Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ответственность как принцип отношения к жизни



Нравственная ответственность – это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков.

Нравственная ответственность является диалогическим отношением личности к самой себе, к путям и способам реализации своей свободы. Основной смысл нравственной ответственности заключается в самоотчете личности за реализацию ее возможностей и свободы.

Компоненты нравственной ответственности:

- осознание человеком своего «я» в свободе его нравственного выбора;

- оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства и свободы;

- определение степени ценности совершенного поступка;

- переживание нравственных последствий своего поступка в виде одобрения или порицания со стороны совести.

Отсутствие личной ответственности открывает простор для разного рода недозволенных и безнравственных поступков. Живя безответственно и безнравственно, эти люди не способны глубоко задумываться над смыслом своего существования, как не способны заметить низость и бесчестность своих деяний, цель которых они оценивают лишь с точки зрения своих эгоистических желаний и интересов. Правило «никогда не сожалеть о содеянном» является главным принципом их безответственного отношения к жизни.

Прямую противоположность этим натурам составляют люди, в жизни которых сознание их личной ответственности имеет фундаментальное этическое значение. Это люди высоких нравственных принципов и долга, отдающие себе отчет в своей внутренней личной свободе. В отличие от нравственно безответственных натур человек с высоким сознанием нравственной ответственности готов честно и искренно признать свою вину за неправильный нравственный выбор, выразить сожаление и раскаяние в своих заблуждениях и увлечениях, исправить допущенные просчеты и ошибки, ставя на первое место не свой личный авторитет, а требования чести и долга.

С точки зрения религиозного мировоззрения, с потерей религиозной веры современный человек все в более значительной степени подвержен утрате сознания нравственной ответственности. Бог призывает всякого человека к ответственному отношению к жизни в целом, к нравственным выборам и поступкам в частности. В метафизическом смысле каждый человек ответственен за все то, что совершается в мире. Жизнь человека в конкретной географической и социальной среде налагает на него нравственную ответственность за состояние этой среды, благополучие которой находится в метафизической зависимости от степени нравственной чистоты, праведности и святости каждого человека или, наоборот, от степени его омраченности грехом. Человек в ситуации искушения обладает достаточным разумом и свободой, чтобы устоять против реального греха, и поэтому несёт ответственность за свой выбор.

Каждый человек открыт для осуществления добра и нравственного совершенства в своей личной жизни и поэтому несет ответственность в той мере, в какой он еще не достиг совершенства и святости и не вступил в область духовно преображенного бытия. Сознание ответственности перед Богом и перед людьми, перед окружающим миром и перед совестью способно удержать человека от нарушения требований нравственного закона. Сознание ответственности, таким образом, является фактором, контролирующим, направляющим и дисциплинирующим личность. Будучи неотъемлемым даром человеческой природы, данным человеку в творении, сознание ответственности получает свое высшее оправдание в свете Божественного доверия к человеку и заключает в себе реальную предпосылку спасения человека как свободной и сознательной личности. Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за всё в ответе, что ты ответственен перед Богом, людьми и собственной совестью.

Совесть как средство нравственного возрождения человека [27]

Термин «совесть» впервые встречается у Демокрита, который употребляет его в специфическом нравственном смысле – как сознание совершенного злодеяния. Термин «совесть» применяется для обозначения нравственной оценки собственных поступков, в первую очередь, злых дел, так как их легче заметить и определить. Понятие доброй совести как причины внутреннего мира и радости встречается в сочинениях стоиков, особенно в произведениях Цицерона и Сенеки. Цицерон заявляет, что сознание (conscientia) хорошо прожитой жизни и воспоминание многочисленных добрых деяний являются причиной самой большой радости. Цицерон отмечает религиозный характер совести, наказывающей человека за злые дела. Он пишет: «Если даже кто-то полагает, что он надежно отгорожен и защищен оттого, что его уличат ближние, он, тем не менее, страшится ока богов и убежден в том, что укоры и беспокойства, день и ночь точащие его сердце, посланы богами для наказания».

До нас дошли письма Сенеки к Луцилию, в которых мы находим рассуждения Сенеки о совести: «... Священный и высокий дух пребывает внутри нас, и ведет учет всех наших добрых и злых поступков, и является стражем или мстителем за наши дела. Как мы обращаемся с ним, так и он обращается с нами». Вслед за Цицероном Сенека, как видно из приведенного фрагмента, также указывает на религиозный характер совести.

Теории совести

Совесть не может быть рассмотрена и описана в каком-то одном аспекте. Понимание совести как явления нравственного опыта человека предполагает комплексный подход к ее изучению.

Эмпирические теории совести основываются, в первую очередь, на психологии, объясняющей совесть как приобретенное личностью знание, которым определяется её нравственная позиция. С точки зрения данного подхода, совесть способна формироваться и развиваться под воздействием социальной среды и личного нравственного опыта.

Во фрейдизме совесть трактуется как действующее Super Ego, с помощью которого общество налагает свою волю на индивида.

Бихевиоризм рассматривает совесть в системе «наказаний – вознаграждений». Здесь личность учится избегать разного рода запрещенных действий и вдохновляется исполнять поощряемые дела, чувствуя вину за первые и награду за вторые.

В интуитивизме совесть понимается как «врожденная способность морального суждения»; это умение в каждое мгновение определять, что является правильным. Н.О. Лосский в «Обосновании интуитивизма»[28] определяет совесть как «какой-то голос», обращающийся к личности, как «данность», существующую наряду с нашим «я».

В религиозных воззрениях совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым и правильным. Термин «совесть» тесно связан с понятием «сердце», означающим внутреннего человека, для которого голос совести есть не что иное, как внушение сердца, воспринимающееся как голос Ангела-Хранителя или голос самого Бога. Святитель Феофан Затворник указывает, что совесть есть голос Вседержителя Бога в душе человека.

Рассматривая совесть как религиозную ценность, можно по праву назвать её неотъемлемым Божьим даром, полученным при творении. Задачей человека является не только сохранение этого дара в его первоначальной чистоте, но и его развитие. Под воздействием конкретных жизненных условий и под влиянием среды происходит либо процесс развития совести, либо процесс ее деградации, в результате чего состояния совести могут быть описаны в терминах «добрая и совершенная совесть» или, наоборот, в терминах «угасшая и потерянная совесть». Всякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается на совесть как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается «железная логика» всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную и твердую почву, утверждаясь на которой он становится способным осуществить нравственное воссоздание своей личности.

В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельность человеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть – это нравственный итог пройденного жизненного пути. Совесть позволяет сохранить человечность и нравственное личное достоинство. Совесть является средством нравственного возрождения.

Таким образом, совесть как важнейшая религиозная ценность рассматривает всю внутреннюю религиозную жизнь человека и его понимание мира глазами веры. Совесть – целиком субъективное, заложенное Богом в сознание человека свойство. «Совесть является мерой нравственности человека, так как её наличие – лишь для создания общего человеческого облика, а полное отсутствие совести делает человека неспособным устанавливать разницу между добром и злом, добродетелью и пороком»[29].

Понятие «совесть» тесно связано с понятием «нравственный долг», являясь общечеловеческой ценностью.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 839 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...