Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия как важнейшее звено духовной эволюции



человечества. Религиозные ценности [9]

Невозможно представить себе моральные ценности любого общества без религии. Религия, как особая форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя, является одним из звеньев духовной эволюции всего человечества. В религии заключена мудрость, испытанная жизнью многих поколений людей.

Русские религиозные философы, такие как В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и другие, указывали на вечность религиозного чувства и его необходимость для нравственности. «Человек, по природе своей, есть существо религиозное, и душа человеческая не выносит пустоты в религиозном отношении… Лишь сверхчеловеческий принцип конструирует самую идею человека»[10], – писал Бердяев.

В религии определяется не только отношение человека с Богом, но в той или иной мере регламентируются отношения людей между собой как в лоне религии, так и за ее пределами. Протестантский философ Ф. Шлейермахер писал: «История... должна с благодарностью… вознаграждать религию, как свою первую воспитательницу», потому что высшие проявления человеческого духа обязаны своим существованием стремлению человека к абсолюту, т.е. религии.

Потому-то в условиях кризиса сознания в современном мире возрастает тяга к религии и ее ценностям, что дает человеку возможность в том числе приобщиться к духовному опыту, накопленному в истории мировых религий, создает потенциальные возможности для всестороннего развития личности и через изучение ценностей религии приобщиться к общечеловеческим идеалам и ценностям[11].

В поисках новых универсальных ценностей и идеалов человечество, так или иначе, возвращается к духовным первоосновам, наполняющим жизнь общечеловеческими смыслами. Духовно-нравствен­ный кризис, наблюдаемый практически повсеместно в настоящее время, требует незамедлительного разрешения посредством формирования не только нового мышления, но и нового сознания людей, основанного на духовных ценностях, формированию которых, несомненно, способствует религия как мощный источник нравственных ценностей[12].

Полный список религиозных ценностей, сформулированных в виде норм и правил поведения, составил бы целый фолиант, эти ценности вербализованы не только в текстах священных книг, но и в многочисленных комментариях.

Ценности и нормы поведения можно с известными оговорками разбить на четыре группы: суперморальные; моральные; утилитарные; субутилитарные. К первым относятся важнейшие религиозные догматы, определяющие поведение человека по отношению к Богу, ко вторым – поведение человека по отношению к другим людям, к третьим – поведение человека по отношению к самому себе, к четвертым – необходимые условия биологического выживания[13].

Таблица 1

Группы религиозных норм и ценностей

  Суперморальные Важнейшие религиозные догматы: «Не произноси имени Господа напрасно» (Библия)
  Моральные Поведение человека по отношению к другим людям: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Библия)
  Утилитарные Поведение человека по отношению к самому себе: «Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же» (Буддизм. Дхаммапада)
  Субутилитарные Необходимые условия биологического выживания: «Чтобы жить, нужно есть, спать, спасаться от холода, огня, диких зверей»

В обыденном общении человек ориентируется на моральные и утилитарные нормы, религиозные же ценности высвечивают суперморальные нормы как основание для поступка, что же касается субутилитарных норм, которые самоочевидны и поэтому не эксплицируются за исключением тех случаев, когда человеку приходится идти на лишения и самопожертвование, т.е. осознанно поступать вопреки этим нормам.

Итак, важной областью человеческой духовной жизни является мир ценностей. Мир ценностей – выражение отношения человека к объективной реальности. Ценностное отношение человека к действительности возможно лишь на основе сознания. Но в отличие от познавательного отношения к миру, ценностное сознание, не интересуется тем, что такое предмет сам по себе, т.е. независимо от нас, а лишь тем, какое значение имеет для нас, в чем его ценность. Таким образом, ценностное сознание есть не что иное, как ценностное видение мира. Ценностное сознание, в отличие от познавательного сознания, не только не отражает объективную реальность, но и приписывает субъективные признаки. Ценностное сознание возможно лишь при условии существования критерия, нормы. Таким критерием служит идеал как основа ценностного сознания.

Идеал (греч. idea – вид, образ, понятие) – образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы, класса. Это может быть представление о совершенном общественном строе (общественно-политический идеал), о совершенных моральных качествах личности и отношениях между людьми (нравственный, этический идеал), о прекрасном, гармонично развитом человеке (эстетический идеал). На всем протяжении своей истории философия формулировала в систематическо-обобщенном виде различные идеалы. Так, античная философия была проникнута пафосом единства этического и эстетического идеала, в средневековье главным становится нравственный идеал, выступающий в религиозной форме, эпоха Возрождения обращает преимущественное внимание на эстетический идеал. Социальная функция идеала заключается в том, что он вдохновляет людей на изменение общества и самих себя. Вместе с тем идеал, воплощаясь в социальных нормах, становится регулятором отношений между людьми.

Если бы мы не обладали никаким идеалом, никакой нормой, то у нас не было бы никакого ценностного сознания, никакой возможности оценки. Идеал служит исходным пунктом оценки: ценность любого объекта устанавливается лишь на основе идеала. Это значит, что идеал первичен по отношению к ценности, а ценностное сознание основано на идеале. Наибольшую силу идеал приобретает, когда совпадает с поставленной целью. Но не всегда ценность и идеал связаны с целью. Цель есть то, что желаемо, однако любое желаемое не является целью. Ценность и идеал всегда желаемы, но не всегда являются целью.

В зависимости от того, как идеал соотносится с действительностью, насколько полно и правильно отражает тенденции её развития, он может быть несбыточным, ложным или реальным, осуществимым. Но чаще всего идеал является бесконечным, иначе он перестал бы быть идеалом. Бесконечность идеала подтверждается также тем, что ценностная иерархия бесконечна; это со своей стороны возможно лишь при условии бесконечного идеала. Реальные и идеальные ценности никогда не совпадают друг с другом, т.е. идеал всегда остается недоступным. Это значит, что иерархия ценностей не имеет ни начала, ни конца. Именно этим обусловлено бесконечное развитие духовной жизни человека.

«Вступив на путь духовного совершенствования, человек постепенно обретает способность освободить свой дух от оков эго. Таким образом, дух начинает приобретать знание, мудрость и «красоту» (этическое совершенство)»[14], – подчёркивает Уильям Читтик. Символически это восхождение изображается в виде небесной лестницы. Не об эволюционной ли лестнице духа писал Джаллал ад-Дин Руми в одной из своих притч, для которого ступенями совершенствования были вера в Бога, поиск Бога, познание Его путём постижения глубин собственной души? «Сказал лев: «Господь приставил к нашим ногам лестницу. Надо ступенька за ступенькой преодолеть её и подняться на крышу: быть фаталистом здесь не следует, ведь у тебя есть ноги, зачем же притворяться хромым? У тебя есть руки, зачем же прятать пальцы? Когда господин даёт рабу лопату в руки, без слов ясно, чего он хочет. Наши руки, подобно этой лопате, – знак, подаваемый нашим Господом…». Не те ли это ступени, которые Р. Бёкк называл ступенями Космического Сознания, первой из которых является ступень пробуждения от сна?! Не эта ли эволюционная лестница духа является сутью одного из переводов слова «ислам»?! Таким образом, происходят бесконечные градации ценностей от «низшего» к «высшему».

В самом общем плане можно заключить, что высшие религиозные ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.

Религиозная классификация ценностей формируется в эпоху средневековья, когда религиозное сознание являлось господствующим над всеми сферами жизни, и Бог выступал как регулятивный принцип мира. В начале средневековья иерархию ценностей разрабатывает Августин Аврелий (354 – 430), самый крупный раннехристианский мыслитель, влияние которого на философию и прежде всего на этику было решающим на протяжении нескольких веков. С точки зрения Августина, «Богявляется абсолютной творческой силой, он содержит цели своей деятельности в себе. Все, что ни создает Бог, он создает для себя. Он равен самому себе и не содержит внутри себя различий; даже знание, хотение, действие и бытие образуют в нем неразличимое целое. Нельзя дать содержательного определения Бога, адекватное познание Бога и адекватное его обозначение человеку в его земной жизни недоступны»[15]. Августин характеризует Бога как высшее благо, придающее благость всему остальному, как абсолютное блаженство, справедливость, нравственный закон. Сама воля Бога, в рассуждениях Августина, независимо от ее конкретного содержания есть добро, благо, единственное высшее благо. Божественные заповеди не нуждаются в дополнительной проверке на истинность, разумность, гуманность и, само божественное происхождение является несомненным залогом их истинности, разумности, гуманности и т. д.

Августин далек от того, чтобы морально дискредитировать земные блага. Они обладают этической ценностью, но вторичной, подчиненной. Он высоко ценит интеллектуально-эстетические и интеллектуально-логические блага, полагая, что они способствуют более глубокому постижению Бога: первые раскрывают ритмическую гармонию вселенной, подводя к пониманию Христа как воплощенной гармонии (бога и мира, сверхчувственного и чувственного, благости и греха и т. д.); вторые позволяют за видимым многообразием действительности обнаружить абсолютное духовное триединство. Поэтому основной этический императив Августина можно было бы сформулировать так: радуйся богу, но не пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им, т.к. «земные блага – только средство для культивирования внеземных ценностей»[16].

Итак, религиозные ценности сводятся к ценностям веры, таким как, например: признание Бога; понимание греха и добродетели; спасение души; ощущение чуда; соблюдение обрядов.

Специфика религиозных ценностей состоит в том, что они открыто утверждаются в качестве ценностей, опираясь не на рациональное, а на эмоциональное начало человеческой сущности, затрагивая наиболее актуальные и наболевшие вопросы и проблемы людей. Эти ценности выражаются в чистом виде, в форме иносказания и притчи, а также в повествовании, когда логика сюжета является фактором убеждения. Например, признание Бога фиксируется в следующих основаниях веры: существует Бог, он един, невидим, непознаваем, не имеет формы, является вечным, вездесущим, всемогущим и всеведущим, он милосерден и благ. Эти основания монотеистических религий отражены в священных книгах.

Специфика религиозного взаимодействия заключается в том, что в отличие от других видов общения, его конститутивными участниками являются: Бог (Высшее начало, Высшая сущность), который скрыт от непосредственного восприятия, но потенциально присутствует в каждом акте религиозного действа; пророк – лицо, которому непосредственно открылся Бог и которое, по воле Бога, доносит до людей его мысли и суждения; священнослужитель, совершающий богослужения; прихожанин, верующий.

Иерархию участников религиозного взаимодействия можно схематично представить в следующем виде:

БОГ

Пророк

Священнослужитель

Прихожанин

Рис. 1. Иерархия участников религиозного взаимодействия

Религиозно-идеалистическая классификация ценностей строится по иерархическому принципу. Она рассматривает человека и подчиненные ему ценности жизни и культуры лишь как средства к некоей высшей ценности. Для религии высшей ценностью является Вера и Бог.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...