Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность Сиддхартхи Гаутамы Будды



Появление Будды в истории Индии считается поворотным моментом в преобразовании религиозной жизни страны. Как и многие правдоискатели того времени, Будда принадлежал к военно-рыцарскому сословию (сословию кшатриев). Его имя было Сиддхартха (-«тот, чья цель достигнута»). Он родил­ся около 563 г. до н. э. вблизи Гималаев, на границе Непала. В Лумбине, неподалеку от города Капилавасту.

Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа (отец Гаутамы), безумно любивший свою жену, перенес все свои чувства на сына. Его тревожил хар-р ребенка. Будучи еще мальчиком, С. любил предаваться смутным грезам и мечтам, отдыхая в тени деревьев. Боги, гласит предание, незримо окружали Возвы­шенного и внушали ему любовь к мистической жизни.

Путь молодого кшатрия был определен поиском ответа на вопрос: «Как избавиться от страданий?» В нем созрело решение уйти из дома. Не поколебала его даже весть о рождении сына Рахулы. - ему шел тридцатый год.

Первыми, к кому обратился Сиддхартха в поисках ответа на вопрос о сущности жизни, были брахманские мудрецы, которые так же, как и он, ни во что не ставили мирскую суету. Ранее не сталкиваясь с учением Упанишад, Гаутама слушал беседы Алары и Уддалаки, философов общины монахов Сангхи. Он скоро овла­дел основами брахманийской философии.

Однако быстро пришло разочарование. С. вступил в школу брахманизма, когда она находилась в упадке и мистический монизм Упанишад выродился в схоластическую философию, секты и школы увязли в спорах по поводу метафизических тонкостей.

В конце концов ему показалось, что лучший выход в данной ситуации -быть свободным от обаяния любого учения. Особенно нелепым казалось ему слепое доверие к старым священным гимнам и писаниям (Ригведе, Яджурведе и др.). Его учение, так же, как и Сангха, стало естественным завершением философии брахманизма.

Изучив филос-ие системы и поняв, что они не помогут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама решил обратиться к йогам-практикам. Целый год он жил среди них,.

Вскоре, покинув своих наставников-йогов, Г. уединился в джунглях Урувелы - самому бесстрашно вступить на путь самоистязания. Шесть лет.

В то время когда С. в одиночестве предавался размышлени­ям, его посетили сильнейшие искушения и колебания. Казалось, в ожившем организме воскресли все страсти и те­перь бушевали с утроенной силой. Он был уверен, что не кто иной, как сам демон Мара, царь зла и смерти, хочет помешать ему на избранном пути.

И тут произошло самое значит-е событие в жизни Г.. Явилось «просветление». - увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь м/у людьми, м/у челов-м и ми­ром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. Строитель дома! Это Т р и ш н а - жажда жизни, жажда бытия. - возмущает мировой покой. Это желание. Будда назвал это «тришной» - желанием стать чем-то. Отныне С. стал Буддой - Просветленным.

Г. изложил основы своего учения в виде четырех истин. Этот буддийский символ веры получил название «арья сатья» («благородная истина») и запечатлен в буддийских сутрах - священных канонических сборниках.1= сущ. дуккха' - неудовле­творенность, страдание; 2 – д. имеет причину; 3 – д. можно прекратить; 4 - имеется путь к прекращению. - если разум освободит­ся от пут привязанностей.

Прошло около четырех лет с «ночи просветления». И эти годы не ока­зались бесплодными для общины Сангхи. Нищий Шакьямуни (Будда) стал теперь главой огромного монашеского ордена, окружил себя учениками, его признал учителем прославленный йог Кашьяп со всеми своими последователями. Г. приобрел покро­вительство могущ. раджи и стал хозяином в Велуванском пар­ке.

успеху способствовали боги, кот. сопровождали Со­вершенного; но сам Будда вряд ли согласился бы с таким объяснением, хотя бы даже потому, что он с презрением относился к родоплеменным богам (Агни, Брама, Индра, Мара) и уговаривал своих последователей не приносить им жертв. Личное обаяние.

38.Исторические условия возникновения Ислама.

И. - третья из развитых монотеистических религий. возникла на Ближнем Востоке, корнями уходит в ту же почву, питается те­ми же идеями, основывается на тех же культурных традициях, что и хри­стианство, иудаизм. В то же время И. оказывает колоссальное воздействие на культуру и быт мн. народов Азии и Африки. Появились по­нятия «мир ислама», «исламская (арабо-исламская) цивилизация», «исламский фактор».

И. возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы - один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближ. Востока. Более поздняя традиция, зафикс-я в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соот­ветственно от его сыновей Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами.

В первые века н.э. арабы - земледельцы и кочевники-бедуины -довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на сосед­них с ней землях в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже зна­комы с ранними гос-ми образованиями, часть кот. нахо­дилась в сфере полит. и культ. влияния Византии или Ирана.

Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской Месопота­мии, они поклонялись Солнцу и Луне, разл. божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое воплощение в культе больших, поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый Черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими более мелкими каменными фети­шами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень кубической формы воспринимался всеми арабами как высший Божественный символ.

Такого рода представления в Аравии распространились дав­но и широко. С ними были знакомы и в Мекке, и в Ясрибе (буд. Ме­нта), и в городах Йемена. Источник таких представлений известен - это монотеистические религии - иудаизм и христианство. Иудаизм существ-л в Аравии на протяжении ряда веков, особ. в городах. Круп­ные иудейские общины живших там евреев активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и распространяли свое учение, особенно в Ясрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V и VI вв. иудаизм на короткое время стал офиц. Гос. религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но усилило роль христианства. Х-во рас­пространилось среди арабов Сирии, Палестины, Месопота­мии.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа на южных арабов ока­зывал определенное влияние и проникший к ним из Ирана зороастризм, кот. в поздних его модификациях, сложившихся под влиянием хр-ва (манихейство, маздакизм), тоже был близок к идее монотеизма. Все это переплетение верований и религий с их монотеистическими тен­денциями не могло не оказать серьезного воздействия на арабские племе­на. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чужого культурного влияния выработка на его основе собств-го религиозно-культ. потенциала могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и изменений в струк­туре экономики, ломки традиционного жизненного уклада в Аравии все сложилось иначе.

В VI в. в Юж. Аравии распространилось движение ханифов - пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого покло­нения разным богам и идолам в пользу единого Бога. Их новый Бог отли­чался и от иудейского Яхве, и от христ-й Троицы. Некоторые из ханифов использовали слово «Аллах» (от араб, «илах» - «божество»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового Бога. Однако такие проповеди х-в не имели результата.

Успех выпал только на долю Мухаммеда. Мухаммед высту­пил с проповедью, смысл кот. сводился к тому, что сущ-т лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле («ислам» по-арабски - «покорность»). За короткий срок Мухаммед стал полным и общепризнанным повелителем огромной, тесно сплоченной и хорошо организованной общины «правоверных», жаждущих активной деятельности во имя Аллаха и новой религии.

39.Личность Мухаммеда.

Мухаммед (ок. 570-632) происходил из рода хашим, мекканского пле­мени курайш. Рано осиротев, он вначале пас скот своего дяди Абу Тали­ба, а затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и вел ее торго­вые дела, что способствовало его активному общению с представителями разных народов и религий. М. женился на сорокалетней Хадидже (на 15 лет стар­ше), брак был счастливым. За 20 лет совм. жизни Хадиджа роди­ла семерых детей, но только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. После смерти Х. у пророка было много жен, включая и малолетних, но ни одна из них, не родила наследников.

Примерно с 610 г. М. стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка. Как основатель новой религии он явно уступал в силе и глубине интеллектуального потенциала другим -будь то легендарный Будда, Лао-цзы, Иисус, Конфу­ций. Притягательность проповеди и личности М. состоя­ла в другом: сумел извлечь из всех известных религий идею своего единого Бога и призывал арабов к сплоче­нию под религиозным знаменем.

Вначале М. не претендовал на создание нового учения, новой религии. Он выступил за признание единого Бога, в чем-то родст­венного иудейскому и христианскому, хотя имевшего отношение и к высшему Божеств-му символу Каабы. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, заимствовал из Библии. В первые годы распростране­ния нового учения М. даже молился, обратив лицо к святому го­роду иудеев и христиан - Иерусалиму. Только после того, как евреи стали открыто высмеивать теологические и догматические ошибки М., пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, кот. к этому времени превратилась в дух. центр ислама.

Создав культ единого Аллаха, М. призвал своих последовате­лей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к этому богу и омовением. От верующих требовалось также соблюдать пост и вносить в общую кассу налог на имущество и доходы в пользу бедных - закят (2,5% от общей стоимости имущества и доходов). Из Библии М. заимствовал идею Страшного суда, представления о рае и аде, сатане (шайтане), бесах (джинах) и мн. др.

Под стать пророку были и первые его последователи, среди кот. Хадиджа, сын Абу Талиба Али - четвертый праведный халиф (преемник, заместитель), двоюродный брат и зять Мухаммеда, женивЩийся на Фатиме, купцы Абу Бекр (Бакр), Омар и нек-е другие, Менее известные деятели ислама. Все они уверовали в божественность Пророка, поддерживали его и ориентировались на связи с иудеями и хри­стианами.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...