Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура и функции религий



В структурном отношении рели­гия - сложное соц. явление. 3 осн. элемента: религиозное сознание, рел. культ и рел. организации. Рел. сознание имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоят. уровня: рел. психологию и рел. идеологию. Рел.е сознание функцио­нирует на идеологическом и соц.-псих. уровнях. Рел. психология - совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, разделяемых верующими. Возникает стихийно, как непосредств. чувственное отражение бессилия человека перед окруж-й действительностью. Рел. идеология - стройная система идей, разработкой и пропагандой кот. занимаются рел. организа­ции в лице профес-х богословов и служителей культа. Важнейшей частью рел. идеологии - теология (богословие) как систематическое изложение и обоснование рел. взгляда на мир. Основа теологии - «священные книги», содержащие совокупность «богооткровенных истин», на базе кот. Форм-ся положения веро­учения (догматы).

Современное христианское богословие включает следующие разделы: догматику, излагающую основополагающие принципы данной религии -догматы, признание которых является обязательным для каждого верую­щего; основное богословие (апологетика), занимающееся оправданием веры в безусловную истинность коренных основ данной религии и крити­кой других религиозных учений; нравственное богословие, включающее нормы, принципы, правила христианской морали, имеющей якобы боже­ственное происхождение; экзегетику (библейскую теологию), трактую­щую и разъясняющую смысл Божественного откровения, содержащегося в Библии; церковную археологию, описывающую обряды, обычаи и уст­ройства раннехристианской церкви; патрологию, излагающую биографии и комментарии к произведениям «отцов и учителей» церкви; историю Ветхого и Нового Заветов; историю церквей; литургику, содержащую предписания о порядке проведения церковной службы; гомилетику - уче­ние о церковной проповеди - и другие дисциплины, регламентирующие различные стороны деятельности церкви.

Религиозная деятельность, религиозный культ (лат. cultus - уход, почитание) - совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается воздействовать на вымышленные (сверхъестествен­ные) или реально существующие- объекты. К религиозному культу отно­сятся богослужения, таинства, обряды, жертвоприношения, посты, мо­литвы, заклинания, религиозные праздники, ритуалы. Субъектами куль­товой деятельности могут быть как религиозная группа, так и отдельный верующий человек. Такая деятельность органически связана с ритуалами, представляющими собой образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам.

Религиозная организация - это объединение последователей той или иной религии, возникшее на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиоз­ных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения.

Религиозные организации могут выполнять и нерелигиозные функции (политические, правовые, хозяйственные и др.). Не будучи специфиче­скими для религии, эти функции помогают ей сохранять свои позиции в социальной и духовной жизни общества.

Ядром всех сложных религиозных объединений является церковь. Ей присущи жестко фиксированная система вероучения и культа; иерархиче­ский принцип управления; деление на клир - профессиональных служи­телей культа, получивших специальную подготовку, - и мирян - рядовых верующих. Таким образом, общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир и его отношения со светским миром, и потому, что они выражают это общее представление в одинаковых действиях, - это то, что называют церковью. Ведь мы не встречаем в истории религии без церкви. Церковь либо узконациональна, либо не знает границ, либо она охватывает весь народ целиком (Древний Рим, Афинское государство, древнееврейский народ), либо его часть (христианские общества со времен утверждения протестантизма), либо управляется корпусом священников, либо почти полностью лишена вся­кого сбциально уполномоченного органа.

Среди религиозных организаций различают три основных типа: цер­ковь, деноминация, секта. Церковь - это религиозная организация, в ос­нове которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельно­стью, подведением верующих. Деноминация - это религиозная органи­зация современного типа, которая возникла вследствие распространения идей религиозного плюрализма как наиболее адекватных потребностям современного общества. Секта возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви или религиозному направлению.

Специфика функционирования религиозных организаций проявляется в тех религиозных отношениях, которые складываются в процессе рели­гиозной деятельности людей в соответствии с их религиозным сознанием. Влияние и распространение их в системе общественных отношений зави­сит от того, какое место занимает религия среди других социальных ин­ститутов данного общества и какое влияние она оказывает на все сферы общественной жизни. Субъектами религиозных отношений выступают верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы и учреждения. Религиозные отношения подразделяются на внут-рицерковные, межцерковные и внецерковные. Внутрицерковные отноше­ния складываются в процессе культовой и иной религиозной деятельно­сти: между верующими; между верующими, священнослужителями и ру­ководящими органами религиозных объединений; между священнослу­жителями различных рангов. Межцерковные отношения включают в себя отношения между организациями различных вероисповеданий, их руко­водящими органами. Внецерковные отношения возникают в тех случаях, когда поведение людей в различных областях общественной жизни опре­деляется религиозными нормами и установлениями.

Социальные функции религии. Наиболее характерной является компенсаторная функция, состоящая в том, что религия выступает в роли всеобъясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабо­стью человека и всесилием природных стихий. Религиозная концепция еще в самой ранней и примитивной модификации была призвана предо­хранить верующих от злого воздействия непознанных высших сил и в то же время научить как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злых духов. В специфической иллюзорно-мистической форме с помощью данной функции религия компенсирует бессилие человека, ог­раниченность его знаний, несовершенство социального устройства и т. д. Веруя в богов и духов, принося им жертвы и надеясь на их помощь, чело­век добровольно отдает себя под покровительство незримых сверхъесте­ственных сил, во всемогуществе которых он не сомневается. С развитием общества менялись формы такой компенсации. Обращаясь к религии и твердо веруя в ее догматы, человек стремился найти в ней утешение, из­бавиться с ее помощью от несправедливости и обид, социальной неустро­енности и политических преследований. Но суть функции оставалась не­изменной: в религии люди (особенно религиозно активные слои населе­ния - отшельники, аскеты, монахи и др.) искали путь к спасению от несо­вершенства земного существования, избавлению от страданий, бессмер­тию, слиянию с Абсолютом, вечной жизни на небесах и т. п.

Компенсаторная функция религии тесно связана с другой ее функцией - интегрирующей, социальная значимость которой особенно важна. Объе­диняя людей в рамках религиозного мировоззрения, сложившихся под его влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиоз­ная концепция освящает существующие порядки и нормы поведения, со­действуя тем самым интеграции социальной, идейной и политической деятельности. На ранних этапах развития общества наиболее наглядно это проявилось в феномене этноцентризма: любая этническая общность, объ­единенная системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, счи­тала именно свою систему норм эталоном, отклонение от которого в рам­ках данной общности считалось недопустимым, а в других общностях -достойным осуждения. С развитием общества значимость этой функции все более возрастала. Религиозные нормы переставали быть этническими, а подчас перерастали в мировые, как это произошло с такими религиями, как христианство, ислам или буддизм. Однако суть функции от этого не менялась: преданность той или иной системе религиозных норм и поныне имеет огромное интегрирующее значение, считаться с которым необхо­димо и в политической практике наших дней.

Третьей важной функцией религии является контрольно-регулятив­ная. Раз возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивую структу­ру, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мыш-

ление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребно­стям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духов­ных и общеэтнических ценностей, ритуалы и церемониалы, праздники и обряды, стереотипы поведения и т. д. В этой функции религия вплотную примыкает к культурной традиции, осуществляя над ней верховный идео­логический контроль, регулируя ее принципы и практику. Строгость и общеобязательность этого контроля бывают различны. Жизнеспособность контрольно-регулятивной функции религии исключительна. Даже тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением современ­ной науки, высокого образовательного уровня населения, выхода на пе­редний план социальных либо национальных движений, эта функция по­зволяет той или иной религиозной доктрине держать под контролем, ис­пользуя инерцию традиций, многие стороны жизни людей.

Четвертой социальной функцией религии является мировоззренческая. По-особому отражая действительность, религия создает свою картину мира. Главный признак этой картины - разделение мира на сверхъестест­венный и естественный при абсолютном господстве первого над вторым. Религиозная картина мира влияет определенным образом на отношение людей к окружающей их действительности, их социальные ориентации и установки, а значит, и их социальное поведение. Здесь и выявляется взаи­мосвязь мировоззренческой и компенсаторной функций религии. Руково­дствуясь этими функциями, верующие видят мир в двух измерениях (сверхъестественном и естественном).

Религия является также важным фактором, способствующим общению людей в рамках религиозных организаций, т.е. в этом смысле она выпол­няет коммуникативную функцию. В религиозных общинах устанавлива­ются многообразные связи между единоверцами: культовые, хозяйствен­ные, семейно-бытовые и др., что способствует сплочению общины. «Бого-общение» считается высшим видом общения.

Наряду с перечисленными функциями религия имеет и ряд других важных для понимания ее роли в обществе функций. Одна из них - ее можно условно назвать экзистенциальной - касается философского ас­пекта религиозных концепций. Это выражается в стремлении религиоз­ных теоретиков объяснить законы существования и место человека в этом мире, его переход в мир иной, связанные с этим проблемы жизни и смер­ти, бытия и небытия. Можно назвать также политическую функцию. Она служит делу освящения власти, обожествления правителя («кесарю - ке­сарево»). Гносеологическая функция реализуется в системе познаватель­ных средств. В качестве таковых в религии выступают доктрины, мифы, ритуалы, раскрывающие различные аспекты функционирования и разви­тия как общества, так и религии. Сюда же включается и критическая функция религии, которая заключается в соответствующей~оцёнке йзу-


чаемых объектов. Прогностическая функция реализуется в системе тех общих суждений, в которых описываются возможные состояния религи­озной системы в ближайшем или отдаленном будущем. Идеологическая функция связана с тем, что религия, будучи формой общественного соз­нания, отражает социальные интересы различных слоев общества.

Однако эти и многие другие функции не являются основными для ре­лигии как социального феномена: любая сколько-нибудь значительная и тем более мировая религия не обязательно связана со светской властью и не очень озабочена тем, чтобы объяснить каждому смысл жизни. Важнее вера: именно она составляет основу любой религии и обеспечивает реали­зацию ее главных социальных функций.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 886 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...