что бог, давший закон, одновременно дал и свободную волю для его осуществления. Понятие свободы Пелагий расчленял на три момента: возможность, хотение, бытие.
1. Возможность – способность к добру, существующая в качестве изначально-природного свойства человека;
2. Хотение – актуализация этой способности, выбор между добром и злом;
3. Бытие – практическая реализация выбора.
Возможность восходит к Богу, а хотение и бытие – к человеку, его воле и действиям. Пелагий приводил такую аналогию: способность видеть – не заслуга человека, а то, как и что он видит, зависит уже целиком от него самого. Точно так же возможность добра дарована человеку свыше, а совершает ли он добро на деле – это уже целиком прерогатива человека, результат его свободного решения. Причина, в силу которой воля приобретает нравственную определенность, становясь доброй или злой, заключена, следовательно, в самом человеке; она состоит в свободном характере его воли. Бог создал человека наделенным возможностью добровольно следовать добру; он дал одновременно ему закон, нормы праведной жизни; в лице Иисуса Христа бог продемонстрировал образец высоконравственной деятельности; наконец, прощением грехов он стимулирует в человеке стремление к совершенствованию, указывая тем самым, что изначально заложенная в человеке возможность добра неистребима.
Всю деятельность человека можно условно разделить на два вида:
- активность по выживанию (добывание пищи, устроение жилища, вынужденная работа за плату, обеспечение бытовых каждодневных нужд);
- свободная реализация себя, обретение и утверждение смысла за пределами вынужденной работы (творчество, религия).
Однако следует отметить, что представленные различия заключаются не в предмете деятельности, а в отношении к ней. Известная история рассказывает, как на большой стройке работников, возивших в тележках тяжелые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни...». Другой объяснил: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». Третий воскликнул: «Я строю Собор Парижской Богоматери!». Ту же историю в поэтическом виде передала современная поэтесса Ирина Богдановская[24]:
Не всякий может строить храм для Бога –
Об этом знал премудрый Соломон,
И при закладке Храма, у дороги
Опрос был самый первый проведён.
Ко всем своим работникам под вечер
Царь обратился, придержав коня:
Мол, чем ты занят, добрый человече?
Один ответил, жизнь свою кляня:
«С утра до ночи я таскаю камни!»;
«Кормлю семью» – проговорил второй;
«Я строю Храм. Работа дорогА мне» –
Сказал вольнонаёмник молодой…
Свободе, как отношению к труду, особое внимание уделял Сент-Экзюпери, по мнению которого главное, что имеет смысл, – это свобода: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом её ударе был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый её удар только унижает каторжника, но если кирка в руке изыскателя, каждый её удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла…»[25].
Согласно религиозному мировоззрению, Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить – значит заставить поклоняться лже-богам. «Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его – кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами – значит наполнять их не верой, а ужасом» (Б. Паскаль).
В первоосновах Буддизма, Христианства и Ислама, в их «фундаменте», нет и намека на возможность принуждения в вопросах веры.
Читаем в Коране: «Нет принуждения в религии» (Коран аль-Бакара 2:256). Этот аят внешне указывает на то, что ни один человек не принуждается к вхождению в религию. Вот как поясняет этот аят хадис переданный ибн Джариром (ат-Табари) от ибн Аббаса, который сказал: «Было ниспослано – «Нет принуждения в религии» – в отношении человека из Ансар, из Бану Салим ибн Ауф, его звали аль-Хусейн. У него было два сына христианина, а он был мусульманином. Он спросил посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – «А не принудить ли мне их? Ведь они не хотят ничего кроме Христианства. И ниспослал Всевышний этот аят».
Последние слова Будды, принесшего опыт просветления человечеству, были не призывами принятия Буддизма, а таковы: «Теперь не верьте ничему, даже если это говорит Будда. Проверяйте всё сами. Убедитесь, что поучения согласуются с вашим опытом, будьте сами себе путеводным светом»[26]. Ни это ли яркий пример непринуждения к религии?!
В Библии ни разу не упоминается, что Христос призывал всех принять его веру. В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. От выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.
Свобода совести и свобода вероисповедания закреплены вКонституции РФ 1993 г.В статье 14 устанавливается, что:
«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Статья 28каждому гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу слова и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке. Равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.
Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий.
Логическим следствием свободы является ответственность. «Человек, будучи осуждённым на то, чтобы быть свободным, несёт на собственных плечах тяжесть всего мира, ведь он ответственен за мир, за самого себя, и это способ его бытия», – говорил Ж.-П.Сартр. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее», – заявлялБернард Шоу.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!